Обращение – смысловой отрезок, его признаки. Распространённые и нераспространённые обращения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Николаева Ольга Анатольевна

Урок русского языка в 5 классе (с презентацией).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrashchenie.docx29.67 КБ
Office presentation icon pryam.peren_._zn.slova_2003.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:

          Урок русского языка в 5 классе.

 Проведён учителем русского языка и литературы  1квалификационной категории Николаевой О.А.

Тема :        Обращение – смысловой отрезок, его признаки. Распространённые и нераспространённые обращения (с презентацией).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников:

Л: формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражение уважительного отношения к людям посредством языка.

М/п: пользоваться разными видами чтения (выборочным, ознакомительным, изучающим) и аудирования, анализировать, сравнивать, делать выводы.

ЛР: находить обращения в предложении, устанавливать различия между обращением и подлежащим, графически обозначать обращение.

ЛР: опознавать обращения на слух и находить их в письменной речи (в текстах художественного и разговорного стиля), правильно интонировать предложения с обращениями, употреблять в собственной речи и следить за культурой речи.

                                     Ход урока:

1.Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2. Выборочная проверка домашнего задания.

Учащиеся задают друг другу вопросы по домашнему заданию.

(тема: однородные члены предложения).

-являются ли однородные члены предложения смысловым отрезком?

(являются).

 3.Введение в тему:

-сегодня познакомимся с новым смысловым отрезком в составе простого предложения.

-каким? Это предстоит узнать.

Слайд 2.(вопросы по слайду).

-выделяется ли слово кудесник при произношении интонацией?

-посмотрите, выделяется ли знаком препинания?

-обсудите в парах и назовите тему нашего урока.

Слайд 3.(вопросы по слайду)

-сравните свои предположения с текстом в рамке стр.139, прочитайте 1 и 2 абзацы.

4.Открытие нового знания:

Слайд 4. (работа парами)

-упр.258. понаблюдаем за обращениями в разговорной речи, обыденной обстановке.

-представьте диалог между учениками, взрослыми и учениками.

Ученики выясняют, что в качестве обращений используются имена, имена и отчества, фамилии, если обращаются к одному человеку, и общие названия – дети, ученики, учащиеся, если обращаются к нескольким лицам, группе людей.

-Упр. 259 – понаблюдаем за обращениями в художественном тексте.

-прочитайте выразительно  тексты, выпишите в тетрадь обращения.

                                 (парнище, больница, школа)

-какие из них называют лицо, а какие предметы, к которым обращаются с речью?

-какой можно сделать вывод?

(обращениями могут быть слова- названия людей и неодушевленных предметов).

– наблюдение над способом выражения обращения, выявление различий между обращением и подлежащим, имеющими сходные формы И.п.

В качестве материала для сравнения обращаемся к предложению, которое рассматривали на этапе введения.

 

Слайд 5. (вопросы по слайду).

Слайд 6. (вопросы по слайду).

Кудесник во 2 предложении является подлежащим, т.к к нему и от него можно задать вопрос.

-Чем же отличается подлежащее от обращения?

           (У них разные значения.)

-Будет ли обращение членом предложения?  (нет).

- Как это можно проверить? (Задать вопрос к обращению нельзя.)

Чтение и анализ текста в рамке.

– Какую новую информацию об обращении вы получили?

 (Смысловой отрезок, бывает распространённым и нераспространённым.)

– Всё ли вам понятно?

– Приведите пример распространённого и нераспространённого обращения.

– Как называется интонация при обращении? Почему она так называется?

– Сколько частей в тексте определения?

– Запишите ключевые слова (сочетания) каждой части.

-Представьте информацию о смысловом отрезке – обращении в виде схемы --и составьте схему-опору для разграничения подлежащего и обращения в предложении.

5. Развитие учебноязыковых и речевых умений. (работа по рядам).

-найдите обращения в сказках А.С.Пушкина

-как они должны выделяться? (интонацией, знаками).

-какие из них распространенные?

Слайды презентации к сказкам А.С.Пушкина.

6. Итог урока.

    Слайд 7. Рифмовка.

-Что на уроке было самым интересным?

-Какие трудности встретились?

-Что помешало при выполнении заданий?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Как вы оцениваете свою работу?

7. Домашнее задание.

- найдите и выпишите обращения из известных вам басен И.А.Крылова. 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕКСИКА.

Слайд 2

Языковая разминка Водитель машины шофёр Плод дуба жёлудь Откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды капюшон Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок. шёпот Глухой тихий звук от лёгкого соприкосновения чего – нибудь с чем – либо шорох Место соединения сшитых кусков ткани шов Дорога с твёрдым покрытием шоссе Профессиональный наездник на скачках, бегах жокей Сималтиниус Раунд Тэйбл. Найти пару с помощью тэйк оф - тач даун.

Слайд 3

ЖАЛЮЗИ Сравните ваши ответы со словарём : 1 . Шторы или ставни из жёстких поперечных, параллельных пластин. Совпали ли ваши предположения? Запишите это слово в тетради и поставьте ударение На какой слог падает ударение? Придумайте какую-нибудь ассоциацию с этим словом Красивые жалюзи. Новые жалюзи. Финк – Райт – Раунд Робин

Слайд 4

Дорога. Подумайте только, как много Значений у слова дорога . Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне… Подумайте только, как много Значений у слова дорога . (В. Остен «Дорога».)

Слайд 5

Певчая птичка отряда воробьиных Определите лексические значения слов: жаворонок иней Проверьте себя. Сделайте вывод: какие слова называются многозначными, а какие – однозначными. Сравните своё определение с текстом в учебнике и составьте схему «Однозначные и многозначные слова». Вспоминаем то, что знаем Человек, который встаёт рано утром Сдобная булочка в виде птички Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся в результате испарений на охлаждающейся поверхности однозначные многозначные ЛЗ ЛЗ ЛЗ ЛЗ …… Эй Ар Гайд

Слайд 6

Острый Горький 2. Звезда Шишка Перемена Завести (нож, нос, ум, шутка, запах, глаз, язык, угол, боль) (вкус, доля, правда, слезы) (небесная, экранная, пятиконечная) (хвойная, на лбу, на конце предмета, важная) (в жизни, после уроков) (котенка, мотор, новые порядки, куда-то) Раунд Тэйбл .

Слайд 7

Золотая осень Сравните эти словосочетания. Какое из значений будет первичным (прямое), а какое – вторичным (переносное)? Определяем проблему урока Золотое кольцо. Сформулируйте проблему урока. Проверьте свои предположения Как определить прямое и переносное значения? Чем они отличаются?

Слайд 8

золотой жаворонок бежать

Слайд 9

цвет Есть ли связь между понятием многозначные слова и переносное значение ? жаворонок (птица) Какие значения этих слов будут первичными, т.е. прямыми? бежать (о человеке) Обобщим наблюдения золотое ( кольцо ) золотое (кольцо) золотая (осень) золотые (руки) жаворонок (человек) бежать (о времени) ощущение действие качество Вывод: Многие многозначные слова имеют переносные значения Прямое значение – первичное, основное значение слова . Переносное значение возникает у слова, если между предметами (явлениями) есть сходство.

Слайд 10

Атмосфера,- ы,ж. 1 . Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, Солнце и звезды.( Атмосфера Земли. Солнечная атмосфера). 2. перен . Окружающие условия, обстановка . ( Товарищеская атмосфера. Атмосфера доверия. В атмосфере дружбы). 3. Единица давления ( атмосферное давление).

Слайд 11

золотое кольцо золотые руки золотая рамка тяжёлые дни тяжёлая сумка тяжёлое горе горькая таблетка горькие мысли горький кофе море волнуется мама волнуется «волнуется желтеющая нива» Джот Тотс

Слайд 12

Проверьте себя 1. У любого слова может быть прямое и переносное значение. 2. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями). 3. прямой (взгляд), стальной (голос) – это переносное значение 4. Убежало (о молоке) , сладкий (сон), теплые (слова) – это прямые значения слова. 5. Прямое значение в толковом словаре представлено первым. 1. У любого слова может быть прямое и переносное значение. 2. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями). 3. прямой (взгляд), стальной (голос) – это переносное значение 4. Убежало (о молоке), сладкий (сон), теплые (слова) – это прямые значения слова. 5. Прямое значение в толковом словаре представлено первым. Рефлексия Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетрадях). 2,3, 5

Слайд 13

Домашнее задание. Представить правила по изученной теме в виде схем, таблиц. (стр.28-29) . 2. Упражнение № 462.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Распространённые и нераспространённые предложения» 6 класс

Конспект урока по русскому языку в 6 классе...

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения.

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения....

Признаки и симптомы жестокого обращения с детьми. Психологический вестник МОУ СОШ с. Хохотуй.

Данное издание разработано в рамках декады психологии для предоставления информации учителям о признаках и симптомах жестокого обращения с детьми....

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная

Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...

Предложения распространённые и нераспространённые

Презентация по теме Предложения распространённые и нераспространённые...