Внеклассное мероприятие по русскому языку 6 класс
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Динейкина Лариса Викторовна

Материалы к конкурсу по русскому языку в рамках предметной недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneklassnoe_meropriyatie_6_klass.zip1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)

Методы и приемы использования информационных технологий  на внеклассном мероприятии по русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

Формировать умения применять полученные знания на практике.

Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

Воспитывать умение работать в группах.

Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).

Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).

Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.

Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.

Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки

2. Вводная часть

- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

(смотри слайд №3)

Ответ:лингвистика

- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

3. Основная часть

- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.

(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)

- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

Загадки.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

Далеко мой стук слышится вокруг,

 Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

- Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

- Назовите способ образования слов.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

- Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)

Учитель читает шарады:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение,

 А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

3 команда

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,

 А целое в музее найдете без труда. (Картина)

4 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

- Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)

Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

- Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)1 команда

1.Пр…бежать домой

2.Пр…жадный мальчик

3.Пр…крутил шуруп        3 команда

1.Пр…шел в школу

2.Пр…длинная веревка

3.Пр…клеил марку

2 команда

1.Пр…летел в гнездо

2.Пр…добрая девочка

3.Пр…вязал бант        4 команда

1.Пр…плыл к берегу

2.Пр…мудрый пескарь

3.Пр…шил пуговицу

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд.

Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?

Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?

Как называется изменение имен существительных?

Какой частью речи является определяемое слово у причастия?

Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

- Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал “Синтаксис”)

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

- Игра “Шифровальщик” (смотри слайд №23, раздаточный материал “Пунктуация”)

- Расставьте знаки препинания в схемах.

-  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.

Груничева Оксана Вячеславовна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Фразеология. Фразеологизмы».

 Тип урока: Урок-путешествие

Тема урока: «Неизвестная страна Фразеология».

Цель урока:

- в игровой занимательной форме познакомить ребят с разделом  «Фразеология», с фразеологизмами;

- научить находить фразеологизмы и употреблять их в речи

- формировать у ребят умение работать с фразеологическим словарем, обогащать их словарный запас.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы все вместе отправимся в увлекательное путешествие по стране, которая вам неизвестна. Называется она Фразеология. Фразеология –это удивительная страна, в которой много загадочного и интересного. Ее жители ничем не отличаются от нас с вами. Правда, они говорят загадками. Давайте послушаем диалог жителей этой страны.

2.Просмотр сценки –диалога( индивидуальное задание)

Ребята изображают ссору.

Один кричит:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

Второй ему:

-Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подходит к ним дежурный, начинает их растаскивать.

Они ему отвечают вместе:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.

3.Введение нового материала:

1) Беседа с классом.

-Какими же такими загадками говорят ребята? ( они употребляют особые выражения, сочетания слов)

-Что же такого в них загадочного и необычного?  (их надо понимать не буквально, они употребляются в переносном значении)

- Назовите эти выражения:

        Где раки зимуют (проучить, выражение угрозы)

        Из кожи вон лезет (очень стараться)

        Спит с открытыми глазами ( следить за кем-нибудь)

*Такие выражения жители называют фразеологизмами. Чтобы их речь была выразительной, они всегда говорят, используя их.

-Попробуйте перевести эти фразеологизмы на наш язык, объясняя их смысл и заменяя одним-двумя словами.

* Ребята, наверное, вам интересно узнать, как фразеологизмы появились в языке этой страны, какая у них история. Сами жители сейчас расскажут вам об этом.

4. Сообщение учащихся на тему: «История одного фразеологизма» (индивидуальное задание).

5. Слово учителя.

Ребята, чтобы понимать этот интересный язык жителей страны, надо его изучать. Давайте сейчас выполним несколько заданий, чтобы больше узнать фразеологизмов. Новый язык изучать всегда сложно, поэтому вы будете пользоваться фразеологическим словарем.

6. Игра – соревнование( ребята работают в группах, за каждый правильный ответ команда получает один балл)

      Задание №1

      «Соберите фразеологизмы» (соедините так слова, чтобы получились фразеологизмы, объясните сами их смысл.)

       Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть// голову, в переплет, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, очки, за нос.

После выполнения задания они объясняют смысл фразеологизмов. Если не смогут правильно объяснить, то обращаются к словарю.

Задание №2

 «На загадку дай отгадку» (отгадайте загадку, отгадкой к которой будет фразеологизм, объясните сами их смысл.)

  1. Его вешают, приходя в уныние (вешать нос)
  2. Его держат за зубами (держать язык за зубами)
  3. Ее  «просит» дырявая обувь (каши просит)
  4. Ее набирают в рот, не желая говорить (набрать в рот воды)

Проверка выполнения задания осуществляется также.

 Задание №3

 Закончите предложения фразеологизмами- сравнениями, объясните их смысл:

  1. Новые дома  растут в поселке как (грибы после дождя)
  2. Город он знает как (свои пять пальцев)
  3. Похожи они с братом как (две капли воды)
  4. Что ему ни говори, ему все как (с гуся вода)

Проверка выполнения задания осуществляется также.

Задание № 4

«Кто быстрее» (в приведенных фразеологизмах в словах перепутаны буквы. Расставьте их правильно и прочитайте фразеологизм, объясните их смысл)

  1. Трабь кабы аз гаро- брать быка за рога.
  2. В ценок ковноц- в конце концов
  3. Стяпус рувака- спустя рукава
  4. Ладеть зи химу налос- делать из мухи слона.

Слово учителя:

 Сейчас мы проверим, научились вы говорить на этом языке.

Задание №5

Придумайте сценку с несколькими репликами, включая в них 3-4 фразеологизма.

7.Подведение итогов игры и выставление оценок.

8. Заключительное слово учителя:

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам, ребята, пути!

Домашнее задание: (Дифференцированное, по выбору учащегося)

  1. подготовить сообщение «История одного фразеологизма»
  2. нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения
  3. напишите сочинение- миниатюру, включите в него 3-4 фразеологизма.

( Эта тема рассчитана на  2 часа, поэтому на втором уроке по рисункам ребят ученики будут  отгадывать фразеологизмы, а также слушать сообщения и сочинения- миниатюры учащихся.)

Методическая база занятия.

  1.  Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Фразеологизмы»

«Народная физиономия языка».

Впервые с фразеологизмами  школьники знакомятся в 5 классе.  

Фразеологизмы способствуют формированию коммуникативной компетенции, так как, во-первых, во фразеологии запёчатлён богатый исторический опыт народа, его материальная и духовная культура; во-вторых, фразеологизм, благодаря своей экспрессивно-стилистической окраске, обладает большей по сравнению со словом выразительностью и смысловой  весомостью. Всё сказанное свидетельствует о том, что обучение фразеологизмам способно оптимизировать формирование коммуникативной компетенции учащихся, способно повысить филологическую культуру школьников.

На изучение фразеологии в 5 классе  УМК под ред. М.М. Разумовской (издательство «Дрофа») отводит  3 часа. Таким образом, данный урок последний, повторительно-обобщающий.

2. Цели занятия.

 - Вспомнить изученное о фразеологии и фразеологических оборотах, углубить и расширить знания учащихся по теме урока.

-  Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать   фразеологизмы в речи.

- Повышать речевую культуру школьников, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

  • знать: понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;
  • уметь: давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

3. Методы работы:

- Игровые технологии (лексико-фразеологические игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект).

-  Лингвокультурологический метод («Язык связан с культурой и немыслим вне культуры, как и культура немыслима без языка», - утверждал Реформатский).

- Информационно-коммуникационные технологии (презентация, созданная в Microsoft Power Point 2003).

4. Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальный опрос, работа в группах, работа в парах.

5. Оборудование: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц  и картинок, проектор, экспозиционный экран, компьютер, звуковое пособие «Радионяня. Весёлая грамматика. Крылатые слова и выражения».

6. Этапы занятия.

- Организационный  момент.

- Подготовка к обобщению понятий по изучаемой теме, правил.

- Обобщение изученного.

- Итоги урока.

- Домашнее задание.

Сценарий занятия.        

Конспект повторительно-обобщающего урока русского языка в 5 классе по теме «Фразеологизмы» «Народная физиономия языка».

… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство.
В.Г. Белинский

Ход урока

I. Организационный момент

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Они, по словам Белинского, составляют “народную физиономию языка” (обращаемся к эпиграфу). Сегодня мы проведём занятие, на котором вы сможете вспомнить известные вам фразеологические обороты.

II. Подготовка к обобщению понятий по изучаемой теме

Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.

Ребёнок не знал, что в языке есть фразеологизмы. А вы, ребята, уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же такое фразеологизмы.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

III. Обобщение изученного

Умеете ли вы отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний?

Давайте сыграем в игру “Аплодисменты”.

Отметьте хлопком фразеологический оборот.

золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

В работе над темой нам поможет Тетрадь по фразеологии, в которой мы выполним ряд заданий.

Вспомните лексическое значение фразеологических сочетаний, данных в задании 1.

Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.

а) устать
б) перекусить 
в) мешать 
г) победить, превзойти

1) заткнуть за пояс
2) заморить червячка
3) волочить ноги
4) вставлять палки в колёса

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют синонимы. Найдите в задании 2 фразеологизмы-синонимы.

Бить баклуши – 
Водить за нос – 
Зарубить на носу – 
С гулькин нос –

Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют антонимы. Найдите в задании 3 фразеологизмы-антонимы.

Заварить кашу –
Во весь дух – 
Душа в душу –

Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

Очень часто мы неверно объясняем значения фразеологизмов. Найдите и исправьте ошибки в толковании фразеологизмов. Выполните 4 задание и 6 задание.

  • тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост
  • наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму
  • заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить
  • кот наплакал – довести кота до слёз
  • подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку
  • показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку
  • кот наплакал – много
  • спустя рукава – прилежно
  • мартышкин труд – бесполезная работа
  • знать назубок – наизусть
  • во весь дух – очень медленно
  • от доски до доски – от начала до конца
  • с гулькин нос – мало
  • горе луковое – талантливый человек
  • при царе Горохе – очень давно

- Интермедия из «Радионяни». Послушайте весёлый урок из передачи и постарайтесь запомнить как можно больше фразеологизмов.

О каких фразеологизмах вы узнали? Каково их значение?

– О каких фразеологизмах напомнили вам фотографии животных?

Ученики, правильно назвавшие фразеологизм, выходят к доске и читают о том, почему мы так говорим, приводят примеры употребления фразеологизмов в речи.

Погнаться за двумя зайцами – преследовать две разные цели, выполнять несколько дел сразу.

  • Паша хватается за несколько дел сразу, ни одно до конца не доводит, забывает народную мудрость: “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.

Ты знаешь пословицу: ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ? Именно она и дала жизнь фразеологизму погнаться за двумя зайцами.

Глухая тетеря – глухой или плохо слышащий человек; так говорят о человеке, который что-то прослушал, недослышал.

  • Вот глухая тетеря, пять раз повторил, а ты не слышишь.

Оказывается, в выражении глухая тетеря отразился важный для прошлой жизни трудовой процесс – охота. По наблюдениям охотников, тетерева во время токования не слышат ничего вокруг, даже приближения к ним людей.

Эй, глухие вы тетери,
Дверь откройте поскорее!
Здесь стоим уж пять минут, 
Ждём, когда нам отопрут.

Вертеться как белка в колесе – быть в постоянных хлопотах, заботах; суетиться.

  • Целый день мать крутилась как белка в колесе; варила обед, стирала, убирала.

Ты читал басню И.А.Крылова “Белка”? Белка, посаженная в колесо-клетку, своим бегом вертит его, но сама нисколько не продвигается вперёд. Из басни и пошло выражение вертеться как белка в колесе.

У Агаты день рожденья, 
Будет полон дом друзей.
Много нужно ей успеть, 
Всех хлопот не перечесть.
Вот и 
вертится Агата,
Словно белка в колесе.

Работа в группах

Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!

http://festival.1september.ru/articles/549110/img4.gif

Бить баклуши

 Шесть загадок волшебного сундучка (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).

– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.

  • Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
  • С этим овощем дружит горе. Что это?
  • В какой посуде чувствуют себя неловко?
  • В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
  • Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
  • В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
  • Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
  • Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
  • Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
  • Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
  • Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
  • Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.

Работа в группах. Кроссворд “Фразеологизмы”.

– Какие слова пропущены в этих выражениях? Подсказка: эти слова – имена прилагательные, числительные.

По горизонтали:

1.Горе … . 6. По … велению. 7. … вопрос. 9. Во всю … . 12. … строка. 13.Через час по … ложке. 14. … верста. 18. … угол. 20. Вывести на … воду. 21. … труд. 22. Глаза на …месте. 23. … тетеря.

По вертикали:

2. … слёзы. 3. Плясать под …дудку. 4. С … нос. 5. Отложить в … ящик. 8. … доля. 10. Шут … . 11. … коню в зубы не смотрят. 15. На … небе. 16. … память. 17. На … ногу. 19. Избушка на … ножках.

http://festival.1september.ru/articles/549110/img5.gif

Работа с текстом

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?

  1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
  2. Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
  3. Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
  4. Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
  5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
  6. Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.

Работа в парах

img6.gif (51928 bytes)

Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И.Шишкина. Как она называется, вы узнаете, когда выполните задание.

Задание.

Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения. По первым буквам левого столбика прочитайте название картины Ивана Шишкина.

Слова левого столбика

Слова правого столбика

Играть
Мартышкин
Ахиллесова
Замести

следы
на нервах
труд
пята

Замести следы, играть на нервах, мартышкин труд, ахиллесова пята. Картина “Зима”. 

О каких фразеологизмах напомнила вам картина?

Ёлки зелёные – выражение досады, недоумения, восхищения.

Ёлки-палки - выражение досады, недоумения, восхищения.

Заблудиться в трёх соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения

С бору да с сосенки – кого попало, откуда попало, без разбору. О случайном подборе, составе людей.

Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место, слабая сторона человека в характере, привычках.

К сожалению, и у Павла была ахиллесова пята, и он имел слабости.

У каждого своя ахиллесова пята.

 Ты, конечно же, читал греческие мифы о непобедимом Ахиллесе, которого не брали никакие вражеские стрелы. Оказывается, тело древнегреческого героя было неуязвимо, кроме пятки, за которую его держала мать,  морская богиня Фетида, когда погружала в чудодейственную священную реку Стикс. Именно в эту пятку Ахиллес был смертельно ранен Парисом.

Играть на нервах – намеренно раздражать, нервировать кого-либо.

 Посмотрите на Игоря! Он просто играет у вас на нервах!

Оказывается, выражение связано с происхождением слова нерв. Ещё в глубокой древности люди играли на музыкальных инструментах. А струна по-латыни – «нервус». Позже врачи узнали о существовании нервов в организме человека. Нервы очень похожи на струны, поэтому римляне их так и назвали.

Чтоб в трёх соснах

Не заблудиться,

Надо в школе

Прилежно учиться!

Ольга – музыкант крутой,

Освоит инструмент любой.

Для неё пустяк, ребята,

Весь день играть на нервах брата.

До прихода мамы с папой

Полчаса осталось.

Как назло разбилась ваза

И игра сломалась.

- Что мне делать, подскажи!

- Нужно замести следы,

 Чтоб мама не ругалась!

Картинная галерея

По рисунку отгадай фразеологизм (мы увидим, что было бы, если бы мы понимали некоторые устойчивые выражения буквально).

http://festival.1september.ru/articles/549110/img7.gif

Ни рыба ни мясо, чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке.

Сесть в лужу – поставить себя в глупое, смешное положение, потерпеть неудачу.

 Я много раз тебе повторяла: чтобы в лужу не сесть, сначала подумай, потом говори.

 Выражение связано с боями, драками, когда одного  из соперников могли опрокинуть, повалить на землю, в грязь.

Хочешь в лужу сесть при классе?

Опозориться? Тогда

Выбрось книжки и тетрадки,

Бей баклуши допоздна!

Чесать язык – заниматься пустой болтовнёй.

 Нашёл время язык чесать, делом займись!

Хватит тебе, Катя, язык чесать, целый час с подругой болтаешь.

Что язык-то даром чесать!

На скамейке две девчушки

Бойко чешут языки.

Три часа уже болтают,

Время попусту теряют!

Самостоятельная работа. Очень часто в ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, в которых требуется найти предложение с фразеологизмом.

1. В каком случае выражение является фразеологизмом?

1) чёрный муравей
2) белая ворона 
3) белый заяц
4) рыжий лев

2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) рукой подать, за тридевять земель
2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает
3) капля в море, как с гуся вода
4) воспрянуть духом, повесить голову

3. Какой фразеологический оборот имеет значение “от скуки”?

1) от случая к случаю
2) от нечего делать
3) от чистого сердца
4) от корки до корки

IV. Итоги урока

1. Для чего нужно изучать фразеологию?

2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?

3. Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

Я ЗНАЮ

понятие фразеологического оборота

отличие устойчивого выражения от слова

Я УМЕЮ

давать толкование лексического значения фразеологизма

подбирать фразеологические синонимы

подбирать фразеологические антонимы

находить фразеологизмы в тексте

составлять предложения с фразеологизмами

Мои достижения в изучении темы “Фразеологизмы”.

V. Домашнее задание

Я раздам вам буклеты с заданиями по фразеологии, а вы выполните понравившиеся задания. А ещё у вас будет «сладкое» домашнее задание: учитель раздаёт конфеты с прикреплёнными заданиями ( Внимательно рассмотри фантик. Да, перед тобой репродукция картины И.Шишкина «Утро в сосновом бору». Внимание! Что означает выражение С бору да с сосенки? Затрудняешься? Обратись к Фразеологическому словарю!)

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....