Правописание корней -раст-, - ращ-, -рос-
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Зинченко Ирина Юрьевна
Правописание корней -раст-, - ращ-, -рос-
Урок  «открытия» новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс      5

Тема

Правописание корней -раст-, - ращ-, -рос-

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

                             

 Предметные:

 Знать о чередовании гласных е-и в корнях, о чередовании гласных а-о в корнях –лаг- - -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-.; слова-исключения из правила.

 Научиться выбирать   гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-, аргументировать свой выбор.

 Понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения, так как невидимы за приставками, что к словам данной орфограммы нельзя подобрать проверочное слово.

 Пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:     

 

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Выбор гласной в корне с чередованием, его обоснование.

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить орфограмму ;

- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

- пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, парах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: смайлики, приложения,  учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат деятельности

Оборудование

Организационный момент 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.                                                                                             Здравствуйте, ребята!                                                                                                                                 

Игра «Экзаменаторы».

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Задают вопросы учителю, следят за правильностью ответов

-концентрируют внимание;

-настраиваются на продуктивную работу

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность.                                                                

Организация учебного процесса на этапе 1    

- Вставьте буквы карандашом в текст

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!

Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Находят и записывают слова с изученной орфограммой чередования гласной в корне.

- распознают изученную орфограмму;

- видят проблему;

- озвучивают предположения;

-вспоминают литературный текст

Слайд 1

Приложение 1.

(конверт)

Слайд 2

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2                                                                                             

- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Что общего в словах? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

-высказывают предположения;

Готовятся к активной познавательной деятельности.

3. Выявление  места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (формулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня?  ( происходит чередование)

  РАСТЕТ   ВЫРОСЛА   ВРАЩЕНИЕ   РОСКОШЬ   РАСТВОР    ВЫРАЩЕННЫЙ   РОСЛИ
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

        О                                                А

Выросла                                        растет

Росли                                 выращенный

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.110         Корни –рос- - раст- - ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О

         

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся  формулируют тему урока.

Высказывают предположения.

Работа с учебником

-оформляют рабочие тетради;

- выявляют места и причины затруднений;

- работают с учебником

-делают выводы.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Работа с учебником, стр.110

Слайд 6

Работа с учебником, стр.110

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

    (выделить корень; подчеркнуть согласную корня:

в корне рос \ раст\ращ перед  С  пишем О,перед СТ и Щ пишем А

 В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных  гласных корня зависит от последующих согласных)

2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите  и запомните слова-исключения.

 слайд         росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, подросток, на вырост

– Значение каких слов вам не совсем понятны?

Словарно-орфографическая работа.

Где можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова? 

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

Значение слов подросток, росток и на вырост – вы найдете дома по словарю. Остальные слова посмотрим сейчас

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Вспомним исключения из правил, запишем в словарик школьника.  

            Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик отрасль, подросток, на вырост

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне! 

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Работают с толковым словарём

-составляют алгоритм работы с правилом;

работают со словарём;

оформляют словарик школьника;

делают выводы.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

5. Реализация построенного проекта

- А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.

 Делают  вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Делают вывод

Слайд 10.

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись,  давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если слово росток является исключением из правила, то встаньте +

2. Если корень- главная значимая часть слова, то поверните голову вправо-влево 2 раза +

3. Если правописание гласной в корне –лаг- - -лож- зависит от последующей буквы, то поднимите руки вверх и встаньте на носочки +

4. Если в слове роскошь есть корень с чередованием, то подпрыгните. –

5. Если в слове заросли в корне пишется буква о, садитесь +

Выполняют упражнения

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

  Организация учебного процесса на этапе 6

 Орфограмму выделите, выбор объясните.

Густо р…сти, разложить р…стения,  дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.

Учащиеся работают в парах, выступают с сообщениями.

Работают в парах;

Выявляют пробелы

Слайды 11-12

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

 Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.

  1. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Нева.
  2. Эти места удивляют богатой _______________.
  3. Быстро ___________ на берегу палатки.
  4. Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник.
  5. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Слова для справок: выр…сти,  р…стительность,  выр…сти,   разр….сшийся, зар…сли, р…стения

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают  ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.  

-самостоятельно работают над поставленной задачей

-адекватно оценивают свой результат

-осуществляют самопроверку

Приложение 2.

Слайд 13

Слайд 14

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8    

Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Р…сти, р…сток,  отр…сль, р…стения,  пор…сль,  разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,

 

-раст-(-ращ-)

-рос-

Исключения

Другие корни

                                                           

Заполняют таблицу, работают в группах

Работают в группах

Заполняют таблицу

Оценивают работу членов группы

Приложение 3

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9           

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

 - Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке.

                                                               

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Подводят итоги деятельности

Открытость учащихся

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Написать письмо одному из героев произведения, используя слова с изученной орфограммой.

Или составить диктант для работы с перфокартами

       Или упр. 312

Записывают задание.

Записывают задания

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание гласных А-О в корнях -раст-, -рос-, -ращ-"

Урок изучения нового материала. С помощью различных тренировочных упражнений учащиеся должны усвоить правописание корней  -раст- и -рос- с чередующейся гласной, а в конце урока у учителя будет во...

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"...

практические задания к уроку по теме "Правописание а-о в корне -раст- -рос-"

практические задания к уроку по теме "Правописание а-о в корне -раст-  -рос-"...

Правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-

Урок направлен на формирование навыка определения чередования в корне слова, определения условия чередования, его написания, понимать роль чередования в слове....

методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-".

Методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-"....