Статья Интегрированный урок ( из опыта работы)
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Статья Интегрированный урок ( из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx53.26 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

( из опыта работы)

Учитель русского языка и литературы  Винокурова Наталия Михайловна МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 32» г.о. Саранск Республика Мордовия

В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии.

 Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены.

        Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.

         Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

        Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата.

Из опыта работы знаю, что такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

         Кроме того, интеграция трех предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.

          При инновационном обучении цели и задачи разрабатываются совместно с учителями и обучаемыми. Процесс их достижения  организуется как совместная деятельность.

            В педагогике сотрудничества, на мой взгляд, одним из приоритетов является комплекс интегрированных технологий, а именно, интегрированные уроки - одно  из  средств  развития  познавательной активности учащихся и привития интереса к учебным предметам. Они позволяют перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к взаимосвязанному, комплексному изучению.

           Из опыта работы могу сказать что, интегрированное обучение дает возможность за сравнительно короткое время узнать интересы учащегося и наметить пути их развития, совершенствовать природные задатки  личности.

           В интегрированном уроке объединяются знания из различных предметов. Поэтому  считаю важным - правильно определить главную цель интегрированного блока. Если общая цель определена, то из содержания предметов беру только те, которые необходимы для ее реализации.

   При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на занятии.

   Хотелось бы поделиться опытом проведения интегрированных уроков. 

          Развивающий и воспитывающий потенциал интегрированных уроков можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

                  Чтобы учеба была в радость детям, главное в работе учителя, я думаю, быть заинтересованным самому. И тогда, как пишет известный академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», будет интересно и тому, кто тебя слушает. Многое зависит от самого учителя. Готовясь к уроку, он должен четко себе представить не только то, что конкретно по теме он хочет объяснить ученикам, но и знать, с каким предметом будет целесообразно интегрировать урок .

        В моей педагогической практике было проведено немало интегрированных уроков. Хотелось бы ознакомить с одним из них.

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе

Тема урока  «Наклонение глагола. Химический состав растений»


Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные : внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция 

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Психологический настрой детей на урок.

Учитель биологии:

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите  в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелайте ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителям.

Учитель русского языка :

-Сегодня  на уроке вы будете сами формулировать правила, анализировать, сопоставлять, размышлять. Будьте  внимательны, честны и справедливы в оценке своих знаний, умений и навыков. Удачи всем!

Оценивание готовности к уроку

Мотивация к учебной деятельности

личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка и биологии в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебная ситуация  по русскому языку

-  Предлагаю вам загадку- шутку (шуточное определение):

«Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется…»

- Правильно. Какое слово будет ключевым  в   загадке-шутке?

- В течение  нескольких уроков русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Учебная ситуация  по биологии:

-Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, но нам предстоит поработать  и в настоящей химической лаборатории.

Глагол

Да, в загадке есть слова, которые обозначают действие предмета – упала, ударилась (что сделала?)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста , преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определение темы по русскому языку

- Итак, мы продолжаем работать  по «Глагол». Предлагаю вам  элементы  игры

 «Заморочки из бочки»)

 - На  -Перед вами предложения.  В них заключен мой главный вопрос по теме урока.

 Мой -Интересно, удастся ли вам проникнуть в глубину моего учительского замысла? Хорошо ли мы с вами научились понимать друг друга? Удастся ли вам угадать этот вопрос?

1.   Исследуй!

2.   Состоят из веществ.

3.   Выявил бы значение.

4.   Служат источником энергии.

5.  Сравнил бы.

6.   Делай выводы!

-Итак, в чём же заключается основной вопрос   по теме урока? О чём сегодня пойдёт речь?

- В контрольном листе , в котором вы сегодня будете работать, записываем тему урока.

Определение темы по биологии

- Только что в приведенных предложениях вы назвали глаголы, относящиеся  к работе ученых- исследователей, которые  занимаются изучением разных объектов с  определенной целью.

-Вот и нам сегодня предстоит определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования.

-Записываем тему  урока «Химический состав растений».

- На. 

Задание №1.

(Предложения  связаны с биологией  по теме :

« Химический состав растений» )

Вывод: это глаголы в разных наклонениях

Учащиеся определяют тему по русскому языку, записывают в контрольный лист

Определяют тему по биологии, записывают в контрольный лист

 Постановка проблемы

Задание:

Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга.

                 

Учитель биологии : У вас еще нет такого предмета ,как химия , вы еще не знаете ничего о химических элементах. Вспомните материал природоведения.  

На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных веществ состоят.

Лед, облака и капли росы–

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. /

-Итак, ребята ,какую тайну растений мы должны с вами раскрыть?  Все живые организмы имеют сходный химический состав , и мы должны определить  химический состав растений.

А теперь   попытаемся определить задачи нашего урока

Учитель русского языка:

 - Каждый житель нашей страны России в 14 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт.  Придумайте паспорт для жителя страны Глаголии.

-Какие данные вы включите в такой документ?  Каждый ряд должен предложить свой вариант паспорта.

 Род, спряжение, время, вид, склонение  , падеж

 лицо ,число, вид, инфинитив, степень сравнения, собственное или нарицательное,

одушевлённое или неодушевлённое    

- Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга.

- Посмотрите внимательно, какой категории глагола не  хватает в перечне?

( проблемный вопрос)

Вывод: растения состоят из органических и неорганических веществ.

Формулируют задачи по биологии:

1. Экспериментально выяснить химический состав растений .

2. Выявить практическое значение веществ растений;

Задание №2.

Вывод: в  паспорт для жителя Глаголии должны входить:

начальная форма (инфинитив), время, лицо, число, вид, спряжение,

наклонение

Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учитель русского языка :

- Легко ли вы справились с заданием? Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Формулируют задачи по русскому языку: 1.Закрепить знания о наклонениях глагола.

2. Закрепить умение находить глаголы в разных наклонениях  в тексте и правильно их употреблять в речи.

3.Определять синтаксическую роль глаголов в разных наклонениях в предложении.

Организация деятельности по повторению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа обучающихся в контрольных листах.

Самоконтроль

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Контрольный лист,

презентация

Выполнение заданий, самооценка, контроль в парах.

№ УЭ

Содержание урока

Рекомендации учителя

Поле самооценки

1

Задание: проверь,  всё ли ты приготовил для урока (тетрадь, учебник, дневник, ручку, карандаш, линейку).

Контроль: самоконтроль.

Учитель русского языка:

- Настройтесь на серьёзную работу, внимательно читайте задания .

Учитель биологии:

- Выполняй  их по определённому алгоритму. Помните  о времени!

Контрольный  лист

2

Теоретическое задание. 

Цель: Обобщить  знания учащихся по теме «Наклонение глагола».

 Задание: ответить на вопросы 

(В случае затруднения обратись к учебнику) .

 

Учитель русского языка:

1.Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

Как  они изменяются?

2. Что обозначают глаголы в условном  наклонении?

Что вы знаете об изменении глаголов в условном наклонении?

3. Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?

Учитель биологии:

-Давайте вспомним, какие химические  вещества  вы знаете? Какие  вещества относятся к органическим ? Какие вещества неорганическим?

Работа с учебником.

Русский язык:

учебник «Русский язык», 6 класс/М.Т. Баранов, Т.А., Ладыженская и др.

Биология:

 учебник «Биология», 6 класс/В.В. Пасечник;Пр.32 стр154-157

За каждый правильный ответ 1 балл

3

Задание по биологии:

Лабораторная работа

Цель: изучить химический состав растений

Задание провести эксперимент

Задание по русскому языку: Лингвистическая задача.

Цель: научиться находить глаголы в разных наклонениях  в тексте.

Задание: определить , о каком наклонении идет речь?

Контроль: самоконтроль.

- О каком наклонении идет речь?

Выполняется опыт №1

 Объектом нашего исследования будут зеленые листья растения . Нагреем их на слабом огне. Что появляется на стенках пробирки? Сделайте вывод.

Выполняется опыт№2

Возьмем комочек теста ( оно  приготовлено из муки семян растений, а следовательно имеет такой же химический состав) положим  его в мешок из марли и хорошо промоем тесто в воде.

вывод:  В марле осталась тягучая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

 Вывод:  В растениях есть белки

Выполняется опыт №3

Добавим в стакан с мутной водой , в которой промывали тесто , 2-3 капли йода. Что наблюдаем? Вода стала синей.  Это качественна реакция на углеводы.

Выполняется опыт №4

Возьмем семена подсолнечника и раздавим их . Что появляется на бумаге?

Минеральные соли регулируют обмен веществ.

Белки являются строительным материалом

Углеводы служат источником энергии. Жиры служат источником энергии .Эти вещества необходимы не только растениям ,но и человеку.

Учитель русского языка:

- При выполнении опытов были произнесены глаголы разных наклонений.

Ваша задача -  определить наклонение глаголов в предложениях (контрольный лист).

1)В состав растений входят белки ,жиры, углеводы .

2) Отсутствие или недостаток веществ нарушил бы нормальное развитие растений.

3) Для здоровья активно используй растительные вещества.

Предложения записываются в контрольный лист

Вывод:  биология  Заполнение таблицы в контрольном листе. На стенках пробирок появились капельки воды. Это доказывает ,что органы растения содержат воду .

Вывод:  биология  Заполнение таблицы в контрольном листе.  Органы растения содержат белок.

Вывод:  В пшенице  присутствует углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть углеводы.

Вывод:   жирное пятно, в семенах растений есть жиры

Задание №3.

4

Аутогенная тренировка

Цель: снять напряжение,  усталость , отдохнуть, настроить на доброжелательную рабочую обстановку

Учитель биологии:

Положите руки на парту, опустите голову на руки, закройте глаза.(Продолжительность 1 минута, учитель читает текст медленно, спокойно)

Учитель русского языка:

- Представьте, что Вы идёте по опушке леса. Весь пернатый мир радуется вашему существованию. В начале прогулки призывной дробью Вас приветствует дятел. Высоко в небе заливисто поют жаворонки.
Неторопливому журчанию ручейка аккомпанирует жужжание пчёл,
стрёкот сороки и щебет других лесных птиц. Под развесистой веткой ели Вы пережидаете небольшой дождь. У озера  Вас встречают крики лягушек. Светит солнышко, веет ласковый ветерок… Как хорошо … Вы на уроке. Продолжаем работу.

    5

Задание по русскому языку:

Цель: научиться определять  синтаксическую роль глаголов в тексте.

Задание. Определите синтаксическую роль глаголов.

Контроль: самоконтроль.

Задание по биологии:

Задание. соотнести вещества по их принадлежности к группе.

Контроль: самоконтроль.

Учитель русского языка:

- В предложениях определить синтаксическую роль глаголов

1)В состав растений входят белки ,жиры, углеводы .

2) Отсутствие или недостаток веществ нарушил бы нормальное развитие растений.

3) Для здоровья активно используй растительные вещества.

-Предложения записываются в контрольный лист.

Учитель биологии:

Зная состав растений, выполните задание в контрольном листе «Третий лишний».

А) белки, углеводы, вода;

Б) белки, вода, минеральные соли.

Вывод по русскому языку: глаголы в предложении являются  сказуемыми

Задание № 4.

Ученики  выполняют задание.

6

Задание по русскому языку:

Цель: проверить, как учащиеся усвоили новую тему.

Задания:  

1.Глаголы в неопределенной форме поставить  в разные формы наклонения.

2.«Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов.

Контроль: самоконтроль.

Задание по биологии:

Цель: проверить, как учащиеся усвоили новую тему.

Задания:   составить схему

Учитель русского языка:

Задание № 5.

Защищать(организм)

Строить (клетку)

Накапливать(знергию)

Задание № 6.

№ 1                                № 2                             № 3

Зашищал                       защитил бы                  защити

Строил бы                    построй                          строю

Накапливай                 накопить бы                  накопи

Мы выяснили с вами химический состав растений . Представьте  ваши знания в виде схемы  «Вещества растений».

Задание № 5.

Задание № 6.

7

Физкультминутка

Учитель русского языка

- Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe;

─ если услышите глагол в условном наклонении – вытяните руки в сторону;

─ если в повелительном наклонении – руки вниз:

 бегут, торопятся ручьи (тянутся вверх)

 я написал бы, если б не устал (руки в сторону)

 садись напротив меня ( руки вниз)

 люблю  солнечную погоду (тянутся вверх)

 если бы вы растаял снег, то появились  бы  подснежники (руки в сторону)

 потянитесь к солнцу ( руки вниз)

8

Цель: развитие речи

Задание:

Подберите по смыслу глаголы так, чтобы они были в разных наклонениях

Живые организмы ( ?) из воды, минеральных и органических веществ.

Если ( ? ) белка в составе растения, то  они  не

( ?).

Человек!  (? ) за здоровьем!

Задание № 7.

9

Рефлексия деятельности на уроке

1.Прием «Незаконченные предложения».

2.Приём «Моё настроение».

Предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке.

1.«Сегодня я узнал ….»

  « На уроке было интересно ….»

  «У меня получилось…»

«Я смог…»

«Меня удивило…»
2.Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно»
Жёлтый цвет –« Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».
Красный цвет – Помогите!  Мне требуется помощь!

10

Домашнее задание: 

1) повторить  теоретические сведения о морфологических признаках глагола;

2) Параграф №32, задание в рабочей тетради №194, подготовить сообщения о растениях , из которых получают каучук, канифоль и скипидар, лекарства.

Контроль: индивидуальный на следующем уроке.

Учитель русского языка:

-Я предлагаю вам пофантазировать и написать небольшие сочинения на темы:

«Если б я был волшебником». Задача – показать свои желании, фантазии.

«Я – волшебник». Задача – показать, что все твои действия были, есть и будут на самом деле.

«Я волшебник. Я повелеваю».  Задача – показать, что ты приказываешь кому-либо, просишь о чем-либо.

Учитель биологии: пр.№32, задание в рабочей тетради №194, подготовить сообщения о растениях , из которых получают каучук, канифоль и скипидар, лекарства.



Приложение 1

Фамилия, имя _________________________________________________

Число:________________________________________________________

Тема:_________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание №1.«Заморочки из бочки».

1.   Исследуй!

2.   Состоят из веществ.

3.   Выявил бы значение.

4.   Служат источником энергии.

5.  Сравнил бы.

6.   Делай выводы!

Задание № 2. Указать морфологические категории глагола (подчеркните).

род ,спряжение , время , вид, склонение , падеж, лицо , число, инфинитив, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, степень сравнения    

Задание № 3 .Определить наклонение глаголов в предложениях .

1)В состав растений входят белки ,жиры, углеводы .

2) Отсутствие или недостаток веществ нарушил бы нормальное развитие растений.

3) Для здоровья активно используй растительные вещества.

Задание № 4. В предложения задания №3  определить синтаксическую роль глаголов.

Задание № 5. Глаголы в неопределенной форме поставить  в разные формы наклонения.

Защищать(организм)

Строить (клетку)

Накапливать(знергию)

Задание № 6. Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов.

№ 1                                    № 2                                  № 3

Зашищал                       защитил бы                  защити

Строил бы                    построй                          строю

Накапливай                 накопить бы                  накопи

Задание № 7.  Заполните схему  «Вещества растений».

Задание № 8. Подберите по смыслу глаголы так, чтобы они были в разных наклонениях

Живые организмы ( ?) из воды, минеральных и органических веществ.

Если ( ? ) белка в составе растения, то  они  не ( ?).

Человек!  (? ) за здоровьем!

 Приложение 2

На столе перед каждым учеником треугольники, квадраты, кружки

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно»
Жёлтый цвет –« Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».
Красный цвет – Помогите!  Мне требуется помощь!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки (из опыта работы).

Данный материал рассказывает об интегрированных уроках....

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.

Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Статья "Как сделать презентацию к уроку. Из опыта работы"

Основные правила   и часто допускаемые ошибки  при создании учебной презентации....

Статья "Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке" (из опыта работы)

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы проблемного обучения....

Статья " Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП, характерные для каждой стадии урока ( из опыта работы учителя математики).

Выступление на всероссийском семинаре: " Технология развития критического мышления обучающихся: теория и практика использования в образовательном процессе школы"....

Статья «Методы активизации учебной деятельности детей с ОВЗ на уроке (из опыта работы)»

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому п...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"

Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках  русского языка...