Разработка урока по ФГОС "Вводные слова" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ходунова Татьяна Юрьевна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. На уроке формируются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД. Для урока разработана презентация (прилагается).

Образовательная программа «Школа 2100».

Учебник: Русский язык 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений: в 2-х  кН. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва.

На уроке использован приём  работы по созданию иллюстрации к данному правилу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kobr_otpravit.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лицей №1 им. Н.К.Крупской»

г.Магадан 2015 г.

Автор : Ходунова Татьяна Юрьевна учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5 классе с использованием презентации

Тема урока:        Вводные слова – смысловые отрезки, их признаки (ознакомление).

        Знаки препинания в предложениях с вводными словами (ознакомление)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цель: Освоение понятий «вводные слова»,  «Смысловые отрезки». Освоение постановки знаков препинания при вводных словах

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:  использовать разные виды чтения (выборочное, ознакомительное, изучающее), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Предметные результаты: опознавать (находить) вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, графически обозначать вводные слова.

Личностные результаты: употреблять вводные слова в речи в соответствии с ситуацией общения, наблюдать за использованием вводных слов в текстах разных стилей.

Этап урока

Ход урока

УУД, которые формируются на уроке

Организационный

момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

I. Языковая разминка

Слайд1: На слайде известные «мульткоты». Учитель сообщает, что на уроке у нас будут помощники, они помогут нам в языковой разминке. Как и, знакомый вам, кот Грамматик

Слайд2.

Запись под диктовку:

В классе произошел необычный случай. К нам пришли друзья, ребята! Они будут помогать нам весь урок.

1.  Произведите синтаксический разбор 1­го предложения.

– Составьте схему 2­го предложения. ([=, О ]!)

–Назовите знаки, которые здесь используются: выделительные или разделительные? Почему?

– Охарактеризуйте обращение в этом предложении.

– По каким признакам вы это будете делать? (Что называет, место в предложении, распространённое или нераспространённое.)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи

II. Проверки домашнего задания

– Приведите примеры нераспространённого обращения, затем распространённого из домашнего упр. 274. Своё мнение обоснуйте.

2. – Какой вид орфограмм преобладает в предложении?

– Обозначьте другие виды орфограмм, объясните написание.

III. Словарно­ орфографическая работа.

Слова конечно, наверное записываются в тетрадях, указывается орфоэпическая норма для слова коне[шн]о, подчёркиваются орфограммы.

– Какое значение имеют эти слова? (Конечно – без сомнения, наверное – по всей вероятности, есть сомнение.) Можно сказать, что первое выражает уверенность, а второе – неуверенность.

– Как называются слова с такими значениями в языке? (Антонимами.)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи

IV. Постановка проблемы урока.

§ 29. Предлагается понаблюдать за материалом параграфа

См. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Работа проводится по вопросам и заданиям в учебнике.

Можно уточнить характер отношения к тому, о чём сообщается: уверенность во 2­м предложении, предположение (неуверенность) в 3­м, оценка, чувство – в 4­м. Заканчивается работа подведением к общему понятию «смысловой отрезок» и формулировкой вопроса: как называются смысловые отрезки, выражающие отношение к сообщению?

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

V. Открытие нового знания.

1. Упр. 275 – новое понятие «вводные слова».

Чтение вслух текста упр. 275.

Проведение беседы по тексту с использованием вопросов и заданий.

– Обратите внимание на выделенные слова. Прочтите предложения без этих слов, затем с ними. Какой дополнительный смысл они вносят в предложение? (Уверенность, неуверенность.)

– Проверьте, являются ли они членами предложения. Как вы будете это делать? (Задать к ним вопросы не получается.)

– Как они выделяются в устной и письменной речи?

– Найдите информацию в упражнении, как называются эти слова.

– Запишите тему урока: Вводные слова.

– Прочитайте полное название параграфа. Какую информацию из него вы можете извлечь? Что значит ознакомление? (Будем учиться находить вводные слова в предложении, ставить знаки препинания, чтобы узнавать и использовать в речи, но изучение вводных слов будет продолжаться в следующих классах, поэтому тема не выносится на контроль.)

2. Упр. 276 – исследовательская работа с первичной проверкой понимания.

Работу лучше проводить в парах по заданиям учебника.

Беседа, проверяющая понимание:

– Назовите вводные слова.

– Как вы их искали?

– В каком месте в предложении находятся вводные слова?

– Как вы их выделили? (Поставили запятую.)

– В каком предложении вы поставили две запятые? Почему?
(
К счастью – в середине предложения.)

– Как вы их обозначили графически? (Буквой В.)

– Какие синонимы подобрали?

– Сделайте вывод: какие признаки имеют вводные слова? Сравните свои выводы с текстом в рамке.

3. Чтение текста в рамке после упр. 276 и информации ниже текста в рамке.

Беседа после чтения:

– Есть ли в тексте новая для вас информация?

– Почему вводные слова являются смысловыми отрезками? (Имеют дополнительное значение – выражают отношение говорящего к тому, что он говорит.)

– Какие группы вводных слов по значению бывают? Сколько их?

– Прочитайте эти группы полностью.

– Какое место могут занимать вводные слова?

– Как называются знаки, которые ставятся при вводных словах? (Выделительные.)

– Что это значит? (Они двойные, с двух сторон.)

– Что общего есть у вводных слов и обращений (упр. 277, ученики могут сравнить оба правила, чтобы сделать вывод)? (Не являются членами предложения, могут находиться в начале, середине, конце, знаки препинания – выделительные.)

Составление сравнительной таблицы «Обращения и вводные слова».

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

2. Извлекать информацию в процессе чтения, адекватно понимать её и

передавать различными способами.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Развитие речевых и правописных умений.

1. Упр. 278 – развивается умение находить смысловые отрезки – вводные слова и обращения, пунктуационно оформлять их на письме, графически обозначать в предложении.

Работа в парах, коллективная проверка.

2.

Работа в парах

Предлагается создать правило в картинке «Коллаж» по материалу, усвоенному на уроке ( за основу берутся иллюстрации с котом Грамматиком см. презентацию)

На партах картинки с котами, клей, фломастеры.

Самостоятельная работа, проверка коллективная.

 

Познавательные УУД

5. Соотносить информацию, представленную в разных формах (слова, схемы, графические образцы).

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VII. Итог урока.

Игра-рефлексия «Бюро находок»

На листочках предлагается написать вопрос по теме урока и опустить в специальный ящичек. А найти ответ на эти вопросы предстоит вначале следующего урока на этапе языковой разминки. Листочки с вопросами раздаются выборочно.

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

1. Подготовить устное сообщение: сходство обращений и вводных слов. Вводные слова выписать в словарик.

2. Упр. 284.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов

Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...