Урок русского языка в 6 классе по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Давидовская Елена Валерьевна

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом". Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Часть1-3: Учебник для общеобразовательных учреждений изд.Мнемозина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx56.64 КБ

Предварительный просмотр:

1. Давидовская Елена Валерьевна

2. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Малета Петровск–Забайкальского района Забайкальского края»

3. Должность: учитель

4. Предмет: русский язык и литература

5. Класс:6

6.Тема: «Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом »

7. Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. Часть 1-3: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. Мнемозина

Цель: рассмотрение условия обособления определений, выраженных причастными оборотами; предупреждение пунктуационных ошибок, связанных с употреблением причастных оборотов; употребление причастных оборотов в речи.

Задачи: 

1) создать условия для развития мышления, памяти, самостоятельности, умения построить речевое высказывание во время устного ответа, при самооценке, взаимной оценке;

2) способствовать формированию чувства ответственности, уверенности, настойчивости;

3) способствовать развитию пунктуационной зоркости учащихся в устной и письменной речи;

4) развивать организационно-деятельную культуру детей.

5) создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

                                   Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация ранее полученных знаний

  1. Разминка

Ответьте на вопросы (ответы записывайте в тетрадь), выбирая один вариант. Проверьте, поставьте + или -, поставьте себе оценку (у кого 5+ -«5», 4+ - «4» и т.д.)

1.Какое утверждение является неверным

1. Причастие – особая форма глагола

2. Причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию

3. Причастие в единственном и множественном числе изменяется по падежам и родам

4. В предложении причастие чаще бывает определением

2. Какое утверждение является неверным?

1. Причастие имеет признаки как глагола, так и прилагательного

2. В предложении причастие чаще всего бывает определением

3. Причастия бывают настоящего, прошедшего и будущего времени

4. Причастие обозначает признак предмета, проявляющийся во времени

3. Укажите словосочетание «причастие + существительное» с главным словом существительным

1. освещенный лес

2. строящаяся на окраине

3. усыпанный песком

4. плавающие у берега

4. В каком словосочетании главным словом является причастие?

1. услышанная новость

2. засеянное поле

3. поросший осинником

4. зажженный огонь

5. В каком предложении определение выражено причастием?

1. Ползучие растения украшали беседку сверху донизу.

2. Все с аппетитом пили шипучий напиток.

3. К морю вела расчищенная дорожка.

4. Малыш выпил стакан пахучего молока.

Ответы

1-3

2-3

3-1

4-3

5-3

2.  Определите, в какой группе причастный оборот, а в какой причастие с определяемым словом.

  • Молотый кофе
  • Задремавший пассажир
  • Решённая проблема
  • Заброшенный сад
  • Раскрытые двери
  • Белеющие облака
  • Подсохшая лужа
  • Огороженная территория

  • Сосредоточенный на деле

  • Движущиеся по шоссе

  • Возглавляемый руководителем

  • Колышущийся на ветру

  • Замерзающий на морозе

  • Застроенный коттеджами

Так что же такое причастный оборот? Начертите схемупричастного оборота.



           
                                                    ×         → какой?
    Причастный оборот =причастие +зависимое слово

III. Введение в тему урока

(целеполагание)

1. Анализ предложений

Прочитайте предложения, найдите причастный оборот и определяемое слово. Чем отличаются эти предложения? Почему в одном есть запятые, а в другом нет?

Зеленеющее вдали поле было охвачено туманной дымкой.


Поле, зеленеющее вдали, было охвачено туманной дымкой

Какова тема нашего урока?

(Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом )

Какова цель нашего урока?

(Правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Узнать, в каких случаях ставятся запятые при причастном обороте)

IV.Изучение нового материала

  1. Сформулируйте правило, пользуясь схемой:

Зеленеющее вдали поле было…

Поле, зеленеющее вдали, было…

       2. Работа с предложением на слайде:

-Поставьте, если нужно, запятые; объясните графически. Туча  нависшая над высокими вершинами тополей  уже сыпала дождиком.

  1. Работа с предложением у доски:

- Прочитайте предложение, записанное на доске, назовите причастный оборот, определяемое слово и прокомментируйте знаки препинания. Измените предложение так, чтобы причастный оборот не обособлялся.

Солнце, поднимавшееся из-за горы, казалось ослепительно-красным.

(Поднимавшееся из-за горы солнце казалось ослепительно-красным.)

V.Закрепление полученных знаний

Самостоятельная работа

Внимание!

  • Если вы хотите избежать ошибок при выставлении знаков препинания при причастном обороте, стоящем после определяемого слова, то необходимо ПРАВИЛЬНО определить его границы!

Улица спускалась к лениво плескавшемуся под безветренным небом морю.

В саду стояла темнота
подсвечиваемая лишь редкими вспышками молний.

Найдите и выделите причастный оборот и определяемое слово, поставьте, если нужно, запятые.

  • Ветер  дувший с моря  все время усиливался.
  • Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре ветра.
  • Мыс  возвышающийся над поверхностью озера  был похож на утюг.
  • Вся изрытая глубокими колеями дорога шла темным хвойным лесом.

Самопроверка

            ×                 п/о

  • Ветер, /дувший с моря/, все время усиливался.

                     п/о                                 ×

  • /Сорванная с деревьев/ листва закружилась в вихре ветра.

            ×                          п/о

Мыс,/ возвышающийся над поверхностью озера/, был похож на утюг.

                     п /о                                                   ×

  • /Вся изрытая глубокими колеями/ дорога шла темным хвойным лесом.

 

Составьте по предложенной картинке текст, используя причастные обороты.

  • Мчащие свои воды
  • Сверкающие на солнце
  • Журчащие по дорогам
  • Свисающие с крыш
  • Щебечущие на деревьях
  • Плывущие по небу
  • Набухшие на берёзе
  • Радующиеся весне

Тест: «Причастный оборот»

1) Найдите определение причастного оборота.

а) два и более причастия в предложении,

б) причастие с зависимыми словами,

в) причастие с определяемым словом.

2) Чем является в предложении причастный оборот?

а) подлежащим, б) определением, в) дополнением.

3) Найдите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятыми:

а) Я слушал журчание воды протекающей в заросших осокою берегах.

б) Вдруг я заметил двух птиц летевших прямо к водопаду.

в) Отряд построили на опушке леса подступавшего к школьному участку.

г) Окруженные серой мглой птицы сбивались с пути.

4) Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Начатый разговор, слишком рано прерванный, не возобновился.

б) Кое-где на волнах плавно покачивались сверкающие на солнце льдины.

в) Из недавно проснувшихся долин, веяло душистой свежестью.

г) Небольшой деревянный домик, выкрашенный розовой краской, стоял посреди сада.

5) Укажите, в каких предложениях неверно обозначены границы причастного оборота (знаки препинания не расставлены):

а) Два разведчика /прокладывающие дорогу пехоте/ вышли на ближайшие подступы к Висле.

б) Володя выловил ложкой /дымящуюся паром картофелину/.

в) Небо было все в звездах /излучающих ровный тихий свет/.

г) /Прикрытую сверху/ хвоей землянику с первого взгляда трудно заметить.

Тест
Ответы
1-б
2- б
3 – г
4- в
5 – б, г

  1. Графический диктант

( В диктуемых предложениях есть причастные обороты. Ваша задача – указать на схеме, перед определяемым словом или после него находится причастный оборот, нужны ли запятые)

  1. Кругом лежит сверкающий на солнце снег.
  2. Дремлют посеребренные инеем деревья.
  3. Прижались к земле кусты, запорошенные снегом.
  4. Молчит уснувший надолго лес.
  5. Мать, не отходившая от сына, заплакала.
  6. Воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает.
  7. За окном, освещенным лунным светом, серебрилось поле.

VI.Рефлексия учебной деятельности

  • Я не знал(а)…. теперь я знаю
  • Сегодня я узнал(а)…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял(а) задания…
  • Я понял(а), что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал(а), что…
  • Я приобрел(а)…
  • Я научился (научилась)…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

VII. Домашнее задание
Параграф 46
№476
индивид.задание(составить словарь слова «обособленный», подобрав однокоренные слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Понятие об обособлении»

Урок c применением ЭОР «Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Понятие об обособлении»Цель: повторить теоретические сведения о причастном обороте и условиях обособления причастного о...

Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами

Задание в формате ЕГЭ по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс, О пользе знаков препинания

Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь други...

Самостоятельная работа по теме "Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами"

Самостоятельная работа по теме "Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами" (8 вариантов) (6-7 классы)...

Рабочий лист "Правописание причастий. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом"

Рабочий лист является хорошим способом реализации индивидуального подхода, а также формой организации познавательной и регулятивной деятельности учащихся....

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...