Урок русского языка по теме "Род несклоняемых существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Касаткина Светлана Алексеевна

Урок русского языка  в 6 классе. Авторы учебника: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.

Тема: Род несклоняемых существительных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse_rod_nesklonyaemyh_sushchestvitelnyh.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка с использованием

интерактивной доски.

Тема: Род несклоняемых существительных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных.

Задачи:

- познакомить обучающихся со способами определения рода несклоняемых имен существительных;

- развивать умение употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные;

- развивать творческое мышление и память;

- воспитывать любовь к слову, обогащать словарный запас обучающихся.


    Оборудование:

  • карточки для индивидуальной работы,
  • компьютер
  • интерактивная доска
  • учебник 6 класса. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
  • презентация в SMART
  • диск «Радионяня»
                                     

Ход урока

1. Организационный момент
- Доброе утро. Урок русского языка. Откройте, пожалуйста, свои тетради. Записываем число.

2. Актуализация знаний (1 слайд)
- Скажите, пожалуйста, почему слова распределили в два столбика таким образом? 

    кино       окно
    шоссе     болото
    пальто    зерно
    радио     поле

(Существительные первого столбика являются несклоняемыми, а существительные второго - склоняемыми.)
- Что значит несклоняемые имена существительные?
- К какому склонению относятся существительные второго столбика? (2 скл.)
- На существительные,  какого склонения похожи несклоняемые имена существительные? (2 скл.)

   - Подберите к ним подходящие по смыслу прилагательные.

   - Какого рода у вас получились прилагательные? Почему?

3. Цель урока
- Мы сегодня на уроке русского языка будем учиться чему?  (определять род  несклоняемых имен существительных).
- Давайте вспомним, что мы знаем о несклоняемых именах существительных? (Не изменяются, являются иноязычными).
- Верно, несклоняемые имена существительные пришли к нам из других языков. Мы каждый день употребляем их в нашей речи, допуская ошибки, не задумываясь о том, что эти слова являются иностранными. Поэтому нам надо учиться находить эти слова в нашей речи и учиться правильно их употреблять.

4. Объяснение нового материала (слайд 3)

- Несклоняемые неодушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к какому роду?  (к среднему роду, например: зимнее пальто, новое ателье).

- Приведите слова, которые относятся к мужскому роду. (к мужскому роду относятся, например, слова: вкусный кофе, молодой шимпанзе (животные), известный конферансье (мужской пол).

 К женскому роду – широкая авеню, умная мадам (женский пол).

Работа с учебником.

- А как же определить род несклоняемых существительных – географических названий?  Прочитайте правило на странице 94. (Слушаем ответы учеников).

- Он определяется родом тех существительных нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены. Поразмышляем.

Сухуми – город какой?

Колорадо – река какая?

Онтарио – озеро какое?

Тбилиси – город какой?

Сочи – город какой?

- Как мы будем определять род несклоняемых собственных имён существительных – географических названий?  (определяется родом тех имён нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены).

- Упражнение 225, страница 94. Работаем устно.

5. Словарная работа (слайд 3-6)
- Ребята, посмотрите на экран. Найдите соответствующие слова к картинкам, определите род и составляем словосочетание прил.+ сущ.

       (Ученик выходит к доске и работает с доской, остальные в тетради).

       ( В процессе опроса у детей выясняются значения некоторых слов, даются  некоторые сведения)

- Колибри самая маленькая североамериканская птица, ее размер не превышает 8 см.

- Эти красивые птицы живут большими стаями по берегам солёных озёр, питаются рыбой и растениями. Фламинго занесён в Красную книгу и находится под охраной природы.

6. Физ. минутка
- Сейчас мы поиграем в игру «Поймай слово».
Правила игры следующие: я называю слова, вы их слушаете. Как только слышите несклоняемые имена существительные, тут же хлопаете (ловите его).
Окно, сова, метро, дождя, кенгуру, пальто, ухо, небо, регби, поло, стекло.
- Ребята послушайте небольшой рассказ о кенгуру.

Кенгуру является символом Австралии; задние ноги очень сильные, а передние короткие; хвост служит для опоры, когда сидит, а при движении - для равновесия.

- Расскажите про кенгуру.
- Молодцы.
- Ловим следующие слова: место, манто, манго, танго, горилла, пальто, шимпанзе

7. Самостоятельная работа по карточкам.
-
Вместе вы работаете хорошо, а сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно.
1 вариант.
Спишите. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу. Подчеркните несклоняемые существительные.

Моя мама работает в … .

Мы часто слушаем по … сказки П. П. Ершова.

На … загораются яркие звёзды.

Слова для справок: небо, ателье, радио.
2 вариант.
Спишите. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу. Подчеркните несклоняемые существительные.

Я умею играть на … .

Катя любит мороженое … .

За … идёт дождь.

Слова для справок: окно, пианино, эскимо.
3 вариант
Спишите. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу. Подчеркните несклоняемые существительные.

Сегодня мы ходили в … .

В … было много народу.

На … растёт клюква.

Слова для справок: болото, кино, кафе.

8. Прослушивание  аудиозаписи
- Прослушайте аудиозапись и проверьте правильность употребления в речи несклоняемых существительных. Постарайтесь запомнить те слова, в которых допущены ошибки. Звучит песня «Несклоняемые слова» из сборника «Радионяня»

 9. Комментированная работа у  ИД (слайд 7)
- Мы знаем, что у несклоняемых существительных очень трудно определить род, так как это иноязычные слова. Поэтому сейчас мы поработаем на экране. Задание следующее: нужно поставить нужное окончание, но для этого нужно определить род несклоняемых существительных.

- Молодцы. Если вы умеете определять род несклоняемых имён существительных, то теперь легко сможете правильно согласовывать с ними имена прилагательные.
На доске предложения:

Мне нравится бел...  какаду.
Утром папа пьёт горяч... кофе.
Мама любит вкусн... желе.
Паша нарисовал красив... кенгуру.

 (Дети вставляют окончания прилагательных, определяют род существительных).

-  Работаем по рядам.

1 ряд выписывают несклоняемые существительные женского рода.

2 ряд – слова мужского рода.

1 ученик работает с ИД. Выбирает слова среднего рода.

- Проверяем!

10. Рефлексия.

Я узнал …

Я понял …

Было интересно …

Вызвало затруднение …

  11. Домашнее задание.
Составить 5 предложений с новыми для вас (значение слов не знали до сегодняшнего урока) несклоняемыми именами существительными или мини-рассказ с новыми словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

Урок русского языка 6 класс : " Имя существительное".

Урок - повторение. В уроке используется материал по истории Санкт- Петербурга. Все задания,представленные в уроке, подготовлены учителем самостоятельно....

Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс

Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...

Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)

Урок русского языка "Несклоняемые существительные"  в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания.  ...