"Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Хайруллина Зульфиря Вализановна

Тема     урока:  Синтаксический  разбор  простого  предложения

Тип   урока:   урок  закрепления  изучаемого  материала

Цели     урока:  1) ознакомление   с  порядком  синтаксического  разбора простого   предложения;

2)Формирование  умения  производить  синтаксический разбор

(устный  и  письменный)  простого предложения;

3) Активизация  умений  излагать  свои  мысли

4) Воспитание  внимания  к  слову  через  конструирование   предложений и через текст.

5) Повторение  второстепенных  членов  предложения, частей  речи.

Методы и приемы: вопросно-ответный, частично-поисковый, практический.

Оборудование  урока: учебник  русского  языка, таблицы  с алгоритмами, карточки со схемами.

Лексическая тема. Народные праздники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хайруллина З. В.

МБОУ «Староибрайкинская СОШ»  

Тема     урока:  Синтаксический  разбор  простого  предложения.

Тип   урока:   урок  закрепления  изучаемого  материала

Цели     урока:  1) ознакомление   с  порядком  синтаксического  разбора простого   предложения;

2)Формирование  умения  производить  синтаксический разбор

(устный  и  письменный)  простого предложения;

3) Активизация  умений  излагать  свои  мысли

4) Воспитание  внимания  к  слову  через  конструирование   предложений и через текст.

5) Повторение  второстепенных  членов  предложения, частей  речи.

Методы и приемы: вопросно-ответный, частично-поисковый, практический.

Оборудование  урока: учебник  русского  языка, таблицы  с алгоритмами, карточки со схемами.

Лексическая тема. Народные праздники.

                                                            Ход  урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Сегодня  мы  закрепим  знания  о  второстепенных  членах  предложения,  о  частях  речи.   Узнаем о порядке  проведения  синтаксического  разбора  простого  предложения. Научимся  разбирать  предложения,   конструировать  предложения  по  схемам. Постараемся  чётко  и  логично  излагать  свои  мысли.

II. Усвоение новых знаний и способов действий.

 1)  Повторение  знаний  о  строении  предложения:

Учитель. Как называется главный член предложения,

обозначающий действие предмета?

Ученик. Сказуемое.

 Учитель. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета…

 Ученик. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, чей? называется определением.

 Учитель. Подлежащее – это…

 Ученик. Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?

 Учитель. Второстепенный  член  предложения,  который  обозначает  место,        время,  способ  действия.

 Ученик. Обстоятельство - второстепенный  член  предложения,  который  обозначает  место,        время,  способ  действия.

  Учитель. Второстепенный  член  предложения,  который   отвечает  на  вопросы косвенных  падежей…

   Ученик. Дополнение.

   Учитель. Синтаксис – это…

  Ученик. Синтаксис- это раздел  науки  о  языке,  в  котором  изучаются  словосочетание  и предложение.

 2) Учитель. Составьте и запишите полученное предложение в тетрадь. Прочитайте  и  определите  части  речи  в нём.

а)  Начинается праздник хлопка.( из предложения взять сказуемое)

б) Долгожданный праздник всем понравился. (  из  предложения  взять  определение)

в) Самый  веселый праздник – «Новый год».(из  предложения  взять  подлежащее)

г) Мы узнали о празднике «Навруз». (из предложения взять определение)

Ученик.

           глаг.            прил.            сущ.            сущ.

  Начинается долгожданный  праздник  «Навруз».  

   3)  Заполните  таблицу,  разобрав  следующие  предложения. Прокомментируйте  таблицу.

      1.А в тарантасе сидела  Наврузбике.

      2. «Тано» празднуется  в Корее.

      3. «Маланка» - деревенский предновогодний праздник.

      4.Старикам желают долголетия.

   

       Основа

предложения

          Второстепенные  члены  предложения

определение

дополнение

обстоятельство

1

Сидела Наврузбике 

 

 

в тарантасе 

2

«Тано» празднуется 

 

 в Корее

3

«Маланка»- праздник 

 деревенский, предновогодний

 

 

4

желают

старикам, долголетия

 

Ученик. В первом предложении подлежащее-Наврузбике, сказуемое - сидела, в тарантасе (где?)- обстоятельство.

Ученик. Во втором предложении -«Тано»- подлежащее, празднуется – сказуемое, в Корее (где?)– обстоятельство.

Ученик.  В третьем предложении  основа предложения-«Маланка»-праздник, деревенский, предновогодний (какой?)- определения.

Ученик. В четвертом предложении-желают-сказуемое, старикам  (кому?), долголетия (чего?) дополнения.

4) Учитель. Посмотрите на экран. Прочитайте план синтаксического разбора и образец. По образцу разберите предложение: Праздник всем понравился.

 1.Вид  предложения  по  цели  высказывания (повествовательное,  вопросительное,  побудительное). 

 2. Вид  предложения  по  интонации. (восклицательное,  невосклицательное).

 3. Грамматическая  основа  предложения  (главные  члены: подлежащее  и  сказуемое, односоставное  или  двусоставное).

4. Вид  предложения  по  наличию  второстепенных  членов.(Распространённое  и   нераспространённое).

5. Наличие  второстепенных  членов. (дополнение, определение,  обстоятельство).

 6. Однородные  члены. (если  есть).

 7. Обращения. (если есть).

Ученик. Праздник всем понравился. Это предложение повествовательное, невосклицательное. Основа предложения – праздник (подлежащее), понравился (сказуемое).В предложении есть второстепенный член, поэтому оно распространенное. Понравился (кому?) всем (дополнение).

          III. Выявление места и причины  затруднения.

  5.Учитель. Составьте схему-опоры для азбора простого предложения.

  Ученик.              

                                                                                повествовательное

   1. По цели высказывания                             вопросительное

                                                                               побудительное

   2. По интонации                                             восклицательное

                                                                           невосклицательное  

  3 . По составу                                                        двусоставное

    грамматической основы                               односоставное

  4. По наличию второсте-                                 распространённое

     пенных членов                              

                                                                            нераспространённое                                                                                                    

 Учитель. Используя схему, устно разберите предложения.

 1.Бежит серебряный ручей.2. Встало солнышко спозаранку.

 Ученик. Бежит серебряный ручей. Это предложение      повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа-Бежит ручей. В предложении есть второстепенный член, поэтому оно распространенное. Ручей (какой?) серебряный (определение)  двусост., распрост.

    Ученик. Встало солнышко спозаранку. Это предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа-Солнышко встало. Спозаранку(как?)-второстепенный член, предложение распространенное.

              Физкультминутка.

    Мы писали   и читали

    Мы  дружно  тихо  встали,

    Сели,  встали,  сели

    И  друг  друга  не  задели.

    Ручки  выше,  шире  плечи,

    Раз,  два,  три,  дыши  ровней,

    От  зарядки  станешь  крепче,

    Станешь  крепче  и  сильней.

6) Комментированный  письменный  синтаксический  разбор  простых       предложений:

  Ученик.

                с.         гл.                н.          пр.            с.

 1. У татар существовало много народных праздников.

       (повест., невоск.,  двусост., распростр.).

              с.                     гл.                              пр.                        с.

 2. «Бабье лето» наступает после значительного похолодания.

    (повест., невоскл., односост, распр.)

     Учитель. Разве это предложение  односоставное? Наступает что?    Бабье лето. В предложении есть подлежащее и сказуемое. Как   называется такое предложение?

  Ученик. Двусоставное.

  Учитель. Правильно. Молодцы.

                 с.                     гл.               с.

     3. В университете отмечается Татьянин День.

      (повест., невоск., двусост., распр.)

   

   Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

   Ученик. Труднее было определить вид предложений по составу     грамматической основы.

 Работа  по       составлению  схем  предложений.  

 Учитель. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, составьте  схемы.

     1. -------- =====-.-.-.-.\/\/\/\/\-------.

     2._______=====-.-.-.-..

          3.-.-.-.-.===== _______ .    

  IV. Первичная проверка понимания изученного.  

  7)Конструирование  предложений  по  схемам.     Составьте  и  запишите  предложения  по  данным  схемам.

     1 вариант:   -.-.-.-.-   =======  _______ .

     2 вариант:       ______ ===== -.-.-.-.-

     3вариант : /\/\/\/\_______=======---------.

   

     Ученик. 1в. На стадионах соревнуются курашисты.

                Вечером разжигаются костры.

               Сегодня  дует ветер.                  

     Ученик. 2в. «Сабантуй» отмечается весной.        

                 Народ устремляется в зал.

                 Празднества начались повсюду.

      Ученик. 3в. Народная память сохранила легенды.

                 Деревенские силачи  занимаются перетягиванием каната.

                 Молодые всадники сопровождают Наврузбике.

             V. Применение знаний и способов действий

      8)Самостоятельная  работа  по  упражнению учебника.

      Упр.175.  Составьте рассказ «Как я учился кататься на лыжах»,     употребите в нем данные словосочетания. Сделайте устный разбор составленных предложений.

VI. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Работа в парах:

    Учитель. Изобразите в виде цепочки ключевых слов последовательность синтаксического разбора простого предложения.

  Оцените свою работу на уроке.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание:

1. Выучить порядок синтаксического разбора простого предложения.

2. На выбор:

а) Самодиктант (cоставить 2–3 предложения и произвести их синтаксически);

б) Разобрать 2–3 простых предложения.

  1. Что показалось вам сегодня трудным?
  2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?
  3. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
  4. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
  5. Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных   ответов?
  6. Были ли моменты недовольства собой?
  7. Какую пользу вы извлекли из этого урока?
  8. Заметили ли вы свои успехи? 

Учитель. Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Я вами довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -презентация русского языка в 5 классе на тему "Порядок синтаксического разбора простого предложения"

Презентация содержит материал ,который может быть полезным учителям русского языка , работающим в 5 классе...

Урок в 5 классе по теме :"Синтаксический разбор простого предложения "

Организационная информацияРусский язык5«Все в моих руках» (Синтаксический разбор простого предложения)Макаренко Светлана АлександровнаУчитель русского языка и литературыМБОУ Новониколаевская ООШОписан...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. "Синтаксический разбор простого предложения"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОСУрок 109. Синтаксический разбор простого предложения...

Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс.

Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1»  (работа в группах)....

Презентация к уроку. Синтаксический разбор простого предложения 5 класс.

Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1» (работа в группах)....

Урок русского языка в 5 классе по теме синтаксический разбор простого предложения.

Урок русского языка в 5 классе по теме синтаксический разбор простого предложения....