Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1) (по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтения с остановками технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_9_klasse_1.docx | 308.9 КБ |
9_klass_oge.pptx | 457.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1)
(по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)»
Цели деятельности учителя: Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтение с остановками технологии критического мышления
Планируемые результата:
Предметные: научатся читать про себя в процессе ознакомительного, выборочного чтения, высказывать оценочные суждения о героях произведения, тактично воспринимать мнения одноклассников; формировать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение);
формировать языковую компетентность (ЗУН): готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока), способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности); учить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении на основе предложенной фразы; научить подбирать доказательства, примеры;
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные: выбирают способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи.
Познавательные: находят в тексте ответ на заданный вопрос; произвольно строят устные высказывания с учетом учебной задачи.
Коммуникативные: выражают свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге; используют доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; проявляют устойчивый интерес к общению в совместной работе.
Личностные: на основе текста С.А. Алексиевич формировать представление о подвиге, долге, любви; воспитывать уважение к подвигу ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
Оборудование: текст из книги С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва», презентация, видео «Чернобыль», аудиозапись песни «Любовь и смерть».
Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, чтение вслед за автором.
Ход урока
- Стадия вызова
Сегодня мы будем на уроке анализировать текст и на его основе напишем сочинение-рассуждение. Это самая сложная часть экзамена в 9 классе. Текст будет сложный, и вы узнаете, о чём текст не сразу. Для работы с текстом мы с вами используем интересный приём – чтение с остановками. Итак, начнём работу с текстом.
- Стадия осмысления
- Работа с текстом
1-я остановка:
(1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила…
- Почему, как вы думаете, героиня не знала, как любила мужа?
- Почему в конце стоит многоточие? Что оно означает?
2-я остановка:
(6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – … пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили. (10)Вызвали на обыкновенный пожар…
- Героя вызвали на обыкновенный пожар. А пожар может быть необыкновенным? А какой это пожар? Что может таить в себе многоточие в конце отрывка? Что может произойти дальше?
3-я остановка:
(10)На Чернобыльской АЭС пожар.
- Что вы знаете о трагедии на Чернобыльской АЭС?
(Много лет прошло с того дня, как 26 апреля 1986 года весь мир облетела весть об аварии на 4 блоке Чернобыльской Атомной станции. Много лет эта трагедия поднимает все новые и новые вопросы, на которые однозначно никто не может ответить по сей день. Но очевидно то, что это трагедия всего человечества. Чернобыль уже стал метафорой, символом. И даже историей. Написаны десятки книг, сняты тысячи метров видеопленки. Нам кажется, что мы знаем о Чернобыле все: факты, цифры. Что можно к этому добавить? Ведь это так естественно, что люди хотят забить Чернобыль, убедив себя, что это уже позади.
Сегодня мы вместе перелистаем роман Светланы Алексиевич “Чернобыльская молитва”. О чем эта книга? Почему она написана? Вот что говорит ее автор: “Эта книга не о Чернобыле, а о мире Чернобыля». Светлана Алексиевич сама такой же свидетель, как и ее герои. Три года Светлана ездила и расспрашивала всех, от ученного до верующего, всех, кто хоть как-то прикоснулся к Чернобылю. Всё внутри этих людей отравлено Чернобылем, а не только вода и земля.
В ночь с 25 на 26 апреля на Чернобыльской АЭС примерно в 1ч. 23 минуты последовали два взрыва, над блоком взлетели какие-то горящие куски, искры. Начался пожар. Стало ясно: это не просто пожарная тревога, это сигнал тревоги № 3. 6 часов 35 минут. Пожар полностью и везде ликвидирован.
Говорят, что у нас нет людей, способных на подвиг, а оказывается, что они живут рядом с нами и беда называет их имена…
Их было 28 пожарников Чернобыля, которые приняли в ночь с 25 на 26 апреля 1986г первый, самый жестокий удар на 4 блоке атомной станции. Сегодня мы их называем “шеренгой № 1”. Никто из этой шеренги не отступил перед лицом опасности. И каждый достоин того, чтобы о нем написали книгу).
- Как знаменательно, но 2017 год объявлен годом экологии. Мы должны помнить об этой трагедии, что такое не повторилось снова.
- Просмотр ролика «Чернобыль» (35 секунд)
4-я остановка:
(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни... (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…
- Ждете ли вы продолжения? Какого?
- Отметьте наиболее выразительные художественные детали. О чём они говорят?
- Обратите внимание на многоточия в этом абзаце. Зачем они нужны?
(Многоточие - знак препинания в виде трёх поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.
В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:
1. Для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи.
2. В начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени.
3. Для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой
4. В начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста).
5-я остановка:
(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная, и я его боюсь.
(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:
(30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.
(33)А я как умалишённая: (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!
(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»
- Каким вам хочется видеть финал главы? Попробуйте предсказать его завершение.
6-я остановка:
(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. (40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:
(43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.
(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они: (48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная! (50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь… (57)Уже я от него не оторвалась...
(58) Шла с ним до гроба... (59) В парадной форме его засунули в целлофановый мешок и завязали… (60) Съехались все... (61) На кладбище нас окружили солдаты. (62) Шли под конвоем. (63) И гроб несли под конвоем. (64) Никого не пустили попрощаться... (65) Засыпали моментально… (66) Даже не дали гроб обнять.
(67) Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (68) О страшном… (69) Но я вам рассказала о любви… (70) Как я любила... (71) И люблю… (72) А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий. (по С.А. Алексиевич*)
* Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948 г.) – всемирно известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке. Автор прозы о войне, о Чернобыле. Создатель уникального документально-художественного метода, основанного на беседах с реальными людьми.
- Выделите ключевые слова в этом абзаце.
- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок текста?
- Почему в начале текста в предложении №4 героиня твердит, что очень любит мужа, а далее просто говорит, что любит? А почему предложения 69,70,71 в последнем отрывке оканчиваются многоточием?
- Давайте ещё раз посмотрим, когда ставится многоточие.
- Понравилось ли вам читать текст с остановками? Почему?
- Мы сегодня познакомились с отрывком главы «Одинокий человеческий голос» книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва». «Одинокий человеческий голос» - заставляет душу читателя звенеть, как звук дозиметра. Читать исповедь жены «чернобыльца», которая до последнего вздоха ухаживала за мужем, когда врачи, санитары и медсестры боялись к нему подходить, потому что он сам был как атомный реактор, спокойно невозможно. Любящая женщина жертвовала собою. От облучения радиацией человек умирает за 14 дней. Умирает страшной мучительной смертью, разлагаясь на глазах у жены. Никто не в силах ему помочь, облегчить страдания. Только жена рядом до конца. Я думаю, что многие из вас захотят прочитать эту книгу.
Звучит фоном песня В. Цыгановой «Любовь и смерть».
Мы в пyти всегда... |
(Песня Цыгановой)
Долгие века ищем мы любовь по светy,
А за нами пыль да воpонье...
В небе облака, на кpесте pyка,
Впеpеди любовь и кpовь.
В самый тpyдный час только веpа гpеет нас,
И спасает вновь любовь
Любовь и смеpть, добpо и зло...
Что свято, что гpешно, познать нам сyждено.
Любовь и смеpть, добpо и зло,
А выбpать нам дано - одно...
- Эта история имеет реальную основу. Это история любви Людмилы и Василия Игнатенко. Они любили друг друга по-настоящему, сильно…
- Как можно по-другому назвать это произведение? Озаглавьте текст с многоточием. ( «Любовь и смерть…»)
- Стадия рефлексии
- Чему вы сегодня научились? Что поняли?
- Какой знак препинания помог нам показать глубину и эмоциональность чувств героини?
1. Сочинение
- Итак, ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2). Объясните, как вы понимаете слова Н.С. Валгиной: «Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Чтение сочинений (2 человека)
Тетради с сочинениями-рассуждениями сдаются учителю – после их проверки все учащиеся получат оценки.
- Итоги урока
Светлана Алексиевич написала удивительную книгу. У неё все книги удивительные. Страшные, пронзительные. Это, действительно, документальная книга с элементами беллетристики. Чёрная, грустная, пропитанная болью и страхом. Читать страшно, ведь, сколько судеб искалеченных, сколько беременных и новорожденных погибло, сколько зараженных людей. Как хрупко счастье. Эти люди (ликвидаторы, как их называют) все герои. Вечная им память. Невозможно читать и не плакать! Невозможно.
Пусть героиня найдёт себя в жизни, пусть будет здорова и счастлива.
Я желаю Вам, ребята, здоровья, любви и счастья. Пусть многоточие у Вас в жизни будет только из-за приятных волнений.
Василий Игнатенко, 1961-1986
Людмила Игнатенко,
жена погибшего пожарного Василия Игнатенко
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1-я остановка: (1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила…
2-я остановка: (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – … пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили. (10)Вызвали на обыкновенный пожар…
3-я остановка: (10) На Чернобыльской АЭС пожар .
4-я остановка: (11)А теперь – клиника острой лучевой болезни... (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…
5-я остановка: (20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко…
(27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная, и я его боюсь. (29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает: (30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки. (33)А я как умалишённая: (34)Я его люблю! (35)Я его люблю! (36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»
6-я остановка: (39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. (40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали: (43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе. (46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они: (48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная! (50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь… (57)Уже я от него не оторвалась...
(58) Шла с ним до гроба... (59) В парадной форме его засунули в целлофановый мешок и завязали… (60) Съехались все... (61) На кладбище нас окружили солдаты. (62) Шли под конвоем. (63) И гроб несли под конвоем. (64) Никого не пустили попрощаться... (65) Засыпали моментально… (66) Даже не дали гроб обнять. (67) Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (68) О страшном… (69) Но я вам рассказала о любви… (70) Как я любила... (71) И люблю… (72) А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий. (по С.А. Алексиевич*)
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по типу С 2, объяснить, как вы понимаете слова профессора, доктора филологических наук, зав. кафедрой русского языка Московского государственного университета печати Нины Сергеевны Валгиной : «Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Выберите тему вашего сочинения: «Многоточие – это размышление о любви», «Многоточие – это размышление о трагедии»
«Многоточие – это размышление о любви», «Многоточие – это размышление о трагедии»
Василий Игнатенко, 1961-1986 Людмила Игнатенко, жена погибшего пожарного Василия Игнатенко Василий Игнатенко, 1961-1986 Людмила Игнатенко, жена погибшего пожарного Василия Игнатенко Прототипы героев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».
Тезисы к выступлению по теме« Подготовка к выполнению заданий части С.Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению...
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждени...
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)
Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по заданному тексту
Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...