Урок русского языка по теме "Род несклоняемых существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе. Авторы учебника: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
Тема: Род несклоняемых существительных.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка с использованием
интерактивной доски.
Тема: Род несклоняемых существительных.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных.
Задачи:
- познакомить обучающихся со способами определения рода несклоняемых имен существительных;
- развивать умение употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные;
- развивать творческое мышление и память;
- воспитывать любовь к слову, обогащать словарный запас обучающихся.
Оборудование:
- карточки для индивидуальной работы,
- компьютер
- интерактивная доска
- учебник 6 класса. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
- презентация в SMART
- диск «Радионяня»
Ход урока
1. Организационный момент
- Доброе утро. Урок русского языка. Откройте, пожалуйста, свои тетради. Записываем число.
2. Актуализация знаний (1 слайд)
- Скажите, пожалуйста, почему слова распределили в два столбика таким образом?
кино окно
шоссе болото
пальто зерно
радио поле
(Существительные первого столбика являются несклоняемыми, а существительные второго - склоняемыми.)
- Что значит несклоняемые имена существительные?
- К какому склонению относятся существительные второго столбика? (2 скл.)
- На существительные, какого склонения похожи несклоняемые имена существительные? (2 скл.)
- Подберите к ним подходящие по смыслу прилагательные.
- Какого рода у вас получились прилагательные? Почему?
3. Цель урока
- Мы сегодня на уроке русского языка будем учиться чему? (определять род несклоняемых имен существительных).
- Давайте вспомним, что мы знаем о несклоняемых именах существительных? (Не изменяются, являются иноязычными).
- Верно, несклоняемые имена существительные пришли к нам из других языков. Мы каждый день употребляем их в нашей речи, допуская ошибки, не задумываясь о том, что эти слова являются иностранными. Поэтому нам надо учиться находить эти слова в нашей речи и учиться правильно их употреблять.
4. Объяснение нового материала (слайд 3)
- Несклоняемые неодушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к какому роду? (к среднему роду, например: зимнее пальто, новое ателье).
- Приведите слова, которые относятся к мужскому роду. (к мужскому роду относятся, например, слова: вкусный кофе, молодой шимпанзе (животные), известный конферансье (мужской пол).
К женскому роду – широкая авеню, умная мадам (женский пол).
Работа с учебником.
- А как же определить род несклоняемых существительных – географических названий? Прочитайте правило на странице 94. (Слушаем ответы учеников).
- Он определяется родом тех существительных нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены. Поразмышляем.
Сухуми – город какой?
Колорадо – река какая?
Онтарио – озеро какое?
Тбилиси – город какой?
Сочи – город какой?
- Как мы будем определять род несклоняемых собственных имён существительных – географических названий? (определяется родом тех имён нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены).
- Упражнение 225, страница 94. Работаем устно.
5. Словарная работа (слайд 3-6)
- Ребята, посмотрите на экран. Найдите соответствующие слова к картинкам, определите род и составляем словосочетание прил.+ сущ.
(Ученик выходит к доске и работает с доской, остальные в тетради).
( В процессе опроса у детей выясняются значения некоторых слов, даются некоторые сведения)
- Колибри самая маленькая североамериканская птица, ее размер не превышает 8 см.
- Эти красивые птицы живут большими стаями по берегам солёных озёр, питаются рыбой и растениями. Фламинго занесён в Красную книгу и находится под охраной природы.
6. Физ. минутка
- Сейчас мы поиграем в игру «Поймай слово».
Правила игры следующие: я называю слова, вы их слушаете. Как только слышите несклоняемые имена существительные, тут же хлопаете (ловите его).
Окно, сова, метро, дождя, кенгуру, пальто, ухо, небо, регби, поло, стекло.
- Ребята послушайте небольшой рассказ о кенгуру.
Кенгуру является символом Австралии; задние ноги очень сильные, а передние короткие; хвост служит для опоры, когда сидит, а при движении - для равновесия.
- Расскажите про кенгуру.
- Молодцы.
- Ловим следующие слова: место, манто, манго, танго, горилла, пальто, шимпанзе
7. Самостоятельная работа по карточкам.
- Вместе вы работаете хорошо, а сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно.
1 вариант.
Спишите. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу. Подчеркните несклоняемые существительные.
Моя мама работает в … .
Мы часто слушаем по … сказки П. П. Ершова.
На … загораются яркие звёзды.
Слова для справок: небо, ателье, радио.
2 вариант.
Спишите. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу. Подчеркните несклоняемые существительные.
Я умею играть на … .
Катя любит мороженое … .
За … идёт дождь.
Слова для справок: окно, пианино, эскимо.
3 вариант
Спишите. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу. Подчеркните несклоняемые существительные.
Сегодня мы ходили в … .
В … было много народу.
На … растёт клюква.
Слова для справок: болото, кино, кафе.
8. Прослушивание аудиозаписи
- Прослушайте аудиозапись и проверьте правильность употребления в речи несклоняемых существительных. Постарайтесь запомнить те слова, в которых допущены ошибки. Звучит песня «Несклоняемые слова» из сборника «Радионяня»
9. Комментированная работа у ИД (слайд 7)
- Мы знаем, что у несклоняемых существительных очень трудно определить род, так как это иноязычные слова. Поэтому сейчас мы поработаем на экране. Задание следующее: нужно поставить нужное окончание, но для этого нужно определить род несклоняемых существительных.
- Молодцы. Если вы умеете определять род несклоняемых имён существительных, то теперь легко сможете правильно согласовывать с ними имена прилагательные.
На доске предложения:
Мне нравится бел... какаду.
Утром папа пьёт горяч... кофе.
Мама любит вкусн... желе.
Паша нарисовал красив... кенгуру.
(Дети вставляют окончания прилагательных, определяют род существительных).
- Работаем по рядам.
1 ряд выписывают несклоняемые существительные женского рода.
2 ряд – слова мужского рода.
1 ученик работает с ИД. Выбирает слова среднего рода.
- Проверяем!
10. Рефлексия.
Я узнал …
Я понял …
Было интересно …
Вызвало затруднение …
11. Домашнее задание.
Составить 5 предложений с новыми для вас (значение слов не знали до сегодняшнего урока) несклоняемыми именами существительными или мини-рассказ с новыми словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/19/picture-25436.jpg)
урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа
Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/19/picture-25436.jpg)
урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"
данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/19/picture-25436.jpg)
урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"
Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в творительном падеже....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/19/picture-25436.jpg)
урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения
Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/01/picture-38454.jpg)
Урок русского языка 6 класс : " Имя существительное".
Урок - повторение. В уроке используется материал по истории Санкт- Петербурга. Все задания,представленные в уроке, подготовлены учителем самостоятельно....
Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс
Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-219241-1448830759.jpg)
Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)
Урок русского языка "Несклоняемые существительные" в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания. ...