Урок русского языка в 5 классе на тему "Синтаксический разбор простого предложения"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Тяганова Валентина Викторовна

Урок воспитывает патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

План — конспект урока по теме : «Синтаксический разбор простого  предложения " в 5 кл.

Цели урока:

  1. научить правильно выполнять  синтаксический разбор простого  предложения;
  2. закрепить знание классификаций предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и  второстепенных членов предложения;
  3. проверить умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, обращении.
  4. Развитие речи учащихся.
  5. Воспитание чувства любви к своей малой родине.

Оборудование: листочки с заданиями, учебник, Толковый словарь, мяч.

                                                          Ход урока.

Ход урока

1. Орг. момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

Пусть на уроке вам сопутствует успех!

Запишите число, классная работа. А для темы оставьте  пока  пустую строчку.

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы учились писать дружеское письмо.  Мы договорились, что дома вы напишете  письма своим вымышленным друзьям, которые никогда не были в нашем селе. Давайте  послушаем ваши  письма. (чтение  писем)

Хорошо. Молодцы. Я думаю, что после такого письма любому человеку захочется побывать в наших сказочных местах.

             3.      Повторение. «Игра в мяч».

-Виды предложений  по цели высказывания?

- А  по интонации?

- из чего состоит грамматическая основа предложения

- В побудительном предложении содержится совет, просьба, приказ, пожелание

- В повествовательном предложении содержится сообщение

- В вопросительном предложении содержится вопрос

- По наличию второстепенных чл. предложения -распространённые и нераспространённые.

- Что такое обращение?

-  Между однородными членами предложения запятая  ставится?

     

 4.      Объяснение нового материала.

-Ребята, скажите , пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?

-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)

-Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

А  помогут нам  в этом  пословицы, поговорки и тексты о родном крае. Как вы понимаете эту пословицу, ребята? 

Где родился, там и пригодился.

Итак, тема нашего урока «Синтаксический разбор простого  предложения».

- Ребята, попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему. (Дети самостоятельно определяют цели урока)
Да, вы правы. Основная цель нашего урока- это научиться выполнять синтаксический разбор простого предложения.

- Ребята, дайте определение простого предложения.

- А какое вы ещё знаете предложение по наличию грамматической основы ?   Чем сложное предложение отличается от простого?)

-Давайте познакомимся с  порядком  проведения синтаксического разбора  предложения. Откройте учебники на с. 85 пар. 43         

Работа с учебником. Составление кластера.

 Синтаксический разбор простого предложения.

Порядок разбора.

1. Вид предложения по цели высказывания. (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Вид предложения по интонации ( восклицательное, невосклицательное).

3.  грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое).

4. простое или сложное

5. односоставное или двусоставное.

6. Вид предложения по наличию второстепенных членов.( распространенное, нераспространенное)

7. Второстепенные члены предложения.

  1. Синтаксический разбор записанного предложения. Характеристика предложения.

Мы живем и работаем в самом красивом селе!

(Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми) Построение схемы.

6. Отправляемся на поиск предложений. Работа в парах.

У вас на партах лежат листочки со схемами. А на слайде вы видите предложения. Найдите предложение к своей схеме.

1.В нашем селе живут добрые и красивые люди.

2. Соколка - знаменитая гора.

3. Село Введенская  Слобода  расположено в месте слияния трех рек :  Сулицы, Свияги и Волги.

 4.   В настоящее время на территории Введенско-Слободского сельского поселения  7 населённых пунктов: Введенская Слобода, Петропавловская Слобода,  деревни Савино, Медведково, Елизаветино, Восточная Звезда, поселок Детский санаторий.

5. Миша, ты знаешь историю родного края?

6. Березы, дубы, осины–деревья наших лесов.

7. В лесу встречаются волки и кабаны, лисы и зайцы.

Запишите найденные предложения и произведите синтаксический разбор. У доски 1 человек. 

  1.  Физминутка.( проводит ученица 5 кл)

         Яблоня в моём саду

         Гнётся сильно на ветру.

         Наклонилась вправо, влево,

         Покачаться захотела: 1, 2, 3, 4, 5.

         Ветки вниз и вверх опять!

         И вперёд их протянула.

         А как стихнет ветерок,

         Моя яблонька уснёт.

  1.  Работа в парах.

У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о Родине. ( 1 предложение на стол)

1. Жить - Родине служить.
2. Родная земля и в горсти мила.

3.Родная земля-мать, чужая земля-мачеха.

4. Каждый кулик свое болото хвалит.

-Запишите получившиеся предложения и разберите синтаксически. У доски 1 человек работает по карточке –разбор слов по составу: сельский, Соколка, старинная.  

         8.  Задание ( На доске заранее крепятся  в виде осенних листочков карточки с заданием)

-А теперь, ребята,  представьте, что мы в лесу и  нам нужно собрать листья для гербария.

-Ребята, а  что такое гербарий?  (один из учеников самостоятельно смотрит  слово в  «Толковом  словаре» С.И. Ожегов, зачитывает вслух.)

- Но это необычные листочки, а с заданием по орфографии и пунктуации.

 ( 4  ученика выходят к доске,  снимают  листочки   и выполняют  самостоятельно).

 (Нужно вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор предложения)

 

       1  Свияжск п..строил Иван Грозный.

       2  В нашем с..ле построена кр.сивая мечеть.

       3   У с..ла б..гатая история.

  1.  Ребята  любите свой край!

  1.   Подготовленные учащиеся читают стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

Задание: составить предложения с однородными членами на тему «Родина».

  1.  Работа с текстом.

     Человек должен с детства, со школы помнить, на какой земле он р..дился, помнить, что у него есть обязанности перед этой в..ликой, кр..сивейшей  землёй в мире, которую з..вут Родиной.
     Если ей будет угрожать см..ртельная  опас?ность, он должен встать на ее защиту и стоять, если нужно, насмерть.
      Он должен помнить и чтить д..ла своих пре..ков, которые не ж..лели жизни, защищая р..дную страну, р..дной язык, р..дной дом.

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы.

  1. Рефлексия.  

Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! Оценки за урок , а сейчас я вас прошу оценить всю нашу работу. Анкеты.

Урок окончен, всем спасибо!