Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Баранова Светлана Сергеевна

Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1»  (работа в группах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sintaksicheskiy_razbor_prostogo_predl.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Баранова Светлана Сергеевна МБОУ «Лицей №103».

Тема. Синтаксический разбор простого предложения.

Тип урока. Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1»

(работа в группах).

Цели урока   

образовательные:

  • повторить и обобщить полученные теоретические знания по теме «Синтаксис»;
  • сформировать навык синтаксического разбора простого предложения;
  • продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

   развивающие:

  • развивать у учащихся критическое мышление;
  • развивать навык построения текста при устном ответе;
  • развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
  • продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся.

воспитательные:

  • повышать интерес к изучению русского языка;
  • вырабатывать навыки индивидуальной и  групповой работы;
  • вырабатывать толерантное отношение к одноклассникам;

  Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация к уроку, раздаточный материал.  

Вступительная беседа.

Вступительное слово о необходимости изучения русского языка. Ученики должны задаться вопросом: Какой смысл имеет для него учение?

Учитель: С помощью чего мы общаемся, говорим, думаем?

Ученики: слова – словосочетания – предложения – текст.

Учитель: Словосочетания и предложения – основные единицы синтаксиса.

Для чего мы изучаем синтаксис? Для чего нам необходимо знать и использовать  в своей речи предложения разных типов?

Ученик: Для того чтобы наша речь была грамотной, правильно построенной, логичной, образной. Для того чтобы научиться правильно выражать свои мысли и передавать чувства, необходимо уметь строить предложения и тексты в соответствии с языковыми, грамматическими и синтаксическими нормам русского языка.

Образцы правильной речи мы можем найти в художественных произведениях. На уроках литературы, мы изучаем произведение

М.Ю. Лермонтова «Бородино». Давай те посмотрим, какие предложения использованы в этом произведении. (слайд № 2 Чтение наизусть отрывка).

I. Сообщение темы урока.

«СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (слайд№1)

Целеполагание.

Обучающиеся самостоятельно формулируют основные цели урока с помощью вопросов учителя:

  • Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору

простого предложения.)

  • Какие сведения нам  необходимо повторить, чтобы выполнить синтаксический разбор? (сведения о членах предложения)
  • Повторить классификацию простых предложений (по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов, по кол-ву грамматических основ);
  • Повторить, чем бывает осложнено простое предложение?

(слайд №3-4)

Ход урока.

II. Слово учителя.

Какие разделы языкознания мы будем повторять на сегодняшнем уроке?

Ученики дают определение «синтаксису» и «пунктуации».

 (слайд 5-6)

III. Организационный момент.

-Ученики рассаживаются по группам 5 групп по 5 человек. Каждому ученику, при помощи стикеров присваивается номер от 1 до 5.

-Каждая группа получает индивидуальное задание для синтаксического разбора (простое предложение, состоящее из 5 членов);

- Обучающиеся делают разбор предложения в рабочих тетрадях, затем на общем листе группового задания. (На выполнение   даётся 5 минут),

(слайд №7)

- После окончания разбора, каждый ученик знает, какой член предложения он представляет.

-Учитель предлагает переформировать группы по названию членов предложения (все подлежащие садятся за 1-й стол, сказуемые – за 2-й, определения – за 3-й и т.д.) На столах учитель расставляет таблички с соответствующими названиями членов предложения.

- Каждая группа получает учебные вопросы (на выполнение задания  даётся 5 минут) (слайд№8):

  • как называется член предложения (главный или второстепенный)?
  • на какой вопрос отвечает?
  • что обозначает?
  • какой частью речи может быть  выражен в предложении?
  • к какому слову в предложении относится?
  • как подчёркивается при синтаксическом разборе?

- После выполнение здания учитель выбирает представителя от каждой группы, который даёт развёрнутый ответ, совместно подготовленный членами группы.

(слайды №9-10)

 - Ученики возвращаются на свои места (в первоначально созданные группы) и продолжают работу над характеристикой простых предложений.

(на выполнение задания  даётся 5мин)

- По окончанию работы, каждая группа даёт ответ на поставленные учителем вопросы о классификации предложений, необходимой для завершения синтаксического разбора:

  • 1-я гр. - виды предложений по цели высказывания,
  • 2-я гр. - виды предложений по интонации,
  • 3-я гр. - виды предложений по наличию второстепенных членов,
  • 4-я гр. виды предложений по кол-ву грамматических основ;
  • 5-я гр. - чем бывает осложнено простое предложение?

(слайды №11-15)

     - На интерактивной доске появляется простое предложение и один ученик показывает образец полного синтаксического разбора.

Проводится коллективное обсуждение правильности выполнения разбора (исправления, рекомендации учеников; замечания учителя).

  слайд №16

IV.Рефлексия:

  • Чему мы научились на уроке?
  • Для чего необходимо уметь выполнять синтаксический разбор
  • предложения?
  • Какой темой  объединены все предложения, с которым мы работали? (война 18012 года «Бородинское сражение»)
  • Какое событие мы отмечали 2012году? (200 лет Бородинскому сражению)

         слайд №17

V.Домашнее задание

Используя простые предложения разных видов, составить связный текст, отвечая на вопросы:

     1.Чему мы научились на уроке?

     2.Для чего нам необходимо изучать такие разделы лингвистики как «Синтаксис», «Пунктуация» и уметь выполнять синтаксический разбор предложения? Слайд №18.

VI.Приложения (раздаточный материал).

Задания группам: провести синтаксический разбор предложения.

1-я гр. На Бородинском поле русские  одержали победу.

2-я гр. Французский обоз медленно тащился по дороге.

3-я гр. Наполеон долго смотрел на заснеженную Москву.

4-я гр. Русские войска стремительно наступали на французов.

5-я гр. Партизаны уничтожали наполеоновскую армию по частям.

Образец разбора на интерактивной доске.

Истинный героизм солдаты и офицеры показали в наступлении.

Учебные вопросы группам:

  • как называется член предложения (главный или второстепенный)?
  • на какой вопрос отвечает?
  • что обозначает?
  • какой частью речи  может быть  выражен в предложении?
  • к какому слову в предложении относится?
  • как подчёркивается при синтаксическом разборе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Морфологический разбор имени числительного"

Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода.  Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

Конспект урока русского языка в 5 «В» классе «Синтаксический разбор сложного предложения» («Экологическое равновесие»)

Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. Конспект с УУД, построенный по требованиям ФГОС...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога"...