Сочинение по картине Б.М.Кустодиева "Масленица"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ждановская Кристина Олеговна

Урок с применением  технологии фасилитированной дискуссии в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_kustodieva_fgos.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Цель деятельности учителя

Повторить правила написания, оформления сочинений, разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся.

Тип урока Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать о роли деталей в художественном описании;  уметь описывать картину; создавать текст-описание.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения 

Наблюдение над языком; фасилитированная дискуссия; индивидуальная; фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал 

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия  Художественное описание предмета

Технологическая карта урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово

-Давайте определим настрой на работу, свое настроение:

1.отличное-

2.хорошее-

3.не совсем готовы-

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

- Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описанию картины.

- Начать я бы хотела со стихотворения А.С Пушкина «Птичка». Прочитайте стихотворение. О каком празднике упоминает поэт? (показ слайда)

- Поэт говорит здесь о празднике Благовещение – это большой и почитаемый праздник у христиан. Православный праздник совпадал с древним народным праздником – встречей весны. На Руси весну ждали с нетерпением и верили, что ускорить ее приход могут птицы. Поэтому на Благовещение соблюдали обряд отпущения птиц на волю.

- Еще раз прочитайте 1-е четверостишие. Какое значение имеет в нем слово «наблюдаю»? (устар. Соблюдать что-либо, придерживаться чего-либо в чем-либо)

- Какое настроение создается в тексте и с помощью каких слов? (светлое, радостное «светлый праздник весны»; умиротворение «утешение», тоска по родине «чужбина, родной обычай»)

Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы.

3.Выявление места и причины затруднения

Фасилитированная дискуссия

Анализ изображенного на репродукции, предложенной учителем

- Рассмотрите картину. (30 секунд тишины)

(показ слайда)

- Что вы видите на картине?

- Что происходит на этой картине?

(Что еще вы видите? Кто видит что-то, о чем еще не говорили?)

- Как вы думаете, где это происходит? Почему вы так решили?

- Как вы думаете, когда это происходит? Что еще мы можем сказать о времени, когда это происходит?

Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотел передать художник?

- Как бы вы назвали эту картину? (Что позволяет тебе так сказать, назвать…)

Обобщение всего сказанного учащимися

Итак, катят сани. Кажется, что слышен задорный смех, веселье, приветствия, перезвон колокольчиков на красочно украшенной упряжке лошадей. Лошади бодро, весело и резво бегут по сугробам. Русские красавицы березки легким облачком возвышаются над зданиями городка. Их серебристое украшение подчеркивает красоту куполов церквей. Куча народу разного сословия, все они вышли на улицу, они счастливы и с улыбками встречают весну.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа с отрывком из книги И.С.Шмелева «Лето Господне»

Эта картина написана известным русским художником Борисом Михайловичем Кустодиевым и называется она «Масленица».

- Что это за праздник – масленица?

Это зимний народный праздник перед Великим Постом. Так называется, потому что в этот период времени – последнюю неделю перед постом – разрешалось есть сливочное масло и молочные продукты. В последний день Масленицы – в Прощеное воскресенье – устраивались гулянья, ярмарки, катания на лошадях.

Погулять вволюшку перед семью строгими неделями поста – таков был дух этого праздника. (показ слайда)

-Теперь, зная название картины, докажите, что изображен, действительно, праздник Масленицы. (тройка с бубенцами, расписные сани, веселая карусель с шумным балаганом)

- В «Масленице» есть все, что присуще народному гулянью. Картина словно иллюстрация к отрывку из книги И.С.Шмелева «Лето Господне».

(показ слайда)

Прочитайте текст и докажите, что картина может быть иллюстрацией к нему.

-Какие слова вам помогли?

(яркие пятна, звоны, довольный гул, ухабистая снежная дорога, веселые сани, веселые кони в колокольцах и бубенцах, яркая радость)

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прочитанного текста, объяснений учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение картины. Составление плана сочинения-описания картины

- Используя ключевые слова, составьте план описания картины. (показ слайда)

План-образец

1.Масленица – русский народный праздник.

2.Описание картины

А) панорама заснеженного города (природа, снежный фон, узкая полоска неба, волшебная красота зимнего пейзажа, голубые тени на снегу, заснеженные деревья)

Б) праздник, народные забавы (катания на санках, праздничное настроение, гулянье у балаганов и каруселей, расписные сани, многоцветье одежды, уличные торговцы, меховые шубы, узорчатые платки)

3.Настроение на картине. Какие чувства картина вызвала у вас? (праздничное настроение, искреннее восхищение, радостное великолепие)

(показ слайда)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в предложенных материалах

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Задают вопросы для уточнения информации

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

Контролирует правильность выполнения задания.

Составление черновиков сочинения.

- Для того чтобы сочинение получилось образным, чтобы его интересно было читать другим, продумайте сначала, что бы вы хотели написать, проговорите про себя предложение целиком и только потом записывайте.

- Неотъемлемой частью подготовки к хорошему сочинению является предупреждение ошибок. Для этого необходимо заранее подобрать слова, в правописании которых вы не уверены, и проверить по словарю.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы

7.Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой

Составление связных сообщений-описаний. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; работают над предупреждением ошибок с помощью словарей, пишут сочинение.

Индивидуальная

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменная работа

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы на уроке

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:

  1. Что необходимо делать, чтобы не повторяться?
  2. Подберите синонимы к слову «художник».
  3. Подберите синонимы к слову «картина».
  4. Почему в сочинении по картине нельзя писать «нарисовал»?
  5. Что необходимо  использовать в своей речи, чтобы речь была выразительной?

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Оценивание работы учащихся на уроке

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам

Продолжите предложения:

  1. Мне показалось интересным…
  2. Меня удивило…
  3. Мне бы хотелось…

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний и умений

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Сочинение по картине

презентация с детскими работами...

Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Презентация к уроку развития речи...

Урок: сочинение по картине С.А. Григорьева “Вратарь”( 7-й класс)

Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки развития речи. В ходе их проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются их творческие способности.Традиционно на уроках...

Сочинение по картине И.Попова "Первый снег"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Вымь   Учитель русского языка и литературы – Морозова М.Б.   Цели: углубить представление о пейзаже в художественном стиле ...

сочинение по картине

Сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели" с помощью опорных слов...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....