Синтаксический разбор простого предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Валентина Станиславовна Шаламбар

Синтаксический разбор простого предложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Синтаксический разбор простого предложения

Цели:

 1.ознакомить с порядком синтаксического разбора; закрепить умение производить синтаксический разбор;

 2.развивать умение самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме.

3.воспитать интерес к теме урока и любовь к природе.

Оборудование: карточки,  урок-презентация.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

(несколько учеников читают свои тексты, определяя вводные слова)

II. Словарно-орфографическая работа (проверка слайд 1).

  1. Повторение сведений о главных и второстепенных членах предложения.
  2. Запись темы урока. Слайд 2
  3. Запишите предложение. Слайд 3
    Выделите грамматическую основу.

Ветер занёс семена в топкое болото.

 -О каких членах предложения идёт речь:

1. зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое?

2. относится к глаголу, обозначает место действия, отвечает на вопрос куда?, выражено именем существительным с предлогом.

3. зависит от сказуемого , обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос что?, выражено существительным в винительном падеже.

V. Новый материал.

Запись предложений, знакомство с синтаксическим разбором простого предложения. Слайд 4

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Внимание! Предложение с одной грамматической основой называется простым.

Слайд 5

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными определениями.)

Слайд 6

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено обращением.)

 

Физминутка  Слайд 7

 

V. Выполнение  упражнения  216  устно.

VI. Закрепление.

 Составьте предложения по заданным схемам ( все работают по схеме, а двое индивидуально)

Слайд 8

Индивидуальная работа по карточкам (Акимова Л., Степанова Е.)

Карточка №1

Сделайте синтаксический разбор предложений.

Иглы сосен густо и колко устилают низкие пни.

Лёгкий осенний снежок лёг на крокетной площадке.

Карточка №1

Сделайте синтаксический разбор предложений.

На заре у ворот появились три всадника.

В долине пар белеет тонкий.

VII. Найти в тексте простые предложения, выписать и разобрать синтаксически.

Слайд 9

Между корнями бурлила вода. Не успел охотник вскрикнуть, как лодка налетела на камни. Человек и собака оказались в воде. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой.

Домашнее задание: из художественного произведения выписать 5 простых предложений и произвести синтаксический разбор.                                                      Слайд 10

Параграф 44 , упражнение 217.

Карточка №1

Сделайте синтаксический разбор предложений.

Иглы сосен густо и колко устилают низкие пни.

Лёгкий осенний снежок лёг на крокетной площадке.

Карточка №2

Сделайте синтаксический разбор предложений.

На заре у ворот появились три всадника.

В долине пар белеет тонкий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка

Слайд 2

Синтаксический разбор предложения.

Слайд 3

Запишите предложение. Выделите грамматическую основу . Ветер занёс семена в топкое болото . - О каких членах предложения идёт речь: 1. зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое? 2. относится к глаголу, обозначает место действия, отвечает на вопрос куда? , выражено именем существительным с предлогом. 3. зависит от сказуемого , обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос что?, выражено существительным в винительном падеже.

Слайд 5

Порядок синтаксического разбора 1. Вид предложения по цели высказывания. 2. Вид предложения по интонации (восклицательное и невосклицательное). 3. Основа ( главные члены) предложения. 4. Вид предложения по наличию второстепенных членов. 5. Второстепенные члены ( если есть). 6.Однородные члены ( если есть). 7. Обращения ( если есть).

Слайд 6

( Повеств ., невоскл ., прост., распр ..) Внимание! Предложение с одной грамматической основой называется простым.

Слайд 7

( Повеств ., невоскл ., прост., распр., осложнено однородными определениями.)

Слайд 8

( Повест ., невоскл ., прост., распр., осложнено обращением.)

Слайд 10

Составьте предложения по заданным схемам.

Слайд 11

Задание: Найти в тексте простые предложения, выписать и разобрать синтаксически. Между корнями бурлила вода. Не успел охотник вскрикнуть, как лодка налетела на камни. Человек и собака оказались в воде. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой.

Слайд 12

Домашнее задание 1.Параграф 44, упражнение 217 2.Из художественного произведения выписать 5 простых предложений и произвести синтаксический разбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

синтаксический разбор простого предложения

Материалы в помощь учителю при изучении темы "Синтаксический разбор простого предложения"...

Синтаксический разбор простого предложения

Урок в 5 классе по теме "Синтаксический разбор простого предложения"...

порядок синтаксического разбора простого предложения

Данная ПАМЯТКА или ОПОРА поможет пятикласснику запомнить (а в случае затруднения напомнит) порядок синтаксического разбора простого предложения....

Синтаксический разбор простого предложения.

План синтаксического разбора простого предложения. Образец разбора....

Карточка-помощник,пошаговый алгоритм "Синтаксический разбор простого предложения"

В помощь 8-9-классникуКарточка-алгоритм «Синтаксический разбор простого предложения» - пошаговый помощник 8-класснику,изучающему простое предложение  и 9-класснику,уже понявшему ,что сложное пред...

Синтаксический разбор простого предложения

Презентация обобщает знания по разбору простого предложения....

"Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс

Тема     урока:  Синтаксический  разбор  простого  предложенияТип   урока:   урок  закрепления  изучаемого  материалаЦел...