Урок русского языка в 5 классе "Принимаем сигналы предложения. Составляем расссказ по предложению"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Куртяник Маргарита Аркадьевна

Основой для сближения предметов "Русский язык" и "Литература" является СЛОВО, шире - РЕЧЬ,  ТЕКСТ.

Еще одним основанием для сближения  может быть общность психологических механизмов грамотного письма и понимания текста:  опознание, прогнозирование (вероятностный прогноз, вариативное прогнозирование, упреждение, установка) и удержание в памяти предсказанных единиц до решения определенной задачи (Л. Ельмслев, Д.Н. Узнадзе, Н.И. Жинкин, И.М. Фейгенберг, Г.Г. Граник и др.).

На данном уроке выполняется задание, с помощью которого развиваются эти общие психологические механизмы.

«Расшифруйте предложение», или «Составьте рассказ по предложению». Школьникам дается отдельное предложение и предлагается извлечь из него всю заключенную в нем информацию. Эту информацию нужно изложить в форме связного рассказа.

Тексты составляют те школьники, которые умеют извлекать информацию из всех элементов предложения, принимать сигналы предложения. После определенной тренировки создавать «рассказ по предложению» научаются практически все учащиеся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 5 классе.

Принимаем сигналы предложения и составляем рассказ по предложению

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Содержание

1 этап

Создание проблемной ситуации

Обсуждают, выдвигают версии

Представьте себе, что вам пришло  короткое  сообщение:

Приезд откладывается дату сообщу Костя.

Что стоит за этим сообщением (можно говорить о телеграмме, если дать толкование этого слова)? Давайте попытаемся извлечь из него как можно больше сведений.

Учащиеся: Очевидно, Костя должен был приехать в определённое время. Однако что-то помешало ему это сделать. Костя вынужден был отложить свой приезд, и он не может точно сказать, когда приедет. Чтобы не держать вас в постоянном ожидании, он решил сообщить дату выезда, когда её узнает.

Учитель: Видите, получился целый рассказ!

О многом сказать коротко — это мастерство. Им владеют настоящие художники слова. Антону Павловичу Чехову достаточно было написать, что на мосту сверкнуло горлышко разбитой бутылки, чтобы в нашем соображении возник не только мост, но и целая картина лунной ночи.

Писатели всегда рассчитывают на воображение читателя, на его знания и опыт. Часто встречаются такие предложения, которые сообщают гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Читатель должен уметь извлечь это сообщение.

Неопытный читатель воспринимает только написанное словами, а опытный ещё и то многое, что стоит за этими словами.

О таком читателе мечтает каждый автор. Вот что пишет детский писатель Борис Заходер: (слайд презентации)

Сказать ли,                                        Чтоб мы

О чём они втайне мечтают —                Научились читать.

Все те,                                                Ах,

Чьи книги охотно читают?                        Об этом

Мечтают,                                        Можно только мечтать.

2 этап  Осознание структуры изучаемого явления

Четко  определяет условия  выполнения работы  

Представляет структуру изучаемого явления

При выполнении этого задания нужно всматриваться в каждое слово: ведь каждое слово, даже самое маленькое, посылает нам свой сигнал.

Участвуют, дополняя объяснения учителя, задают вопросы, выполняют задачи на основе обобщенных способов деятельности во внешней речи

Все дальнейшие представления  текста целесообразно показывать на доске, используя мультимедийную презентацию или интерактивную доску

Так, слово если сообщает нам, что речь идёт не о том, что происходило или будет происходить на самом деле, а о том, что могло бы произойти при определённых условиях. Вспомните знакомые с детства слова В. В. Маяковского: «Вырастет из сына свин, если сын свинёнок».

Слова а, но, однако сигнализируют о том, что сейчас будет сказано что-то противоположное предыдущему. Так, басня Крылова «Прохожие и Собаки» кончается такими словами:

Завистники, на что ни взглянут,

Подымут вечно лай;

А ты своей дорогою ступай:

Полают да отстанут.

Слова может быть, вероятно, должно быть и другие (их много) передают неуверенность того, кто говорит или пишет. Помните пушкинского Руслана?

Быть может, на холме немом

Поставят тихий гроб Русланов...

Слова хоть, хотя, несмотря на показывают, что действие происходит вопреки чему-то. Так, в басне Крылова «Крестьянин и Змея» крестьянин в ответ на уверения Змеи, сменившей кожу, что она теперь станет добрым другом, говорит:

Хоть ты и в новой коже,

Да сердце у тебя всё то же.

Организует деятельность со всем классом

Объясняют, участвуют в процессе осознания

1. Когда в жизни приходится составлять рассказ по предложению?

2. Какое слово сообщает нам, что что-то могло бы произойти при определенных обстоятельствах?

3. Какие слова сигнализируют о том, что сейчас будет сказано что-то противоположное предыдущему?

4 Какие слова передают неуверенность того, кто говорит или пишет?

5. Какие слова показывают, что действие происходит вопреки чему-то?

3 этап.  Осознание способов деятельности

Четко  определяет условия  выполнения работы  

Представляет структуру изучаемого явления

Оганизует деятельность по выполнению заданий со всем классом на одном уровне сложности

Участвуют в осознании способов деятельности, записывают ответы, проговаривая вслух, задают вопросы

Задание 1. Придумайте свои примеры, в которых: 1) действие могло бы произойти при каких-то условиях; 2) сообщается что-то противоположное предыдущему; 3) выражается неуверенность; 4) действие происходит вопреки чему-то.

  1. Укажите, простыми или сложными являются составленные вами предложения, подчеркните в них главные члены предложения.

Учитель: Большинство слов многозначны, и полную информацию мы получаем от слова со всем его окружением.

Если вы, расшифровывая предложение, уловите все его сигналы, у вас должен получиться небольшой рассказ. При этом необходимо соблюдать два условия:

  1. полностью «вычерпать» смысл из предложения, но
  2. не придумывать ничего такого, чего из предложения нельзя узнать.

Теперь попробуйте свои силы на предложении из произведения Г.X. Андерсена:

Мать обнимала его и плакала от радости, а он обнимал её и ласково кивал головой всей старой мебели.

4 этап.  Самореализация

Организует коллективную деятельность по достижению учебных целей на индивидуальном уровне ( от простого к более сложному, проводит работу по осознанию способов деятельности в заданиях повышенного уровня сложности, организует взаимодействие учащихся в парах, если необходимо

На данном этапе самостоятельно работают над выполнением предложенных заданий, вступают во взаимодействие по вопросам  выполнения заданий либо с учителем, либо между собой.

Если дело идёт у вас «со скрипом», может быть, вам помогут наши вопросы. Постарайтесь на них ответить:

  1. Кем приходился этот человек матери?
    (Скорее всего, сыном. А может быть, он и не сын. В предложении ведь не сказано прямо, что женщина является матерью того человека, которого обнимает. Она может быть матерью того, кто рассказывает. Рассказчик может описывать встречу своей матери с её братом, или отцом, или любым близким и дорогим человеком.)
  2. Как вы думаете, почему мать, обнимая этого человека, плакала от радости?
    (Слова
    плакала от радости говорят о том, что произошло что-то необычное. Этот человек долго отсутствовал, и она тяжело переживала эту разлуку, а теперь обрадовалась встрече. Или с ним случилось что-то плохое, она уже думала, что навсегда рассталась с ним, и вот он неожиданно появился.)
  3. Как вы думаете, почему этот человек, обнимая мать, ласково кивал головой всей старой мебели?
    (Он соскучился по дому. Может быть, это его родной дом, а может быть, не родной, но всё равно ему близкий. Он хорошо его знает и как бы здоровается с ним.)

Попробуйте составить рассказ.

Удалось вам сочинить рассказ по данному предложению?

Дает возможность оценить учащимся уровень своих достижений

Оценивают уровень своих достижений, проявляя самостоятельность и ответственность за результаты учебной деятельности

А теперь познакомьтесь с нашим рассказом. Похож ли он на ваш? Чей получился интереснее?

Предположим, что в данном предложении речь идёт о сыне с матерью. Они не виделись очень долго, по-видимому, много лет. Может быть, сын был на войне или в далёком путешествии, а может быть, несколько лет учился или работал вдали от дома. Если бы его жизнь в разлуке с матерью привела к плохим результатам, их встреча была бы омрачена. Но встреча была радостной, значит, он вернулся с каким-то успехом. И мать довольна этой встречей и тем, что у сына всё хорошо. А он счастлив видеть мать и дом, в котором давно не был.

Оценивает качество освоения и решает по ходу урока, необходимо это упражнение или нет

Задание 2

1)Прочитайте диалог из произведения русского писателя начала XX века А. Т. Аверченко.

РАЗГОВОР ПРОДАВЦА ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМИССИОННОГО МАГАЗИНА С ПОКУПАТЕЛЕМ

– Есть одна стоящая вещь: «Диана с луком».

– Садит, что ли?

– Что?

– Лук-то.

– Никак нет. Стреляет. Замечательный предмет.

  1. Почему, на ваш взгляд, стала возможной ошибка покупателя? Какое слово в названии скульптуры не позволяет допустить этой ошибки?
  2. Как называются слова лук и лук, использованные в диалоге?

5 этап. Рефлексия

После самостоятельной

работы ученикам дается авторское продолжение текста

Самостоятельно выполняют работу

Анализируют причины полученных результатов, обсуждают с учителем возможности получения более точных результатов при осмыслении текста

Задание 3Когда вы что-нибудь читаете, то невольно предполагаете, о чём дальше пойдёт речь. И, читая дальше, как бы проверяете свои предположения. Если внимательно относиться к каждому слову, можно довольно точно предугадать ход мысли автора. Давайте потренируемся в таком предугадывании.

Задание

  1. Прочитайте данный ниже текст Т. Крюковой медленно, не спеша, вдумываясь в каждое слово. Постарайтесь ответить на вопросы по ходу чтения.

ЖИЗНЬ

Больше всего на свете она любила поесть. Ничего удивительного, что она была неуклюжей толстушкой.

– Фу, какая противная, — говорили люди.

Как вы думаете, о ком может идти речь в тексте? При этом обратите внимание на слово противная.

Шло время. Она подросла и преобразилась, как по волшебству.

– Надо же, как она изменилась! Просто куколка! — восклицали те, кто прежде брезгливо морщился.

Как теперь вы думаете, о ком идёт речь? Обратите внимание на словосочетание брезгливо морщился.

А высокомерная красавица куталась в шёлк и не обращала внимания на восхищение толпы. Но однажды пришёл дёнь, когда ей надоело сидеть взаперти. Ей захотелось посмотреть на мир и удивить всех своей красотой...

  1. Закончите текст так, чтобы было ясно, о ком в нём идёт речь.

  1. Выпишите слова: 1) с приставками пре- и при-; 2) с чередующимися гласными в корне (рядом напишите родственное слово с другой гласной); 3) с проверяемыми безударными гласными в корне (рядом напишите проверочное слово).

  1. По ходу письма сделайте графический разбор выделенного предложения.

Дает домашнее задание, если необходимо обращает внимание на слово собаколов и объясняет его значеник

Попробуйте расшифровать предложение.

Мальчик понял, что никогда не будет чувствовать себя полностью счастливым, пока этот собаколов существует в городе. (Ф. Искандер.)


Жизнь.      Автор Тамара Крюкова.

Больше всего на свете она любила поесть. Ничего удивительного, что тона была неуклюжей толстушкой.

-  Фу, какая противная, - говорили люди.

Как вы думаете, о ком может идти речь в тексте? При этом обратите внимание на слово противная.

Шло время. Она подросла и преобразилась, как по волшебству.

- Надо же, как она изменилась! Просто куколка! – восклицали  те, кто прежде брезгливо морщился. морщился.

Как теперь вы думаете, о ком идет речь? Обратите внимание на словосочетание брезгливо морщился. 

А высокомерная красавица куталась в шелк и не обращала  внимания на восхищение толпы А высокомерная красавица куталась в шелк и не обращала  внимания на восхищение толпы Но однажды пришел день, когда ей надоело сидеть взаперти. Ей захотелось посмотреть на мир и удивить всех своей красотой……

Закончите текст так, чтобы было ясно, о ком идет речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».

Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное  сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...