Урок русского языка в 7 классе "Обобщение и систематизация изученного по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Деепричастие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshchenie_i_sistematizatsiya_svedeniy_o_deeprichastii.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Обобщение и систематизация сведений о
о деепричастии.
Цель урока: систематизировать и закрепить полученные знания о деепричастии; продолжать формировать навык различения деепричастия в тексте и умения его обособлять на письме; совершенствовать навыки употребления деепричастий в устной речи.
Ход урока.
- Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы обобщим сведения о деепричастии как самостоятельной части глагола, закрепим знания о правописании деепричастий, о выделений деепричастных оборотов запятыми на письме и об употреблении деепричастий речи.
- Актуализация знаний.
1) Работа со стихотворением, написанным на доске.
… от свежего ветерка
Чуть … крепыши – маслята
… за руки, как ребята,
Топают … вокруг пенька!
(Э. Асадов)
- Перед вами строки стихотворения Э. Асадова с пропущенными деепричастиями.
Мы должны восстановить их в тексте, в этом нам помогут глаголы: посинеть, греться, ёжиться, взяться.
2) Повторение сведений о деепричастии.
Итак, вспомним некоторые сведения о деепричастии.
- Что мы называем деепричастием?
- На какие группы делятся деепричастия?
- Как образуются деепричастия несовершенного вида?
- Как образуются деепричастия совершенного вида?
- Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида.
(Посинев, греясь, ёжась, взявшись).
- Разберите их по составу.
- А теперь необходимо найти место для каждого деепричастия в тексте и выразительно прочитать стихотворение.
Ёжась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши – маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
- Спишите, вставляя деепричастия и расставляя знаки препинания. Объясните их постановку (устно).
- Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
3. Работа с текстом.
1. Прочитайте текст.
Неожиданно подул ветер. Он прош..лся вдоль берега обломав сухие ветки. Птицы и(з,с)чезли. Работяги кроты строившие подземные царства спрятались в свои лабиринты. Солнце послав на землю последний луч(?) зарылось во мглу. Вся природа затаив дыхание замерла в ожидании чего(то). Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.
И вот бе(з,с)шумно пош..л снег засыпая и смягчая все (не)ровности на земле. Снежный ковёр изменяя обычный наряд леса лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток останавливая течение у берегов. Снег поглотил все звуки погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и сновидений.
- К какому стилю речи относится? Каков тип текста?
- Озаглавьте его. Можно ли озаглавить «Зима»? Заголовок должен отражать тему и основную мысль высказывания. («Первый снег», «Пришла зима» и другие).
- Какие языковые изобразительно-выразительные средства использует автор, рисуя картину начала зимы? Назовём их. (олицетворения, метафоры, эпитеты). Приведите примеры.
- С какой целью используется такое обилие изобразительных средств?
2. Найти в тексте предложения с деепричастными и причастными оборотами, выделить их, расставив знаки препинания.
- Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
- Чем причастный оборот отличается от деепричастного? Одинаковы ли условия выделения запятыми причастных и деепричастных оборотов? (обращение к таблице).
- Деепричастия какого вида преобладают в тексте? Почему во второй части используются деепричастия несовершенного вида?
3. Морфологический разбор деепричастия обломав.
4. Повторение правописания не с деепричастиями.
- Какая орфограмма связана с правописанием деепричастий?
- Как пишется не с деепричастиями?
Задание № 1. Раскрыть скобки, обозначить орфограмму.
(Не)задумываясь (ни)(о)чём, (не)чувствуя холода, (не)навидя ложь, (не)доумевая по поводу случившегося, (не)зная правды.
Задание № 2. Раскрыть скобки, указать часть речи.
(Не)засеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя, (не)засеяв поле, (не)законченная работа, (не)законченная мною, (не)закончив работу.
5. Упражнение на употребление деепричастий в речи – «Корректор».
При употреблений в речи деепричастий надо всё время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.
- Найдите ошибки в данных предложениях. Исправьте их и запишите в исправленном виде.
1) Ваня, поступив в школу, и очень её полюбил. 2) Дойдя до опушки леса, ему послышались крики. 3) Сидя у окна, в комнату влетел воробей. 4) Возвратясь домой, шёл дождь.
6. Тестовая работа.
I. Найти словосочетание с деепричастием.
1) Закутанный в тулуп.
2) Проложенный геологами.
3) Укрепил болт.
4) Запер на замок.
5) Вырастив урожай.
6) Раскачивающихся от ветра.
II. Найти словосочетания с деепричастием.
- выкрашенный краской;
- выкрасив краской;
- устроенный по проекту;
- устроившись на ночлег;
- запертый дома;
- заперев дом.
III. Найти предложение с деепричастным оборотом.
- Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
- Много тайн хранят леса, опалённые войной.
- Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
- Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.
- Не узнав горя, не узнаешь и радости.
- Мальчик шёл и не разбирал дороги.
IV. Найти предложения с деепричастным оборотом.
- Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
- Через тёмный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк.
- Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.
- Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.
- Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
7. Итог урока.
- Что мы повторили на уроке?
- Чему научились?
- Что особенно сегодня понравилось?
- Как оцените свою работу?
8. Домашнее задание.
1) упр. 168, 2) выписать из повести «Тарас Бульба» предложения с деепричастными оборотами (гл. 9).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Обобщение и систематизация изученного о местоимении"
Урок систематизации и обобщения знаний после изучения раздела "Местоимения". Содержит презентацию....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...
Урок русского язык в 8 классе . « Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения».
Урок русского язык в 8 классе .« Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения»....
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".
Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного: фонетика и орфография.
Предложен материал для самостоятельного повторения фонетики и орфографии...