Турнир по русскому языку "От А до Я"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Тропина Алёна Александровна

Ведущие и жюри выбираются из числа учащихся старших классов. Все задания данного конкурса  разной степени сложности, т.к. у классов-команд  разный уровень подготовленности. Материал можно использовать для урока-повторения или как итоговый урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Турнир по русскому языку для 5-х классов

«От А  до  Я»

Автор: Тропина А.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»

Ведущие: Король Русский Язык

                  Принцесса Грамматика

Жюри:  Придворные Дамы: Орфография, Орфоэпия, Пунктуация

Команды:  3 команды по 6 человек (название, девиз, костюмы или элементы костюма, капитан    

                                                               команды, девиз-похвалилка себя в знании русского языка)

Все задания данного конкурса дифференцированы, т.е. разной степени сложности,

т.к. у классов-команд  разный уровень подготовленности

Король:  Приветствую вас  рыцари, участники нашего турнира и дорогие зрители. Приветствую Вас многоуважаемые Придворные Дамы. Сегодня я, Король Русского Языка, объявляю рыцарский турнир. Сегодня вас ждёт много испытаний. А победители нашего рыцарского турнира будут носить великое звание «Почётные граждане Страны Русского Языка»

Принцесса: Я, Принцесса Грамматика, дочь короля Русский Язык, буду помогать нашему королю и Вам, дорогие рыцари. А сейчас я представлю Вам наше многоуважаемое жюри, наших Придворных Дам (представляет).

Король и Принцесса: Представляем зрителям и жюри наши команды. А команды представляют себя

(домашнее задание – капитан команды, название, девиз, костюмы или элементы костюма, девиз-похвалилка себя в знании русского языка).  

I испытание

Король:  И вот  I испытание. Вспомните правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схему ОЧП.

За правильный ответ - 15 баллов.

 

Карточка 1 (для 5а класса):

   В лесу одному шумно и грустно и жутко и весело. (А.Фет)

Карточка 1 (для 5б класса):

   И скучно и грустно, и некому руку подать. (М.Лермонтов)

Карточка 1 (для 5в класса):

   В квартире подо мною стучат стамеской  молотком. (В.Шефнер)

II испытание

Принцесса: А теперь посмотрим, знаете ли вы птиц.

Король:  Дочка, но надо же что-нибудь из русского языка!?

Принцесса:  Так я и так из русского языка. Пусть отгадают ребусы и скажут, названия каких птиц зашифрованы. Это будет вторым испытанием. За правильный ответ – 8 баллов.

Карточка 2 (для 5а класса):

   

Карточка 2 (для 5б класса):

   

Карточка 2 (для 5в класса):

   

III испытание

Король: А теперь третье испытание. Разгадайте загадки о школьных принадлежностях.

 За каждую отгаданную загадку можно заработать 5 баллов.   

Команды на листочках записывают ответы на каждую загадку под своим номером,

а потом сверяем с правильными ответами.

1.Стоит дом, сотни ребят в нем.

   Кто постоянно его посещает —

   С годами знания приобретает.            (Школа)

2.В черном небе Заяц белый

   Прыгал, бегал, петли делал.

   След за ним был тоже бел.

   Кто же этот заяц?                 (Мел)

3.Палочка волшебная есть у меня, друзья.

   Палочкою этой могу построить я

   Башню, дом, и самолет,

   И огромный пароход!             (Карандаш)

4.Если ей работу дашь —

   Зря трудился карандаш.           (Резинка)

5.По зелёному белым

   Пишут то и дело.

   Потрут тряпицей —

   Чиста страница.             (Классная доска)

6.Есть, друзья, такая птица:

   Если сядет на страницу,

   Очень рад бываю я,

   А со мною вся семья.            (Пятерка)

7.Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

   Где носом ведёт, там заметку кладёт.

                                                  (Карандаш)

8. Ты беседуй чаще с ней –

    Будешь вчетверо умней.     (Книга)

9. То я в клетку, то в линейку.

    Написать по ним сумей-ка.

    Можешь и нарисовать.

    Что такое я?                      (Тетрадь)

10.Есть совсем другая птица:

     Если сядет на страницу,

     То с поникшей головой

     Возвращаюсь я домой.          (Двойка)

11.Разноцветные страницы

     Заскучали без водицы.

     Дядя длинный и худой

     Носит воду бородой.      (Краски и кисть)

12.Я все знаю, всех учу,

     Но сама всегда молчу.

     В классе я — помощник твой,

     Будь же бережным со мной.        

                                          (Учебная книга)

13. Кулик не велик,

       Сотне ребят велит:

       То сядь да учись,

       То встань, разойдись.       (Звонок)

14.Новый дом несут в руке,

     Дверцы дома на замке.

     Тут жильцы бумажные,

     Все ужасно важные.            

                                 (Портфель и учебники)

   15. Жмутся в узеньком домишке

         Разноцветные детишки.

         Только выпустишь на волю –

         Где была пустота,

         Там, глядишь – красота!

                                   (Цветные карандаши)

16. В школьной сумке я лежу.

      Как ты учишься скажу.        (Дневник)

IV  испытание

Принцесса: А теперь следующее испытание. Расставьте ударение в словах.

                      За каждое правильно поставленное ударение  - 5 баллов.

Карточка 4 (для 5а класса):

   РАСПОЛОЖИЛ,  ПОНЯЛ

Карточка 4 (для 5б класса):

  ЗВОНИШЬ,  САНТИМЕТР

 

Карточка 4 (для 5в класса):

   АЛФАВИТ,  МАГАЗИН

V  испытание

Король: А теперь следующее испытание. Произнесите данные слова правильно.

                      За каждое правильно произнесённое слово - 5 баллов.

Карточка 5 (для 5а класса):

   АТЕЛЬЕ,  СКУЧНО,  ТЕННИС

Карточка 5 (для 5б класса):

ПИОНЕР,  ШОССЕ,  СВИТЕР

 

Карточка 5 (для 5в класса):

   КОНЕЧНО, ТЕМА, МУЗЕЙ

        VI  испытание        

Принцесса: А теперь следующее испытание. Вставьте пропущенные орфограммы,

                      назовите и обозначьте их.

                      За каждое правильное слово_-  10 баллов.

Карточка 6 (для 5а класса):

   П_онер,  моро_, праз_ник, брош_ра, солов_и, помощ_ник, старат_ся.

Карточка 6 (для 5б класса):

Об_явление, чес_ный, закон_чить, д_читать, доро_ка, параш_т, вк Родин_.

 

Карточка 6 (для 5в класса):

   Са_, улыбат_ся, л_есной, пр_читать, ч_до, ж_знь, рож_.

VII  испытание

Король:   А теперь испытание для капитанов команд. Испытание на знание русского алфавита.

                 Вам нужно отгадать загадки. Сначала по очереди тяните карточки с буквой, на которую

                 будет начинаться отгадка.

                 За каждую отгаданную загадку -  5 баллов.

1. Вкус у ягоды хорош. Да сорви её пойди-ка. Куст в колючках, будто ёж. Вот и назван … (Ежевика)

2. Лейся дождь веселей. Мы с тобою дружим. Весело нам бегать босиком по … (Лужам)

3. Может и разбиться, может и свариться. Если хочешь – в птицу может превратиться. (Яйцо)

4. Кругла, рассыпчата, желта, на стол она с полей пришла. Ты посоли её немножко.

    Ведь правда вкусная… (Картошка)

5. Тихо-тихо снег идёт. Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лёд во дворе … (Лопатой)

6. А петух с колючим ёжиком режут сало острым … (Ножиком)

7. Я антоним шума, стука. Без меня вам просто мука. Я для отдыха, для сна. Называюсь … (Тишина)

8. Как это скучно – 100 лет без движенья в воду глядеть на своё отражение.

    Свесила ветки с обрыва тихая, грустная … (Ива)

9. Во тьме ночной спокоен будь моряк. Своим лучом рассеивая мрак, тебе мигает с берега… (Маяк)

10. Стучит, гремит, вертится, никого не боится, считает свой век, сам не человек.  (Часы)

        VIII  испытание        

Принцесса: А теперь следующее испытание. Расставьте знаки препинания в предложении.

                      За правильный ответ_-  20 баллов.

Карточка 8 (для 5а класса):

Эх  братец  у тебя хвоста нет  а у меня вся голова разбита  жалуется Лиса.

Карточка 8 (для 5б класса):

Так-то ты Лиса учила меня рыбу ловить говорит Волк.

 

Карточка 8 (для 5в класса):

   Алёша  возьми яблоки в дорогу.

Игра со зрителями

Король: А теперь я объявляю игру со зрителями. Слушайте внимательно мои вопросы занимательные.

За каждый правильный ответ вашей команде, т.е. той, за которую вы болеете,

 мы будем прибавлять по 2 балла.

1. Какие местоимения портят наши дороги?   (Я-Мы)

2. Какое небесное тело имеет два названия, мужского и женского рода? (Луна, Месяц)

3. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (аз-бу-ка, ал-фа-вит)

4. Как можно мел превратить в мелкое место, а угол в топливо, а шест в число?

    (смягчить последний согласный с помощью Ь - мель, уголь, шесть)

5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

6. Чем кончается ЛЕТО и начинается ОСЕНЬ?  (буква О)

7. Какая птица, потеряв первую букву, становится великой русской рекой (Иволга – Волга)

8. Какой город летает?  (Орёл)

9. Каким женским именем называют мальчика, любящего поспать? (Соня)

10. Что находится между А и Б? (и)

11. Древнерусское название букв А и Б? (аз, буки)

12. Как написать сухая трава четырьмя буквами? (сено, стог)

Принцесса:  Наш турнир окончен. Послушаем Придворных Дам. Они подведут итоги. А также Придворные Дамы назовут претендентов на звание «Почётный гражданин Страны Русского Языка» (самые активные участники, даже из проигравших команд). А ещё нас ждёт церемония награждения.

Подведение итогов,

 церемония награждения,

 присуждение звания «Почётный гражданин Страны Русского Языка»

Король:  «Да, в наше время без языка нельзя! Пропадёшь сразу. Или из тебя шапку сделают, или воротник, или вообще коврик для ног…»   Чьи это слова, друзья?  Да, верно, так говорил мой друг – Кот Матроскин. И он совершенно прав. Учите русский язык! До новых встреч, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка".

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов. Интересные задания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи, фразеологии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятее  можно проводить в рамках  месячника  по русскому языку и литературы, а так же во внеурочное время на факультативных занятиях.   Целями проведения мероприятия яв...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Турнир знатоков русского языка

Развивать у детей понимание того, какую роль играет русский язык в современном мире и нашем многонациональном государстве....

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" 6-8 кл.

Данное мероприятие предусматривает 3 команды детей. Двое учителей-ведущие мероприятия. Турнир включает 6 туров: орфоэпический,лексический,фразеологический,морфемный,морфологический,редакторский. За ка...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка".Данное мероприятие может проводиться в рамках Недели русского языка и литературы. Участие принимают команды пяты...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Цель:проверить знания учащихсяся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку...