Урок русского языка в 7 классе "Обобщение и систематизация изученного по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Федосова Надежда Ивановна

Деепричастие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Обобщение и систематизация сведений о        

              о деепричастии.

Цель урока: систематизировать и закрепить полученные знания о деепричастии; продолжать формировать навык различения деепричастия в тексте и умения его обособлять на письме; совершенствовать навыки употребления деепричастий в устной речи.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и задач урока.

  Сегодня на уроке мы обобщим сведения о деепричастии как самостоятельной части глагола, закрепим знания о правописании деепричастий, о выделений деепричастных оборотов запятыми на письме и об употреблении деепричастий речи.

  1. Актуализация знаний.

1) Работа со стихотворением, написанным на доске.

… от свежего ветерка

Чуть … крепыши – маслята

… за руки, как ребята,

Топают … вокруг пенька!

                                               (Э. Асадов)

- Перед вами строки стихотворения Э. Асадова с пропущенными деепричастиями.

Мы должны восстановить их в тексте, в этом нам помогут глаголы: посинеть, греться, ёжиться, взяться.

2) Повторение сведений о деепричастии.

     Итак, вспомним некоторые сведения о деепричастии.

   - Что мы называем деепричастием?

   - На какие группы делятся деепричастия?

   - Как образуются деепричастия несовершенного вида?

      - Как образуются деепричастия совершенного вида?

       - Образуйте от данных глаголов деепричастия  несовершенного и совершенного вида.

 (Посинев, греясь, ёжась, взявшись).

       - Разберите их по составу.

       - А теперь необходимо найти место для каждого деепричастия в тексте и выразительно прочитать стихотворение.

Ёжась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши – маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь, вокруг пенька!

- Спишите, вставляя деепричастия и расставляя знаки препинания. Объясните их постановку (устно).

- Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

3. Работа с текстом.

1. Прочитайте текст.

         Неожиданно подул ветер. Он прош..лся вдоль берега обломав сухие ветки. Птицы и(з,с)чезли. Работяги кроты строившие подземные царства спрятались в свои лабиринты. Солнце послав на землю последний луч(?) зарылось во мглу. Вся природа затаив дыхание замерла в ожидании чего(то). Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

         И вот бе(з,с)шумно пош..л снег засыпая и смягчая все (не)ровности на земле. Снежный ковёр изменяя обычный наряд леса лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток останавливая течение у берегов. Снег поглотил все звуки погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и сновидений.

 - К какому стилю речи относится? Каков тип текста?

 - Озаглавьте его. Можно ли озаглавить «Зима»? Заголовок должен отражать тему и основную мысль высказывания. («Первый снег», «Пришла зима» и другие).

- Какие языковые изобразительно-выразительные средства использует автор, рисуя картину начала зимы? Назовём их. (олицетворения, метафоры, эпитеты). Приведите примеры.

- С какой целью используется такое обилие изобразительных средств?

2.  Найти в тексте предложения с деепричастными и причастными оборотами, выделить их, расставив знаки препинания.

- Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

- Чем причастный оборот отличается от деепричастного? Одинаковы ли условия выделения запятыми причастных и деепричастных оборотов? (обращение к таблице).

- Деепричастия какого вида преобладают в тексте? Почему во второй части используются деепричастия несовершенного вида?

3. Морфологический разбор деепричастия обломав.

4. Повторение правописания не с деепричастиями.

 - Какая орфограмма связана с правописанием деепричастий?

 - Как пишется не с деепричастиями?

Задание № 1. Раскрыть скобки, обозначить орфограмму.

(Не)задумываясь (ни)(о)чём, (не)чувствуя холода, (не)навидя ложь, (не)доумевая по поводу случившегося, (не)зная правды.

Задание № 2. Раскрыть скобки, указать часть речи.

(Не)засеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя, (не)засеяв поле, (не)законченная работа, (не)законченная мною, (не)закончив работу.

5. Упражнение на употребление деепричастий в речи – «Корректор».

При употреблений в речи деепричастий надо всё время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.

- Найдите ошибки в данных предложениях. Исправьте их и запишите в исправленном виде.

1) Ваня, поступив в школу, и очень её полюбил. 2) Дойдя до опушки леса, ему послышались крики. 3) Сидя у окна, в комнату влетел воробей. 4) Возвратясь домой, шёл дождь.

6. Тестовая работа.

I. Найти словосочетание с деепричастием.

1) Закутанный в тулуп.

2) Проложенный геологами.

3) Укрепил болт.

4) Запер на замок.

5) Вырастив урожай.

6) Раскачивающихся от ветра.

II. Найти словосочетания с деепричастием.

  1. выкрашенный краской;
  2. выкрасив краской;
  3. устроенный по проекту;
  4. устроившись на ночлег;
  5. запертый дома;
  6. заперев дом.

III. Найти предложение с деепричастным оборотом.

  1. Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
  2. Много тайн хранят леса, опалённые войной.
  3. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
  4. Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.
  5. Не узнав горя, не узнаешь и радости.
  6. Мальчик шёл и не разбирал дороги.

IV. Найти предложения с деепричастным оборотом.

  1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
  2. Через тёмный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк.
  3. Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.
  4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.
  5. Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.

7. Итог урока.

- Что мы повторили на уроке?

- Чему научились?

- Что особенно сегодня понравилось?

- Как оцените свою работу?

8. Домашнее задание.

1) упр. 168, 2) выписать из повести «Тарас Бульба» предложения с деепричастными оборотами (гл. 9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Обобщение и систематизация изученного о местоимении"

Урок систематизации и обобщения  знаний после изучения раздела "Местоимения".  Содержит презентацию....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»

Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...

Урок русского язык в 8 классе . « Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения».

Урок русского язык в 8 классе .« Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения»....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".

Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного: фонетика и орфография.

Предложен материал для самостоятельного  повторения фонетики и орфографии...