Презентация на тему:"Чередование гласных в корне слова."
презентация к уроку по русскому языку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Чередование гласных в корне слова. Теория и практика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация,которая может использоваться для повторения темы в 6-11 кл. | 67.01 КБ |
Подписи к слайдам:
Спишите
, вставьте пропущенные буквы, обозначая морфему.
Бл
...стать,
заб...раю
,
г...рит
,
р...внина
,
выр...стить
,
вым...кнуть
под дождём,
заб...раю
,
заж
.. .
гательный
, зам…
рло
,
забл
.. .
стеть
, сл.. .
гаемые
, соч... тать,
прот...реть
,
ср...щение
,
расст...латься
,
выт...реть
,
оз...рение
,
заг...релый
,
г...релки
,
обм...кнуть
в краску,
предпол...жение
,
ур...вень
,
оз...рять
,
непром...каемый
плащ,
з...рница
,
проск...чить
в щель,
перег...реть
,
ск...чок
,
р...внять
грядки,
отр...сль
,
распол
. . .житься, соч.. .
тание
,
прик
.. .
сновение
,
нач
.. .
нать
,
зан...мать
,
водор...сли
,
р...вняйсь
,
ср...внение
,
ур...внять
условия,
р...вновесие
,
пл...вец
,
з...ря
,
выск...чка
,
накл...ниться
,
тв...рение
,
выб...рать
,
з...рница
,
зар...сли
,
пл...вучий
,
распол...гать
,
к...саясь
,
г...реть
.
ЗАПОМНИТЕ корни с чередованием гласных! Гласные в них НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ ударением!
Зависят от значения
мок- - -мак-
Корень -
мОк
- пишется в словах со значением «пропускать жидкость»,«становиться мокрым»; -
мАк
- «опускать в жидкость», «погружать»
промочить
ноги, обмакнуть в
краску
| -
ровн
- -
равн
-
Корень -
рОвн
- пишется в словах со значением «ровный, гладкий, прямой»; -
рАвн
- - со значением «равный, одинаковый»,
рАвняйтесь
(и в производных от них словах)
заровнять поверхность, выровненный асфальт; приравнять величины, равнобедренный треугольник
Исключения:
рАвнина
.
ЗАПОМНИТЕ:
-
плав
- - -плов-
Буква О пишется только в словах ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА
плавание, поплавок, плавучесть
-а-(-я-) - -ин-(-им-)
Пишется И, если после корня стоит суффикс -А-
начать - начинать; занять - занимать
Чередование гласных в корнях слов
Учитель
русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №79
Белова Ира Васильевна
Зависят от ударения
-гор- - -
гар
-
Под ударением - А, без ударения – О
загореть - загар
-
зор
- - -
зар
-
Под ударением, что слышится, без ударения - А
зарево - зори - озарять - без зарница.
Исключение:
зоревать
-клон- - -клан-
Под ударением, что слышится, без ударения - О
кланяться – непреклонный - поклонение
-
твор
- - -
твар
- творчество - тварь -творение -
благотворительный.
Исключение
:
утварь
III.
Какие ряды состоят из слов, в которых пропущены только безударные гласные корня, проверяемые ударением
?
1)
отт...ржение
,
зал...вать
,
впеч...тление
,
зам...р
;
2)
к...са
,
ст...рпеть
,
изв...ниться
,
предск...зать
;
3)
раск...лить
,
зап...лнять
,
отл...чить
,
к...лючий
;
4)
посв...тить
,
уд...литься
,
нач...нать
,
совм...щать
.
Чередование О-А
Зависят
от последующей буквы
-лож- - -лаг-
Перед Ж пишется О, перед Г - А
изложить – излагать
Исключение:
полОг
-кос- -
кас
-
Пишется А, если после корня стоит суффикс -А-
прикасаться, прикоснуться – касание
-рос- - -
раст
- --
ращ
-
Пишется А перед СТ, Щ, в остальных случаях - О
зарасти, выросла, выращенный.
Исключения
: росток, Ростов
,
Ростислав, ростовщик, отрасль
скак
- - -
скоч
-
Перед К пишется А, перед Ч - О
заскочить, прискакать
Исключения:
скАчок
,
скАчу
II. Какие ряды состоят из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?
1)
задр
…жать,
з...рница
,
р...вновесие
,
отл...жить
;
2)
см...риться
,
забл...стать
,
ск...кать
,
покл...нение
;
3)
к...саться
,
обж...гать
,
пл...вчиха
,
заб...рать
;
4)
расст...латься
,
соч...тать
,
отр...сль
,
сл...жение
.
Чередование Е-И
В корне пишется И, если после корня стоит суффикс -А-
-
бер
- - -
бира
- приберу – прибирать
-
дер
- -
дира
- отдерет - отдирать
-мер- - -мира- замерло - замирать
-пер- - -пира- запер - запирать
-тер- - -тира- вытереть - вытирать
-
блест
-
— -
блиста
- заблестеть — заблистать
-стел- - -
стила
- расстелить - расстилать
-жег- - -жига- зажечь - зажигать
-чет- — -
чита
- вычеты — вычитать
Исключения:
сочЕтать
,
сочЕтание
Тест
I.
Какие ряды состоят из слов, в которых пропущены только безударные гласные корня, проверяемые ударением?
1)
уд...вляться
,
насл...ждение
,
пом...риться
,
уд...литься
;
2)
оч...ровать
,
бл...снуть
,
т...миться
,
нар...кание
;
3)
р...внять
(грядки), р…сток
,
зар...ждение
, д…
стижение
;
4)
разд...ваться
,
обн...жить
,
д...лина
,
ш...лестеть
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"
В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос"...
Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"
Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...
Орфографическая мастерская по составлению таблицы по теме "Чередование гласных в корне слова". 10 класс.
Орфографическая мастерскаяпо созданию опорной таблицы «Чередование гласных в корне слова».Цели: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о правописании чередующихся гласных в корне...
Зачёт по теме "Чередование гласных в корне слова". 5 класс
Данный зачёт проводится после изучения темы "Чередование гласных в корне слова раст-рос. лаг-лож". Задания даны в двух вариантах для детей разного уровня подготовки. Для более сильных детей дано...
Презентация по теме "Чередование гласных в корнях слов"
В презентации демонстрируются все случаи чередования гласных в корнях слов: 1) чередования, зависящие от ударения 2) чередования, зависящие от последующей буквы 3) чередования, зависящие от лексическо...
"Бегунок" для зачета в 6 классе. Тема "Чередование гласных в корне слова".
quot;Бегунки" помогают отследить уровень усвоения темы индивидуально....
Урок в 5 классе по теме "Обобщение изученного по теме «Чередование гласных в корнях слов».
Урок в 5 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Чередование гласных в корнях слов" (УМК Бабайцевой В.В.) с применением технологической карты обучающегося....