Простое предложение. 5 класс
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) на тему

Цхварадзе Татьяна Викторовна

Данный материал предназначен для проведения уроков в 5 классе по теме:"Простое предложение". Можно использовать и при объяснении нового материала (на интерактивной доске), и в качестве раздаточного материала для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostoe_predlozhenie_5_kl.docx69.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Памятка №1

         3. Виды предложений по эмоциональной окраске и интонации.

             невосклицательные

              восклицательные

Для справки: восклицательным по эмоциональной окраске и интонации может быть предложение любого вида по цели высказывания. Но только в вопросительных предложениях ставится два знака: вопросительный и восклицательный.

Слова – сигналы к постановке восклицательного знака: АХ, О, КАК, ЧТО ЗА, КАКОЙ, ТАКОЙ, ТАК И ДР.

                                                     Памятка №2

                                 Главные члены предложения

       

Для справки!  Вопросы к сказуемому: Что делает предмет? Каков он? Какой? Что такое? Кто такой?

1. По дороге (кто?) осеньсущест.(что делала?) шла.гл. (И.Богданов)

2. Десять дней подряд (кто?) онмест. (что делает?) лечит несчастных зверят. (К.Чуковский)

3. Наша (что?) столоваяприлаг  (какая?) светлая и уютнаяприлаг.

4. (Кто?) Учащиесяпричаст.  (что делают?) спешат в школу.

5. Меня (что сделают?) окружат (кто? что?) тысячи удивительных глазсловосоч. …(О. Дриз)

6. (Что?) дорога (что делала?) начинала подниматься на холм.

7. Открывавшийся с холма (что?) вид был (каков?) прекрасен.кратк. прилаг.

8. Сентябрь – (что такое?) осенний месяц.сущ.

Для справки!              Тире в простом предложении

           

                [существительное (И.п)  это, вот ) существительное (И.п.)]

                          подлежащее                                      сказуемое

                                                               [  ̶  = ]

                      Москва  столица России. Петербург  северная столица.

                                              Памятка №3

                        Второстепенные члены предложения

Фундамент любого предложения – грамматическая основа. Предложение, состоящее только из грамматической основы,  называется нераспространенным. Кроме главных членов в предложении могут быть и второстепенные члены предложения. Термин второстепенные члены предложения подчеркивает, что такие слова зависят либо от подлежащего (состав подлежащего), либо от сказуемого (состав сказуемого). Предложение, в котором кроме главных членов  есть и второстепенные члены предложения, называется распространенным.

Член предложения

От чего    задаем вопрос

Вопросы

Что обозначает

Чем выражено    (чаще всего)

Дополнение

от глагола, прилагательного, существительного

вопросы косвенных падежей

предмет

существительное местоимение в косвенном падеже

Определение

от существительного

какой? чей?

признак предмета

Прилагательное, причастие, местоимение, существительное в косвенном падеже

Обстоятельство

От сказуемого

где? куда? откуда? как? почему? зачем? куда?

место, время, причина, цель, образ действия

Наречие, деепричастие, существительное с предлогом

1. Не путай: И.п. и В.п.

 (Что? И.п.) Пароходподлежащее (что сделал?) издал (что? В.п.)  гудок.дополнение

Схема предложения [  ̶   =  ----]

2. Эпитет (греч.) – красочное определение (прилагательное), выразительное средство языка. В пурпурно – красный цвет окрашена листва.

3. Посуда (из чего? какая?) из хрусталя = хрустальная посуда (из хрусталя – можно подчеркнуть двумя способами: как дополнение и как определение). Ср.: поездки (на ком?) на лошадях (заменить существительное прилагательным нельзя, подчеркиваем одним способом – как дополнение)

4. Обстоятельство: парит (где? над чем?) над городом (сущ.); летит (куда?) ввысь (наречие)

                                               Памятка №4

Знаки препинания между однородными членами предложения

              , ставится                                                        ,  не ставится

     [О, О, О ]                                                         [ О и О ]

[ и О, и О, и О]

     [О и О, О и О]

Обобщающие слова при однородных членах предложения                                 Обобщающие слова (или словосочетания) потому так и называются, что они служат более общим обозначением находящихся при них однородных членов.

   Пунктограмма: «Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами»: [ О: О, О, О ] ; [ О, О, О О ]

Запомни!

Обобщающее слово и однородные члены  в предложении – это один и тот же член предложения! Например: Я люблю полевые (что? В. п., дополнение) цветы: (что? В.п., дополнение) ромашки, васильки, колокольчики.

И обобщающее слово (цветы),  и однородные члены предложения (ромашки, васильки, колокольчики) в предложении являются дополнением.

                                          Памятка №5

                                              Обращение

  • Существительное в именительном падеже.
  •  Особая звательная интонация.
  •  Всегда выделяется:  либо запятыми, либо восклицательным знаком (  в начале предложения + восклицательная интонация)
  • Не является членом предложения, но подчеркивается (v v v v v v v v v)

Запомни! Местоимение ты (вы) не является обращением!

Сравним:

  1. Черёмуха душистая весною расцвела. ( Черёмуха - подлежащее, расцвела – сказуемое).
  2. Черёмуха, черёмуха, ты что стоишь бела?(обращение, т.к. звательная интонация, сущ. в И.п.)

Обращения могут быть нераспространенными и распространенными ( Светите, звёзды, нам в пути! – Звёзды милой Родины, звёзды золотые, как вы ярко светите в сумерки густые.)

                                                 Вводные слова

  • Не являются членами предложения
  •  Можно вывести, убрать из предложения
  •  Имеют значения:
  • Уверенность: конечно, разумеется, несомненно, бесспорно.
  • Связь мыслей: во – первых, во – вторых и т.п., наконец, например.
  • Предположение, возможность: вероятно, возможно, видимо, наверное, кажется, по – видимому, может (быть), должно быть.
  • Источник сообщения: говорят, по – моему, на мой взгляд.

- Вводные слова выделяются запятыми, где бы они в предложении ни находились: в начале, в середине или в конце предложения.

- Графическое выделение (++++++)

   Дениска перегнал Егорушку и, по - видимому, остался этим очень доволен. К счастью, небо прояснилось и мы продолжили путешествие. Это решение, бесспорно, правильное.

                         Памятка №6

             Синтаксический разбор 

                                         Простое предложение.  5 класс

  1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
  2. По эмоциональной окраске и интонации: восклицательное или невосклицательное;
  3. По наличию грамматической основы: простое;
  4. По составу грамматической основы: односоставное или двусоставное; ([-] или  [=]  односоставное;  [- =] двусоставное: и подлежащее и сказуемое);
  5. По наличию второстепенных членов предложения: нераспространенное или распространенное;
  6. По осложненности: не осложнено или осложнено ( однородными членами предложения, обобщающим словом с однородными членами предложения, обращением, вводным словом).

Я воротился домой и с наслаждением ходил по белым дорожкам сада.

  1. По цели высказывания – повествовательное;
  2. По эмоциональной окраске – невосклицательное;
  3. По наличию грамматической основы – простое, т.к. 1 грам. основа;
  4. По составу грам. основы – двусоставное, т.к. есть и подлежащее и сказуемое (я воротился и ходил);
  5. По наличию второстепенных членов предложения: распространенное;
  6. По осложненности – осложнено однородными сказуемыми.                       

                                      Памятка №7

Синтаксический разбор

сложного предложения,  5 класс

Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединенное в одно целое по смыслу и интонационно.

  1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  2. По эмоциональной окраске (невосклицательное, восклицательное);
  3. По наличию грамматических основ (две и более) – сложное;
  4. По наличию или отсутствию средств связи (союзное или бессоюзное);
  5. По характеру связи и значению союза /для союзных предложений/ (сложносочиненное /ССП/ или сложноподчиненное /СПП/)

Далее разбирается каждое простое предложение, которое входит в состав данного сложного предложения (см. синтаксический разбор простого предложения).

  Дорога тянулась вдоль леса, и по ней медленно двигался обоз.

  1. повествовательное; 2) невосклицательное; 3) сложное, т.к. две грамматические основы (дорога тянулась и обоз двигался); 4) союзное (союз и); 5) сложносочиненное (части сложного предложения равноправны, т.е. не зависят друг от друга и соединены сочинительным союзом.)       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная проверочная работа по русскому языку "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Фонетика. Употребление тире в простом предложении. Средства художественной выразительности". 9 класс. Подготовка к ГИА

Данная комплексная проверочная работа позволяет максимально быстро проверить уровень знаний обучающихся по наиболее проблемным темам языкознания: "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Ф...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...