Путешествие в страну Глагол. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок-лабиринт по обобщению и систематизации изученного о глаголе в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.rar787.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»

«Путешествие в страну Глагол»

Цель – закрепление знаний по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные

  • повторить изученные сведения о глаголе как части речи;
  • закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
  • выявить назначение глагола в речи.

Воспитательные

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие

  • развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
  • совершенствовать творческие способности;
  • развивать выразительность речи.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.

III. Ученик:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает - расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … глагол.

- О чем же это стихотворение? Да, вы верно отгадали тему урока:

“Глагол”. Ребята,  сегодня мы отправимся в удивительную страну Глагола. Мы знакомились  с ней на протяжении целого ряда уроков. А цель нашего возвращения какая? Да, правильно чтобы  повторить и обобщить уже известное о Его Величестве, короле этой страны -  Глаголе;  для того, чтобы  постичь все тайны этого королевства. Для начала подумайте, как могло произойти его название страны.

 – глаголить -  говорить.

А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)

- Сегодня мы проведем необычный урок. Чтобы обобщить и систематизировать знания о глаголе, мы отправимся в лабиринт. А что это такое? (обращаемся к словарной статье)

Лабиринт – это первоначально, большое здание со сложно организованными переходами в Древней Греции.

Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение «нить Ариадны» означает – путеводная нить. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки. Поэтому девизом нашего урока будут слова пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Преодолев препятствия, мы выйдем из лабиринта.  А поможет нам в этом карта-схема

Итак, отправляемся в путь.

Препятствие 1.

Распределительный диктант. Совершенный и несовершенный вид глаголов.

Написать, ночевать, раздается, выберу, принимает, получили, увидим, покупаем

Препятствие 2.

Цель: повторить наклонение глагола.

Работа по единому тексту.

Солнце – самая близкая звезда. Во все стороны от нее распространяется свет и тепло. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. Другие звезды располагаются далеко и кажутся маленькими точечками. Но как их много! Спрячьте однажды вечером учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездие Лебедя, Рака, Полярную звезду.

Задание:

- Определите тему и основную мысль текста.(Тема – О звездах, о созвездиях. Основная мысль текста – Повествование о Солнце, о месте солнца в звездном созвездии).

- Озаглавьте текст. (Солнце. Близкая звезда. Тепло солнца).

- Какая наука изучает небесные тела, созвездия, планеты? (Астрономия. От греческого «астра» - звезда, «онима» - имя. Запомните: имена звезд).

- Выпишите из текста глаголы, распределив их по группам

Изъявительное наклонение

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Распространяется

Стало бы

Спрячьте

Располагаются

Погрузилось бы

Выберите

кажутся

Приглядитесь

Физкультминутка.

Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

А глаголы вы считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

Препятствие 3.

Секрет замка – устойчивые выражения.

Дана  нам только их часть, глаголы надо подобрать.

Сломя голову…..        (бежать)

Спустя рукава….       (работать)

Палки в колёса …..     (ставить)

голову на отсечение…. (давать)

дальше своего носа….  (не видеть)

зубы на полку….       (класть)

воздушные замки ….    (строить)

Препятствие 4.

Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-.

Марш, салют, модель, совет, цитата, фотограф, след, команда, протест

Препятствие5.

  1. Глагол – это …

а) часть речи, обозначающая признак предмета;

б) часть речи, обозначающая действие предмета;

в) часть речи, обозначающая количество предметов и порядок предметов при счете.

  1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

    а) (не)ела

    б) (не)доумевать

    в) (не)хотим

  1. Укажте пример с нарушением речевой нормы

    а)клади

    б) хочете

    в)поезжай

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

     а)Спиш…те с доски

     б) Когда спиш…те, проверьте.

  1. Вкаком предложении есть безличный глагол?

     а) Потемнело в чистом поле.

     б) Пуганая ворона куста боится

     в) Не пылит дорога, не дрожат кусты

  1. Какое утверждение является верным?

а) в русском языке ни одна часть речи не спрягается;

б) в русском языке спрягаются глаголы и прилагательные;

в) в русском спрягаются только глаголы.

1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а, 6-в

Мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания и практические умения

Учитель: Я думаю, что эти знания вам пригодятся в дальнейшем. Зная морфологические признаки глагола, вы сможете находить глаголы в любом тексте и использовать их в речи.

Рефлексия.

А теперь я предлагаю вам  выразить свое отношение к изученной теме.

Домашнее задание. Используя карту схему о глаголе, полученную в начале урока, написать сочинение «Что я знаю о глаголе?»

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\глагол.jpg

ФИ______________________________

Препятствие 1

Распределительный диктант

Что делать?                                          Что сделать?

_________________                            _____________________

__________________                          ______________________

___________________                          ______________________

___________________                         _______________________

Препятствие 2.

Цель: повторить наклонение глагола. Работа по единому тексту.

Солнце – самая близкая звезда. Во все стороны от нее распространяется свет и тепло. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. Другие звезды располагаются далеко и кажутся маленькими точечками. Но как их много! Спрячьте однажды вечером учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездие Лебедя, Рака, Полярную звезду.

Задание:

- Определите тему и основную мысль текста.(Тема – О звездах, о созвездиях. Основная мысль текста – Повествование о Солнце, о месте солнца в звездном созвездии).

- Озаглавьте текст. (Солнце. Близкая звезда. Тепло солнца).

- Какая наука изучает небесные тела, созвездия, планеты? (Астрономия. От греческого «астра» - звезда, «онима» - имя. Запомните: имена звезд).

- Выпишите из текста глаголы, распределив их по группам

Изъявительное наклонение

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Препятствие 3.

Секрет замка – устойчивые выражения.

Дана  нам только первая их часть, глаголы надо подобрать.

___________________ сломя голову

___________________спустя рукава

___________________ палки в колёса

___________________ голову на отсечение

___________________ дальше своего носа

___________________ зубы на полку

___________________ воздушные замки

Слова для справок: бежать,  работать,  ставить, давать, не видеть, класть, строить.

Препятствие 4.

Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-.

Марш

цитата

след

салют

фотограф

команда

модель

совет

протест

Препятствие 5.  ТЕСТ

1-________                                           4- _____________

2-________                                       5- _____________

3________                                            6- ____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -игра "Путешествие в страну "Глаголию". 5 класс.

Данный урок является обобщением ранее изученного материала.Его форма позволяет учащимся легко восстановить в памяти знания о глаголе....

Урок-путешествие в страну Глаголия 6 класс

Урок рассчитан на 2 часа. Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученное по теме глагол в 6 классе. (использованы "Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы В.Н.Пташкина и др.)...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе «Путешествие по стране глаголов».

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян,...

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАГОЛА"

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ В 6 КЛАССЕ...

Открытый урок - праздник "Увлекательное путешествие в страну Глаголию с Мэри Поппинс»5 класс

Открытый урок -праздник "Увлекательное путешествие с Мэри Поппинс" 5 класс.Цель урока – знать морфологически признаки глагола, морфемный состав глагола, уметь определять спряжение глагола с ...

Урок русского языка в 6 классе "Путешествие по стране Глаголии"

Занимательный урок повторения изученного материала по теме "Глагол" (6 класс) с компьютерной презентацией...