И, у, а после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гончаренко Татьяна Николаевна

Разработка этого урока поможет учителю в составлении конспекта урока по ФГОС. В организационной структуре урока выдержаны все этапы: организационный момент, проверка д/з, разминка с элементами д/з, работа над темой урока, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_iuaposle_shipyashchih.pptx100.1 КБ
Файл 5_iua_posle_shipyashchih.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восстановить пословицы, вставив пропущенное слово, назвать в нем орфограмму: 1) Без кота мышам … (праз д ник) 2) Человек трудолюбивый – самый … (счас т ливый)

Слайд 2

И, У, А после шипящих

Слайд 3

И, У, А после шипящих В сочетаниях ЖИ-ШИ Только И всегда пиши! В сочетаниях ЧА-ЩА Пишем только букву А. В сочетаниях ЧУ-ЩУ Пишем только букву У.

Слайд 4

И, У, А после шипящих Ж Ш Ч Щ И У А Ы Ю Я

Слайд 5

Словарь Ж Ю РИ БРОШ Ю РА ПАРАШ Ю Т

Слайд 6

Из данного предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие и слово на правило нашего урока Нельзя читать чужие письма. (Нельзя, ч у ж и е)

Слайд 7

И, У, А после шипящих Допишите слова. Найдите в каждой строке лишнее слово. Встре …, … сы , … йник , … гун , ту…. Пи…, ро …, малы…, ча …, … вель . …на, … пы , малы…., … ло , … знь . … лок , … деса , кру … (глагол), гра ….

Слайд 8

И, У, А после шипящих Замените одним словом. Жвачное животное с длинной шеей. Что для человека дороже всего? Какие животные носят еду на себе? Зимний вид спорта и развлечение для детей. Шестьдесят минут. Инструмент для прокалывания отверстий. Дикая роза с ярко-красными ягодами. Сосуд с ручкой и носиком. У неё во рту пила, под водой она жила. Из чего делают тяжёлые сковородки?

Слайд 9

Использованные источники В. Волина. Весёлая грамматика. Издательство «Знание», 1995.



Предварительный просмотр:

Буквы и, у ,а после шипящих. Урок по ФГОС, автор учитель русского языка и литературы МОБУ ООШ №24 Гончаренко Т.Н. Краснодарский край,  Кореновский район

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и,у,а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и,у,а после шипящих

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания оукв и. у. а после шипящих и слова-исключсния: уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net                                                  httpi/festival.1septeinber.ru/subjects

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.htmi                           http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru                                                  http://www.gramota.ru/

Оборудование

Интерактивная доска, компьюьер, мультимедийный пректор

Наглядно-демонстрационный

материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.

Основные понятия

Орфограмма

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые умения

(УУД)

1

2

3

4

6

I.Организационный момент

Беседа

Приветствует. Настраивает на работу 

Вступительное слово:

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь все понять.

Слушают учителя,
участвуют в диалоге с учителем,
демонстрируют
готовность
к уроку

Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Осознают учебно-познавательную задачу

ІІ.Проверка  д/з

Воспроизведе-ние ранее изученного

Диктант с подготовкой по упр.45,46

Собирает тетради.

Пишут под диктовку, сдают тетради

 Формируют готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни

ІІІ.Разминка с элементами проверки д/з

Работа с интерактивной доской

Повторение ранее изученного

Показывает на доске пословицы. Даёт задание: восстановить пословицы, вставив пропущенное слово (устно).  Во всех трёх пропущенных словах орфограмма «Непроизносимый согласный в корне».

 1) Без кота мышам … (праздник)

2)  Человек трудолюбивый – самый … (счастливый)

 - Какое из этих слов нельзя проверить, а нужно запомнить? (Праздник)

Слушают учителя. Читают пословицы. Отгадывают пропущенное слово, проверяют его на наличие орфограммы. Отвечают

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

-  выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме

 - вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

ІV.Работа над темой урока

Беседа

Посмотрите на доску, о каком правиле, известном вам еще с 1-го класса пойдет речь? Кто догадался?

Какие гласные пишутся в сочетаниях жи-ши? Какие – в сочетаниях ча-ща? Какие – в сочетаниях чу-щу?

Как вы думаете, почему после шипящих ж,ч,ш,щ пишутся гласные и,у,а, а не ы,ю,я?

Буквы ю,я после согласных обозначают мягкость этих согласных. Но ч,щ и так всегда мягкие, поэтому дополнительного обозначения мягкости им не требуется. Ж и ш были мягкими в далеком прошлом, написание жи-ши сохраняется по традиции

- формируют способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи

 

Работа с интерактивной доской

Чтение рифмованного правила.

В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях  ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишем только букву У.

Слушают друг друга, дополняют.

Запоминают.

Учатся понимать информацию, представленную в разных формах

Словарная работа

Вспомним слова-исключения: жюри, брошюра, парашют.

Заглянем в словарь, уточним значение этих слов. (Работа со словарем на  сайте http://www.gramota.ru/)

Обратите внимание, все три слова пришли к нам из …французского языка.

Потренируемся в произношении этих слов (см.рамку на стр.27)

Составьте с этими словами предложения.

Записывают словарные слова.

Учатся понимать информацию, представленную в разных формах

Работа с учебником

Упр.50 – выполнение задания (на доске и в тетрадях)

фронтально

планировать свое действие в соответствии с задачей

 - готовность использовать ЗУН в учебной деятельности

Самостоятельная работа

Упр.52 – самостоятельная работа со словарем.

индивидуально

организуют самостоятельную учебную деятельность

Работа с интерактивной доской

Тестовое задание.

Из данного предложения выпишите слово,
в котором все согласные звуки мягкие и слово на правило нашего урока

Выписывают из текста нужные слова. Отвечают. Находят орфограммы.

- стремление к соблюдению этически-моральных норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним

V.Рефлексия

Подведение итогов 

Беседа

Что надо знать о буквах и о звуках, чтобы правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?

Учитель благодарит учащихся за урок, объявляет оценки.

Фронтально Оценивают свою деятельность на уроке

- формируют способность оценивать свою деятельность

VІ.Домашнее задание

§11 правило, упр.53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"

Урок в технологии «Дидактический цикл»...

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»

Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»...