Методическая разработка «Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

в помощь учителям русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastnyy_oborot.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»

Цель урока: продолжить изучение причастного оборота, знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, формирование умения образовывать причастный оборот, видеть его границы в предложении.

Задачи урока:

 1.Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы;

2. Создать условия, направленные на формирование УУД;

3. Создать условия для развития пунктуационной зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

 4. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Планируемый результат:

 Предметные умения:  систематизировать знания о причастии, причастном обороте, синтаксической роли причастного оборота и месте причастного оборота по отношению к определяемому слову; - формировать умение находить в предложении причастный оборот и определяемое слово; - соблюдать в практике письма основные пунктуационные нормы постановки знаков препинания при причастном обороте -объяснять выбор постановки знаков препинания в устной форме.

 Личностные УУД:- формулировать и аргументировать собственное мнение; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль

Познавательные УУД: - проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку; - выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков; - преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему);

 Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

 Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Ресурсы и оборудование: учебник, тетрадь, , лингвистическая карта, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.

Организа-

ционный

момент

2.Повторение

изученного

материала.

Проверка домашней работы

Закрепление изученного материала

Обобщение изученного материала, объяснение домашнего задания

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово

Здравствуйте, ребята садитесь

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

На прошлом уроке мы с вами изучали причастный оборот,

Знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

Сегодня на уроке нам необходимо закрепить полученные знания. Открываем тетради, записываем дату, вид работы, тему урока, все записано на доске.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Повторим полученные сведения о причастии и причастном обороте

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос

Какой оборот называют причастным?

От какой части речи зависит само причастие?

Как называется слово, от которого зависит причастие?

Где может стоять причастный оборот по отношению к определяемому слову?

                                   

- От чего зависит постановка знаков препинания в предложении с причастным оборотом?

- Изобразите это схематично на доске. К доске пойдет….

Метод: слово учителя

Прием: похвальное слово

Все верно

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово. Для того чтобы мы безошибочно выделяли причастные  обороты в письме, выполним упражнение 633, на странице 68.

Перед вами две схемы, будьте внимательны. Необходимо из словосочетаний составить предложения по схемам. Под цифрой 1 надо составить предложения, в которых определяемое слово стоит перед причастным оборотом.

Под цифрой 2 определяемое слово стоит после причастного оборота, запятая в данном случае не нужна.

Кто не понял, как выполнять упражнение? Разберём для

примера первое словосочетание под цифрой один

Протоптанная пешеходами может быть тропинка. Первое слово у нас определяемое- тропинка. Затем ставим запятую, пишем протоптанная пешеходами? Ставим запятую и

Придумываем. Куда может вести тропинка? Например, в школу. Дописываем. Получается предложение: тропинка, протоптанная пешеходами, вела в школу.

Тропинка, протоптанная пешеходами, вела в школу.

Записываем и приступаем к выполнению. К доске пойдет…, остальные записывают в тетради.

Метод:  слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Откройте тетради с домашней работой. Передайте устно предложения по второй схеме (причастный оборот +

определяемое слово). Первое предложение сделаем вместе, затем по цепочке начнём с первой парты. Итак, первое предложение у вас должно было быть таким: Косогор, густо заросший клёном, виднелся вдали. Переделываем предложение по второй схеме, причастный оборот ставим впереди, получается такое предложение: Густо заросшей клёном косогор виднелся в дали. Запятая в данном случае не нужна, так как определяемое слово стоит после причастного оборота. Все дальше сами. Начинаем с ….

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Ребята, а какой сегодня праздник? Тогда давайте посмотрим, а как в признаниях, высказываниях о любви, великих поэтов, писателей употребляются причастные обороты.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Работать будем так, я раздаю вам листочки, на которых написаны предложения. Ваша задача, списать, найти и выделить в предложениях причастный оборот, определяемое слово, расставить, если это необходимо, знаки препинания, после предложения нарисовать схему.

Первое предложение выполним вместе.

Велики силы люби, располагающие любящих к  трудным подвигам, перенесению чрезвычайных негаданных опасностей. Боккаччо Д.  Причастие располагающие, зависимые слова от причастия располагающие к (кого?)

любящих : располагающих к чему? Подвигам. Причастный оборот: располагающие любящих к трудным подвигам.

Определяемое слово силы, стоит перед причастным оборотом, значит причастный оборот нужно выделить с двух сторон, кто не понял, как выполнить задание?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Проверяем, предложения читать не надо, просто называем определяемое слово и причастный оборот

Метод : опрос

Прием: фронтальный опрос

1 предложение мы назвали, второе предложение назовите определяемое слово и причастный оборот.

3 предложение?

4 предложение? Сколько причастных оборотов у вас получилось?

Метод : слово учителя

Прием: похвальное слово

 Наше занятие подходит к концу, откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома составить 5-6 предложений с причастными оборотами из упр 634.

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

 Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжили изучение причастного оборота, научились видеть обороты в предложении, выделять запятыми на письме. На следующем уроке у нас будет тест по теме: «Причастный оборот, знаки препинания при нем» Урок окончен, до свидания.

Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное, информативное

Слушание; деятельное, некритическое, нерефлексивное слушание

Говорение; ответы учеников

Причастный оборот – это причастие, с зависимым от него словами.

Причастие зависит от имени существительного.

Слово, от которого зависит причастие, называется определением.

Причастный оборот может стоять перед определяемым словом после него.

Причастный оборот может стоять перед определяемым словом после него.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятыми его не выделяем. Если  он стоит после определяемого слова, то его следует выделить запятыми.

Письмо. Образец записи в тетради

Опред. Слово + причастный оборот

Дверь, запиравшаяся на замок, скрипела

Тротуары, присыпанные утренним снегом, блестели

Автомобиль, управляемый сильными руками водителя, не заносило на дороге

Столы, рассчитанные на несколько человек, стояли в столовой

Прич. оборот + опред. Слово

Раскрытые настежь двери звали нас в дом

Освещённая настольной лампой комната была светлой

Добела раскалённые огнём  ножницы меня пугали.

Расчищенная дворником дорога ранним утром была ещё белой

Говорение. Устный ответ учащихся

2. Улыбающиеся солнцу ромашки росли в поле.

Ставим причастный оборот перед определяемым

словом, тогда запятая не нужна. Ромашки, улыбающиеся солнцу, росли в поле

3. Пестреющие июльским разнотравьем луга были красивы. Ставим причастный оборот перед определяемым словом, тогда запятая не нужна. Луга, пестреющие июльским разнотравьем были красивы.

4. Хранящиеся в нашем доме старые письма лежали в комоде. Ставим причастный оборот перед определяемым словом, тогда запятая не нужна. Старые письма, хранящиеся в нашем доме, лежали в комоде

5. Освещённый солнцем сосновый бор манил к себе. Ставим причастный оборот перед определяемым словом, тогда запятая не нужна.

Сосновый бор, освещённый солнцем, манил к себе

6. Сидящая у камина девочка читала увлечённо книгу. Ставим причастный оборот перед определяемым словом, тогда запятая не нужна. Девочка, сидящая у камина, читала увлечённо книгу.

7. Весна, наступившая в этом году необычайно рано, радовала нас тёплыми вечерами. Ставим причастный оборот перед определяемым словом, тогда запятая не нужна.  Наступившая в этом году необычайно рано весна радовала нас тёплыми вечерами

Слушание

Письмо. Образец записи в тетради

1) Велики силы люби, располагающие любящих к  трудным подвигам, перенесению чрезвычайных негаданных опасностей. Боккаччо Д.

2) Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены отделяющие человека от его ближних

Эрик Фромм

3)Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком.  Есенин

4)Любовь – цветок свободы. Если вы попытаетесь захватить или удержать ее, она погибнет, как цветок, срезанный и поставленный в вазу, или как бабочка, пойманная и приколотая булавкой.

Говорение. Устный ответ учащихся

Во втором предложении определяемое слово «стены», отделяющие человека от его ближних- причастный оборот, выделяем запятой.

В третьем предложении определяемое слово «сердце», причастный оборот- тронутое холодком, выделяем запятой.

В четвертом  предложении 2 оборота. Цветок- определяемое слово, причастный оборот- срезанный и поставленный в вазу. Второй- пойманная и приколотая булавкой, определяемое слово- бабочка.

Образец

записи на

доске

Четырнадцатое февраля

Классная

Работа

Причастный

Оборот. Знаки

препинания в предложении с причастным оборотом

Образец карточки

1) Велики силы любви располагающие  любящих к трудным подвигам перенесению чрезвычайных негаданных опасностей Боккаччо Д.

2) Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены отделяющие человека от его ближних

Эрик Фромм

3)Ты теперь не так уж будешь биться, сердце  тронутое холодком. Есенин

4)Любовь- цветок свободы. Если вы попытаетесь захватить или удержать ее, она погибнет, как цветок срезанный и поставленный в вазу или как бабочка пойманная и приколотая булавкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Понятие об обособлении»

Урок c применением ЭОР «Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Понятие об обособлении»Цель: повторить теоретические сведения о причастном обороте и условиях обособления причастного о...

Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами

Задание в формате ЕГЭ по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами"...

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Урок в 6 классе с использованием мнемотехнических приемов....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом". Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Часть1-3: Учебник для общ...

Самостоятельная работа по теме "Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами"

Самостоятельная работа по теме "Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами" (8 вариантов) (6-7 классы)...

Рабочий лист "Правописание причастий. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом"

Рабочий лист является хорошим способом реализации индивидуального подхода, а также формой организации познавательной и регулятивной деятельности учащихся....

знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

Тип урока:урок открытия новых знанийПрогнозируемые результатыличностные:учить проверять себя;учить давать оценку своим действиям;учить работать в паре, чувствовать свой вклад в общую работу;метапредме...