Урок русского языка в 7 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом» является первым уроком, связанным с изучением условий обособления причастного оборота, при этом уроку предшествовал урок, на котором учащиеся познакомились с понятиями «одиночное причастие», «причастный оборот», «определяемое слово», «зависимое слово», учились находить причастные обороты и определяемые слова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа: конспект урока.
Слушатель курсов: Мещерякова Оксана Анатольевна.
Место работы: МБОУ им. Л.Н.Толстого филиал в с.Золотуха им. Власова В.В. Лев –Толстовского района Липецкой области
Предмет: русский язык.
Класс: 7.
Тема урока. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Тип урока: урок освоения новых знаний и умений.
Цель урока: изучить условия обособления причастного оборота, сформировать умение расставлять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.
Планируемые результаты(по ПРП):
Личностные
умение точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение оперировать основными языковыми понятиями и терминами;
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания;
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные
познавательные
умение предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий при анализе языкового материала;
умение выдвигать гипотезу и аргументировать свою позицию;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами;
коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
регулятивные
оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
Предметные
Распознавать причастный оборот в составе предложения, определять его границы, место по отношению к определяемому слову.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
Проводить пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом.
Конструировать предложения с причастиями и причастными оборотами и уместно использовать их в речи.
Ключевые слов: одиночное причастие, причастный оборот, определяемое слово, препозиция, постпозиция
Краткое описание. Урок русского языка в 7 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом» является первым уроком, связанным с изучением условий обособления причастного оборота, при этом уроку предшествовал урок, на котором учащиеся познакомились с понятиями «одиночное причастие», «причастный оборот», «определяемое слово», «зависимое слово», учились находить причастные обороты и определяемые слова.
Основная литература:
Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1 / [М.Т.Баранов и др.] – 3-е издание – М.: Просвещение, 2021. – Стр.47 -49.
Уроки русского языка в 7 классе : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.А.Богданова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – Стр. 42, 45, 75
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Для создания условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс предлагается работа с текстом.
- Прочитайте задание к упражнению. Что необходимо знать, чтобы выполнить задание?
Задание. Прочитайте текст. Найдите и выделите причастные обороты.
Я вышел в уже темнеющий сад и пошёл по дорожке, густо усыпанной шуршащими листьями, потом остановился перед орешником, застывшим в холодной неподвижности сумерек. Я увидел почти соединённых два ореха, почему-то не сорванных нами. (По Ю.Бондареву)
Планируемые результаты: уметь ответственно относиться к учению на основе мотивации к обучению и познанию; уметь распознавать причастный оборот в составе предложения.
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Фронтальная беседа для повторения понятий (причастный оборот, зависимое и определяемое слово).
- Задайте вопрос одноклассникам, чтобы вспомнить материал, изученный на прошлом уроке.
Контрольный тест с самопроверкой и выяснения затруднений при нахождении причастно оборота и определяемого слова
- Выполните тест. Оцените свои результаты. Выясните, что необходимо повторить, чтобы продолжить изучение темы.
Тест №1
1. Найдите словосочетания «прич. + сущ.» с главным словом существительным.
1) Служащие родине
2) растаявшие льдины;
3) построенные в городе;
4) с обрадованными ребятишками;
5) разбросанные ребятишками.
2. Найдите словосочетания «прич. + сущ.» с главным словом причастие.
1) Разведанная геологами;
2) освещённая луной;
3) обнаруженного противника;
4) расчищенная школьниками;
5) в написанных словах.
Учитель предупреждает: каждый ученик на полях в тетради (Поле достижений) должен фиксировать уровень своих достижений на каждом этапе («+» все сделал верно, «+-» частично верно, требуется корректировка, «-» - допущена ошибка, плохо справился, не понял.
Планируемые результаты: уметь оперировать основными языковыми понятиями и терминами; оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу.
Этап 1.3. Целеполагание
- Прочитайте ещё раз текст Ю.Бондарева. Что можно сказать о пунктуационном оформлении причастных оборотов?
Я вышел в уже темнеющий сад и пошёл по дорожке, густо усыпанной шуршащими листьями, потом остановился перед орешником, застывшим в холодной неподвижности сумерек. Я увидел почти соединённых два ореха, почему-то не сорванных нами. (По Ю.Бондареву)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- С помощью слов-помощников сформулируйте цель урока:
Я узнаю…( как правильно обособлять причастный оборот, алгоритм работы с причастным оборотом)
Я научусь…(пользоваться правилом, расставлять знаки препинания при причастном обороте)
Мне пригодится… (я буду писать грамотно, смогу составлять предложения с причастным оборотом)
Планируемые результаты: уметь точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; уметь сравнивать, анализировать и делать выводы; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
2. Освоение нового материала
2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Работа с текстом. Фронтальная эвристическая беседа.
- Проанализируйте постановку знаков препинания. Сформулируйте свои предположения: Когда причастный оборот выделяется запятыми? От чего это зависит? Сделайте вывод.
Я вышел в уже темнеющий сад и пошёл по дорожке, густо усыпанной шуршащими листьями, потом остановился перед орешником, застывшим в холодной неподвижности сумерек. Я увидел почти соединённых два ореха, почему-то не сорванных нами. (По Ю.Бондареву)
Работа с учебником.
- Прочитайте правило в учебнике на странице 47. Совпадает наш вывод с правилом?
- Проиллюстрируйте изученное правило схемами.
Составление алгоритма работы над пунктограммой «Знаки препинания при причастном обороте».
-Продумайте последовательность действий, необходимых для того, что правильно расставить знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Алгоритм
1. Нахожу причастие (какой?= который, глагол+ суффиксы)
2. Нахожу зависимые слова, определяю границы причастного оборота.
3. Нахожу определяемое слово, устанавливаю местоположение причастного оборота по отношению к определяемому слову.
Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ определяемого слова, выделяю запятыми.
Планируемые результаты: уметь выдвигать гипотезу и аргументировать свою позицию; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; уметь соотносить вербальную и графическую информацию; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь расставлять знаки препинания и объяснять их постановку в предложениях с причастными оборотами.
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Учитель организует фронтальную работу с последующей самопроверкой.
- Запишите предложения под диктовку. Графически объясните изученную пунктограмму. Работающий у доски ученик комментирует свои действия.
Ветер, дувший с моря, все время усиливался.
Возвышавшийся над поверхностью озера мыс был похож на утюг.
Остров, озарённый солнцем, пышно и ярко сиял над холодной и неприветливой водой.
- Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Учитель вводит понятие: предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Работа в Поле достижений.
Планируемые результаты: умение оперировать основными языковыми понятиями и терминами; уметь проводить пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом и правильно расставлять знаки препинания; оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу.
3. Применение изученного материала
3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Учитель организует групповую работу и работу в парах.
Групповая работа.
-Сгруппируйте данные предложения. Сколько групп у вас получилось? Обоснуйте свое мнение. Запишите предложения одной группы. Графически объясните условие выбора предложений. (Учащиеся могут выделить две или три группы предложений).
Предложения:
Я смотрю на растерзанные ветром бумажные цветочки.
В доме открыты форточки и слышен плачущий и зовущий благовест.
Выходят отдохнувшие после обеда плотники.
Даже весёлый снег вчера еще так хрустевший вдруг почернел и мякнет.
Носятся над головой голуби испуганные шумом.
Из одного кармана вылетает на снег надкусанный кусок черного хлеба.
Работа в парах. Игра «Верни на место»
- В данных предложениях перепутаны причастные обороты. Цифрами укажите соответствие, поставив причастные обороты на «свое» место.
1 (номер предложения) – 6 (номер предложения, из которого нужно взять причастный оборот)
Одно предложения запишите, графически объясните постановку знаков препинания.
Предложения:
1) За садом и за полями, пережитыми мной зимою, на самом горизонте синело Батурино.
2) К лету от душевных и телесных болезней, незаметно уводивших нас за собой все дальше, как будто не осталось и следа.
3) Мы зорко следили за Джальмой, простиравшейся за ним.
4) Так прошли мы все ржаное поле, потом картофельное, миновали глинистый пруд, сиявший и ярко желтевший за стволами.
5) Я подставил руки под голову и стал смотреть то в поле, жарко и скучно блестевшее
Работа в Поле достижений.
Планируемые результаты: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь конструировать предложения с причастиями и причастными оборотами и уместно использовать их в речи.
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Дифференцированное задание
- Рассмотрите картину К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Составьте предложения с причастными оборотами. Если задание вызывает сложность, можете воспользоваться текстом для творческого списывания.
На картине К. Маковского изображена (приближаться, надвигаться) гроза.
На (потемнеть, посинеть) небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. И солнца не видно.
(Усиливаться, налетать, набежать) ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь (виднеться, желтеть вдали, расстилаться золотым ковром).
Перед нами (испугать, напугать, растеряться) крестьянские ребятишки ( убегать от грозы). Они, очевидно, ходили в лес за грибами.
У девочки в ( подвязать у пояса) переднике много грибов. Её льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у неё маленький братишка ( крепко обнять шею сестры ручонками). Он боится хоть на минуту оторваться от неё. ( Замирать от страха) сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем яркая (сверкать) молния вспыхнет в чёрном небе, загрохочет гром и хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике (слегка прогнуться под тяжестью детей). Вот-вот разразится гроза.
Работа в Поле достижений.
Планируемые результаты: уметь точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; уметь конструировать предложения с причастиями и причастными оборотами и уместно использовать их в речи.
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Синтаксический анализ предложения.
Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило омытую дождем землю.
Прочитайте предложение. Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение сложное, имеет две грамматические основы.
2) В предложении есть два причастных оборота.
3) Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми.
4) Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Задание по группам.
- Докажите верность или ложность предложенного группе утверждения.
Работа в Поле достижений.
Планируемые результаты: уметь точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение оперировать основными языковыми понятиями и терминами; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; уметь выполнять синтаксический анализ предложения.
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Некоторые задания по формированию читательской грамотности представлены ранее:
Этап 2.1. Проиллюстрируйте изученное правило схемами.
Этап 3.1. Игра «Верни на место».
Планируемые результаты: уметь соотносить вербальную и графическую информацию; уметь находить и соотносить несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Работа с учебником. Взаимопроверка.
- Вспомните построение причастного оборота. Входит ли определяемое слово в причастный оборот? Обратите внимание. Что несоблюдение этого принципа влечет за собой речевые ошибки. Найдите их и запишите предложения в исправленном виде. Первый вариант 1-3 предложения, 2 вариант 4-6 предложения.
Упр.94
Работа в Поле достижений.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно применять полученные знания на практике; уметь проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.
4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1. Диагностика/самодиагностика
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
Тест
На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Выпишите эти цифры.
1) Утром повсюду смеялась жизнь (1) проснувшаяся после бури (2) и дальний берег (3) освежённый грозой (4) рисовался в прозрачном воздухе.
2) Утро с головой (1) отяжелевшей от бесплодных споров (2) и (3) с сжимавшимся от разочарований сердцем (4) я поплелся домой.
3) Уставшие от жары (1) люди искали прохлады под деревьями (2) бросающими лёгкую тень (3) в парках у водоёмов (4) почти высохших в это жаркое лето.
Работа в Поле достижений.
Учащиеся анализируют Поле достижений.
Планируемые результаты: ответственно относиться к учению на основе мотивации к обучению и познанию; уметь самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу; уметь распознавать причастный оборот в составе предложения, определять его границы, место по отношению к определяемому слову;
уметь правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
5. Подведение итогов, домашнее задание
5.1. Рефлексия
Беседа с учащимися на основании анализа результативности «Поля достижений», далее обратиться к целям, которые поставили в начале урока, и сопоставить с результатом, дать оценку. Учитель использует прием «Светофор».
Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.
Жёлтый - Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.
Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.
Планируемые результаты: уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
5.2.Домашнее задание
- Выполните одно задание на выбор.
- Написать рассказ-самохарактеристику, состоящего из одного предложения, «Я в причастиях».
Возможное начало: Вот он я: беззаботно бегающий по школьному коридору и иногда забывающий здороваться с учителями, любящий …
- Найти и записать 5 пословиц с причастными оборотами.
- Выполнить упр. 93.
Планируемые результаты: уметь работать с информацией, содержащейся в задании; осознавать необходимость закрепления полученных знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Понятие об обособлении»
Урок c применением ЭОР «Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Понятие об обособлении»Цель: повторить теоретические сведения о причастном обороте и условиях обособления причастного о...

Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами
Задание в формате ЕГЭ по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами"...
Методическая разработка «Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»
в помощь учителям русского языка...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом". Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Часть1-3: Учебник для общ...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс, О пользе знаков препинания
Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь други...
Самостоятельная работа по теме "Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами"
Самостоятельная работа по теме "Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами" (8 вариантов) (6-7 классы)...

Рабочий лист "Правописание причастий. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом"
Рабочий лист является хорошим способом реализации индивидуального подхода, а также формой организации познавательной и регулятивной деятельности учащихся....
