Правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Абзелилова Алмагуль Сарсеновна

Урок направлен на формирование навыка определения чередования в корне слова, определения условия чередования, его написания, понимать роль чередования в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

«Правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-»

Тип урока: урок  «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование практического умения находить корни с чередованием  и выбирать   правильное правописание 

Планируемые УУД:

Предметные:

-узнают о чередовании гласных в корне слова;

- научатся выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-;

-научатся пользоваться  толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:     

1. Познавательные: получат возможность научиться приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.  

2. Регулятивные: научатся искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.    

3. Коммуникативные: научатся строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: получат возможность формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению,  интерес  к познавательной деятельности.

Основные понятия: морфемика, корень, лексическое значение, чередование

Основные формы и методы обучения:

-по источнику "передачи знаний": словесный, наглядный;

-по степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Оборудование:

  • презентация;
  • схема

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.                                                                                            

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: формирование

1. Мотивация (самоопределение  к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность.                                                                

Организация учебного процесса на этапе 1    

  1. Прочитаем текст.

 «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выросли помидоры. Надо собирать. Дорожки позарастали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водоросли. Яблоки выросли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выращенный урожай!

Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

- Что это за текст? Кто пишет письмо? К кому обращается автор письма? Найдите обращение! О чем данное письмо?

- Выпишем выделенные слова. Какое значение имеют данные слова? Что объединяет ?

(Общее лексическое значение. )

-А где содержится лексическое значение слова?

- Что происходит в данных корнях? (Чередование)

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2                                                                                             

- Почему в одном случае пишется «а», а в другом случае пишется «о»?

-Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление  места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (формулируем, записываем)

 Работа в группах.

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень.  Определите значение данных слов. Почему в родственных словах разное написание корня?  

  РАСТЕТ   ВЫРОСЛА   ВРАЩЕНИЕ   РОСКОШЬ   РАСТВОР    ВЫРАЩЕННЫЙ   РОСЛИ  РАССКАЗ
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

        О                                                А

Выросла                                                 растет

Росли                                                выращенный

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101         Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О

         

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся  формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

    (выделить корень;

подчеркнуть согласную корня:

в корне рос \ раст \ращ перед  С  пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –

 В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных  гласных корня зависит от последующих согласных)

2) Правил без исключений не бывает. Посмотрите  и запомните слова-исключения.

   Росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик

– Значение каких слов вам не совсем понятны?

Словарно-орфографическая работа.

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова? 

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь  

            Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль,

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне! 

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд  5-7

5. Реализация построенного проекта

- А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом.

(Работа осуществляется по тексту с пропущенными орфограммами)

Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.

 Делают  вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8

Физкультминутка

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

  Организация учебного процесса на этапе 6

 Орфограмму выделите, выбор объясните.

Густо р…сти, разложить р…стения,  дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 9-10

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

 Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.

  1. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Вычегды.
  2. Эти места удивляют богатой _______________.
  3. Быстро ___________ на берегу палатки.
  4. Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник.
  5. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Слова для справок: выр…сти,  р…стительность,  выр…сти,   разр….сшийся, зар…сли, р…стения

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают  ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.  

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8    

Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Р…сти, р…сток,  отр…сль, р…стения,  пор…сль,  разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,

 

-раст-(-ращ-)

-рос-

исключения

Другие корни

                                                           

Заполняют таблицу, работают в парах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание

Организация учебного процесса на этапе 9           

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

 - Что помогло нам их преодолеть?

Работа с текстом (раздаточный материал) Взаимопроверка

Зар…стающая поляна.

Кругом всей поляны стояли густые высокие ели. Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда – то кротами и потом зар..сло и покрылось мхом. На эти взрытые кротами холмики падало семя, и выр…стали березки. А под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца выр…стала тенелюбивая елочка.

Пройдет сколько-то положенных для дерева лет, и вся поляна зар…стет одними елками.

Критерии выставления оценок:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»   («Почему я допустил ошибку?»)

2 ошибки - «3»  («В чем я испытываю затруднения при изучении темы?)

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.
  2. Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.

Записывают задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание гласных А-О в корнях -раст-, -рос-, -ращ-"

Урок изучения нового материала. С помощью различных тренировочных упражнений учащиеся должны усвоить правописание корней  -раст- и -рос- с чередующейся гласной, а в конце урока у учителя будет во...

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"...

практические задания к уроку по теме "Правописание а-о в корне -раст- -рос-"

практические задания к уроку по теме "Правописание а-о в корне -раст-  -рос-"...

Правописание корней -раст-, - ращ-, -рос-

Правописание корней -раст-, - ращ-, -рос-Урок  «открытия» новых знаний...

методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-".

Методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-"....