Технологическая карта "Буквы о-ё после шипящих в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Светикова Ирина Владимировна

В помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svetikova_tku.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (5 класс)

Тема:        Буквы О, Ё после  шипящих в корне слова                    

Тип урока:  урок изучения новых знаний

Методы: эвристические, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Цели урока:  

  1. Образовательные: 
  • сформировать умения применять правило написания О-Е после шипящих.
  • развить умение находить орфограмму;
  • отработать способы действия при выборе написания О-Е в после шипящих;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические   умения.
  1. Развивающие:
  • осуществлять системно-деятельностный подход;
  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;
  • воспитывать ценностное отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД:
  • формировать взаимодействие учащихся в  парной работе на основе уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания,  стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и  навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов              в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Оборудование:

  • ПК; интерактивная доска, презентация к уроку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

 1 мин.

Приветствие.

 Начинается урок,

 Он пойдет ребятам впрок.

 Постарайтесь все понять,

 Учитесь тайны открывать,

 Ответы полные давать,

 Чтоб за работу получать

 Только лишь отметку «пять»!

Проверка готовности к уроку.

 Садитесь, пожалуйста. Мы отправляемся в путешествие по Стране Орфографиии.

Включение  в деятельность

 мобилизация внимания, уважение к окружающим;(Л)

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К);

 саморегуляция (Р)

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

5 мин.

Используется презентация (см. презентация ).

1. – Выпишите слова с  пропущенными буквами,

объясняя орфограммы

 (слова представлены на слайде с помощью компьютера):

Зимой корой молодых р…стений кормятся зайчата. 

Л…жился на поля туман.

Высокие осины р…сли рядом с березами и пушистыми елями. 

Дом распол…гался на окраине деревни.

 Запишите слова по вариантам.

2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:

1вариант: растений, ложился.

2 вариант: росли, располагался 

– Назовите условия выбора орфограмм.

– На основе графических обозначений сформулируйте правила.

3.

– Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания.

Записывают слова, распределяя их по вариантам.

Самопроверка

Отвечают на вопросы

Формулируют правила

Самопроверка домашней работы

Владеть приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения, (П);

  осознанное и произвольное построение  речевого высказывания (П);

 подведение под понятие (П);

 выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в   пробном действии (Р);

 волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 аргументация своего мнения и позиции (К);

 учет разных мнений (К);

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.(К)

III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).

5мин.

Физкультминутка

1 мин.

Проблемная ситуация.

Определяем основной вопрос урока. (Этот материал представлен в презентации, работа проводится при закрытых учебниках.) слайд 3

При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие  шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением.

(на слайдах демонстрируются предметы, которые записываются в тетрадь)

Расчёска, щётка, жёлуди, крыжовник, шорты.

Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после  шипящего? Проблемный вопрос появляется на слайде, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.

Мультиофтальмотренажер         «Зимняя сказка»

Обучающиеся  работают в тетрадях, после чего сверяют с доской.

Работа со словами, поиск цели урока, формулирование проблемного вопроса.

Целеполагание(Р)

Высказывание предположения на основе наблюдений.

Формулирование проблемы урока. (П);

определение основной и второстепенной ин-

формации (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в ком-

муникации (К);

учет разных мнений, координирование в со-

трудничестве разных позиций (К).

IV. Открытие нового знания.

7 мин.

  1. Видеозвонок из Страны Орфографии. (ссора букв Ё,О. Ребята должны помирить буквы).
  2. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 59), используются вопросы и задания перед упр. 59.

2. Далее учащиеся самостоятельно ( в парах) по заданию после текста упр. 59 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам  1-го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов

жёлтый – желтеть,

шёпот – шептать,

чёрный – чернеть

щёлка – щель.

 Проводится лексическая и орфографическая работа со словами: чопорный, трущобы, чащоба, шомпол, шоры. Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2-м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после  шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике. Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.

Графическая работа со словами

Выявление особенностей правописания слов с орфограммой

Предположения, вывод самостоятельная формулировка  правила

Анализ, синтез, сравнение, обобщение,  (П);

использование знаково-символических средств(П);

подведение под понятие (П);

 установление причинно-следственных связей

(П);

 построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

 учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л);

V. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений.

.       10 мин.

 

7.    

       

             

         

        Физкультминутка (1 мин.)

1

  VI.Включение нового  знания в систему знаний и повторение.

10мин.

Видеозвонок в Страну Орфографию. (буквы О и Ё  помирились)

1 Выполнение упражнений для первичного развития умений. Развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после  шипящих. орфограммы.

1. К словам из 1 столбика подберите однокоренные слова из 2 столбика

    шёл -        решето

решётка -                       щетина

 щётка-        решение

расчёска        нашедший

         шедший

                                         расчесать

                                          щекотка                                        

2. Найдите  слова, в которых допущены ошибки, и запишите их в тетрадь правильно

а) жёлтый            д) жокей

б) решотка             е) шорох

в) чорный              ж) крыжовник

г) жёнглёр              з) шопот

3.Вставьте буквы О или Ё

ш…рох        
щ…тка
реш…тка
ш…в
капюш…н

ч…лка

щ…чка

4.Слайд со словами - исключения(заучивание слов- исключений)

Танцевальная физминутка.

1.Развитие лексического умения  соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения

 По толкованию лексических значений узнайте слово, запишите его и объясните правописание гласной в корне после шипящих( 1в) и наоборот (2в), сначала читается толкование, потом ученики называют слово.

1  Наездник на скачке -                                           (жокей)

2. Цирковой актер, ловко подбрасывающий

 в воздухе предметы -                                         (жонглер)

3. Опущенная на лоб и подстриженная

прядь волос   -                                                       (чёлка)

1. Пестрая клетчатая ткань -                             (шотландка)

2.  Плод дуба -                                                          (жёлудь)

3.  Небольшая корзина -                                          (кошёлка)

 

2. Задание на разграничение омофонов. На   доске записаны два предложения:

Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.

Вопросы и задания к ним:

– Назовите два одинаково звучащих  слова.

– Сравните их написание. Что необычного заметили?

– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)

- Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по-разному.) Предположите, почему слова пишутся по-разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)

Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения.

Записывают и объясняют правописание гласной в корне после шипящих

Письмо по памяти

Проверка по образцу

Самостоятельная работа с использованием знаний по лексике и комментированием своих

действий

Анализ примеров, рассуждение по вопросам,

Формулировка вывода

Запись в тетради, графическое выделение

Самопроверка

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П);

  использование знаково-символических средств(П);

установление причинно-следственных связей

(П);

 построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий (П);

 самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

 осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

 контроль, коррекция, оценка (Р);

Включение нового  знания в систему знаний (П)

совершенствовать орфографические умения(П)

 

Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

 Строить логические рассуждения.(П)

VII. Итог урока.

3 мин.

Рефлексия

1 мин.

 1 вариант 

 1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

 А) капюш...н   Б) ж...лудь  В) расч...ска

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 

А) ш...рты  Б) ч...порный  В) ш...лковый  

3.  Какое слово из предложенных вариантов лишнее?

А) ш...рох Б) ш...коладный В) ш...лковый  

Количество баллов__________          Оценка _______

   2 вариант

1.  В каком слове в корне слова пишется буква О?

 А) ж...лтый  Б) маж...р  В) ш...лковый

2.  В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 

А) ж...сткий  Б) ж...нглер  В) крыж...вник  

3.  Какое слово из предложенных вариантов лишнее?

А) ж...лудь  Б) прож...рливый  В) ж...лтый

 Количество баллов__________          Оценка _______

«Игра в снежки»

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Особенно интересно было…

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

Самопроверка

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности (П);

 самооценка на основе критерия успешности

(Л);

 адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности (Л);

 выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

 использование критериев для обоснования своего суждения (К);

VII. Домашнее задание.

1 мин.

1) Составить схемы правил §6, выучить слова – исключения.

 2) § 6, найти значение слов капюшон, шорник, жокей и составить с ними предложения.

Запись в дневниках

 

Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.(П)

                                                                                                 

               Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (  http://www.testsoch.com)  

                                                   

    Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 20112. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе.  М. Мнемозина, 2003

     3. С.И.Львова, В.В.Львов Русский язык  М. Мнемозина, 2007    

     4.«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"

Урок в технологии «Дидактический цикл»...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...