Разработка урока "Суффиксы прилагательных -к- и -ск-" 6класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Маслова Татьяна Викторовна

Урок русского языка в 6классе на тему "Суффиксы прилагательных -к- и -ск- " построен по технологии проблемного диалога. На уроке используется мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslova_t.v._stsenariy_uroka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Маслова Татьяна Викторовна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное автономное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Минаевки Асиновского района Томской области

Предмет: русский язык

Тема: «Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и  -СК-»

Класс: 6

Учебно-методическое обеспечение: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.  Москва «Просвещение» 2012г.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: совместно с обучающимися открыть правило «Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и  -СК-

Задачи урока:

Образовательные:  формировать умение правильно писать суффиксы -К- и -СК- в прилагательных;

 разработать алгоритм объяснения данной орфограммы

 Развивающие:  научить различать на письме суффиксы -к- и -ск- прилагательных; познакомить с особенностями графического обозначения условий выбора на письме суффиксов -к- и -ск-.

Воспитательные:  воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность по  отношению к языковым явлениям.

Тип урока:         постановка и решение учебных задач

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет, проектор, экран.

План проведения урока:

Этапы  урока

Временная реализация

Организационный момент.

Девиз урока:

 Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.

1

 

Языковая разминка (синтаксический  разбор, морфология. орфография)

4

Актуализация знаний (самостоятельная работа)

4

 Введение в тему.  Постановка проблемы.

Формулирование темы и цели урока.

2

Поиск решения. Лингвистические эксперименты.

4

Выражение решения.

Составление мини- проекта (алгоритма)

3

Реализация продукта

(работа по исправлению ошибок, самостоятельная работа, игра «Не спутай кармашки», электронный тест) 

24

Рефлексия.

2

Домашнее задание

1

Ход урока:

I Организационный  момент

Девиз нашего урока: «Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво (сл.2)

II Языковая разминка

Синтаксический разбор предложения (сл.3)

Однажды сентябрьским утром я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, вязкими берегами.

-Объясните лексическое значение слова вязкий(сл.4)

-Назовите имена прилагательные, определите их разряд и морфологические признаки.

-Объясните орфограмму в прилагательном (небольшом)

III Актуализация знаний

-Выделите суффиксы в прилагательных сентябрьским, вязкими

-Запишите словосочетания, заменив одно существительное прилагательным (с помощью суффиксов -К- и -СК- )

Улицы города, сети рыбака, инструмент плотника, язык немцев, французов, танец казахов, жилище эскимосов, погоны лейтенанта (сл.5)

Проверка записи

IV Введение в тему.  Постановка проблемы.

 -Какие суффиксы использовали при образовании прилагательных?

-к- и  -ск-

-Все ли слова написаны правильно?

-Почему не смогли написать без ошибок? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия)

-Мы не знаем, когда в прилагательных пишется суффикс -к-, а когда –ск- (осознание противоречия)

-Над какой темой будем работать на уроке? (побуждение к формулированию темы)

-Запишем тему урока «Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и -СК-»

Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

- Узнать условия выбора суффиксов -К- и -СК-. 
- Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и СК
.(сл.6)

V Поиск решения

1.Лингвистический эксперимент 

-Какое из записанных прилагательных образует краткую форму?

Вязкий-вязок (сл.7)

_-Образуйте краткую форму от прилагательных: низкий, скользкий, дерзкий, близкий.

-Сделайте вывод

-Если прилагательное имеет краткую форму, то пишем суффикс –К-

2.Лингвистический эксперимент

-От каких существительных образовали прилагательные с помощью суффикса –К-?

Рыбака- рыбацкий, плотника- плотницкий, немцев- немецкий, ткач- ткацкий

-Сделайте вывод (обратите внимание на выделенные согласные)

-Если основа существительного оканчивается на -К, -Ч, -Ц, то пишем суффикс –К- 

3.Лингвистический эксперимент

-Имеют ли краткую форму остальные прилагательные?

-Нет, не имеют

-От каких существительных образованы?

-Не на –К, -Ч, -Ц.

-Сделайте вывод

-Если прилагательные не имеют краткой формы и образованы от существительных не на –К, -Ч, -Ц, то пишем суффикс -СК-

VI Выражение решения

-Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно? (открытие нового знания.)

Работа с теоретическим материалом. Составление алгоритма работы с орфограммой №39.

Краткая форма

          Есть                                                                                         Нет

Пиши -К-                                                              От какого сущ. образовано

                                           

                                                      Основа на -к.-ч,-ц                           не на -к,-ч,-ц

                                                             Пиши -К-                                Пиши -СК-

- Проговорим правило по алгоритму

- А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, послушайте стихотворение:

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

И еще даю совет: 
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать,

Суффикс СК нужно писать!

VII Реализация продукта

1.Пользуясь алгоритмом и стихотворением, исправьте, если нужно,  ошибки в прилагательных на доске:

Кузнецский, матросский, француский, узбекский, близский, рыбацский, вязский, кавказкий, индуский, таджикский, ткацский.

-Какие прилагательные не подчиняются правилу?

-Узбекский, таджикский.

-Это слова-исключения.

2.Заполнить таблицу примерами. Упр.327.(Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой)

3. Подберите определение к предмету. Объяснить орфограмму №39

                Флаг                                        урюпин…ий        

                Жук                                        альпинист..ое

                Ковёр                                пират…ий

Сталь                                        колорад…ий

Орех                                        персид…ий

Снаряжение                        вологод…ие

Треугольник                        грец…ий

Кружева                                бермуд…ий

Платки                                дамас…ая        

4. Докажите, что в прилагательных, образованных от существительных бермуды и пират,  не может писаться суффикс –К-. Объясните, почему можно сделать ошибку.

5. Игра «Не спутай кармашки»

На столе лежат карточки со словами: плотник, словак, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, киргиз, белорус, индус, тунгус, эскимос.

Задание: образовать от них прилагательные с суффиксами –К- и –СК- . Положить в соответствующий кармашек.

        

        

        

6. Электронное  задание. Интерактивный  тест «Правописание  суффиксов прилагательных -к- и  -ск-»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e359647-0152-4c91-a398-a40d78b7e6c2/index_listing.html

VIII  Рефлексия

 -Что нового узнали на уроке?

-Чему научились на уроке?

-Как будете различать суффиксы прилагательных -К- и -СК-?

IX Домашнее задание:

1. § 57, выучить алгоритм работы по теме, подготовить связный рассказ о различении суффиксов

2.Упражнение 329.

Список источников:

1.Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации. Авторы-составители: Н.М. Сулицкая, Н.Ю. Кадашникова.  Издательство «Учитель». Волгоград.

2. Технологические карты уроков по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. Автор - составитель О.В. Чермашенцева. Издательство «Учитель». Волгоград.

3. Учебник «Русский язык» 6класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Урок - практикум -"Имя прилагательное",6класс

Систематизация знаний по теме. Используются методические приемы: реализация межпредметных знаний, тренировочные упражнения,работа в парах, группах, блиц-опрос, творческий проект....

Русский язык.6класс.Урок №1. Тема:Окончания прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Данный урок является одним из трёх в блоке  уроков русского языка в программе 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....

Русский язык.6класс.Урок №1. Тема:Окончания прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Данный урок является одним из трёх в блоке  уроков русского языка в программе 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....

Урок русского языка в 6классе по теме "Имя прилагательное"

Урок развития речи проводится как обобщающий урок в конце изучения данного раздела школьной программы....

Методическая разработка к уроку английского языка в 4-9 классах по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухсложных прилагательных)

Методическая разработка  на презентации к уроку английского языка в 4 классе по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухс...

Методическая разработка «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных, двухсложных и многосложных прилагательных)

Методическая разработка  на презентации к уроку английского языка в 4 классе по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных, двухсл...