Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Минина Ирина Васильевна

Олимпиадные задания по русскому языку предназначены для учащихся старших классов и учителей русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon олимпиада по русскому языку38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель: Минина И.В.,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «ДСОШ №2»

ОЛИМПИАДА - 2014

Русский язык

Задание 1

Возможны ли в русских словах следующие сочетания букв: двзд, ндсп, ндшт, ртпл, рхпр, скск, хткл, стскр, ргвзн, рхвкр, нтрстр.

Задание 2

Объясните, как возникли двойные согласные в  каждой из предложенных групп слов?

 1) Ассистент, аккомпанемент, аккумулятор, аннулировать, аттракцион;

 2) Преддверие, расстройство, ссылка, введение;

 3) Дрожжи, вожжи, жужжать;

 4) Невинный, весенний, увлеченный, учащенный;

 5) Главврач, юннат, роддом, Моссовет

Задание 3

Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.

Клёвый - клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.

Лох - разиня, шалопай.

Стрёмный - прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.

Тормоз - кто везде помехой, кто мешает делу, не дает чему ходу.

 

Задание 4

Определите, какой частью речи является каждое слово фразеологизма мал мала меньше.

Задание 5

Определите, какую синтаксическую роль  выполняет инфинитив в каждом примере из стихотворений А.А.Ахматовой.

1)  Но стало в груди его

    Сердце грустить.

    Болеть, как открытая рана.  

2)  Как люблю, как любила глядеть я

     На закованные берега.

3)  Не забыть, как пришел он со мною проститься.

4)  Здесь напрасным кажется мечтать.

5)  Запрещаешь петь и улыбаться,

     А молиться запретил давно.

Задание 6

В чем необычность синтаксической конструкции в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»? В тексте сохранена пунктуация автора (отсутствие знаков). А как бы вы расставили знаки препинания?  Обоснуйте свое мнение с грамматической точки зрения.

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

Задание 7

Напишите выражение по описанию происхождения устойчивого сочетания слов.

  1. В 19 веке шулеры-картёжники прибегали к хитрости: в процессе игры при  помощи особого клейкого состава они наносили на карты дополнительные  очки (красные или чёрные знаки) из порошка, а при необходимости могли  стереть эти очки. Отсюда происходит выражение «….», означающее представление чего-нибудь в выгодном свете.
  2. Источник выражения «….» — стихотворение Маяковского. Широкое распространение оно  получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в  советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков,  которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год  (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли — «…».  Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по  нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «…» было очень актуально.
  3. После открытия врачами древности нервов в организме человека они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом — nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий - «…».
  4. После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную  аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «…».
  5. В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане  нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а  отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий,  про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: …. . И сегодня выражение «…» значит совсем опуститься, потерять  человеческий облик.

Задание 8

Какие особенности народно-поэтического языка используются А.К.Толстым в качестве стилистических приёмов в данном стихотворении?

Уж ты нива моя, нивушка,

          Не скосить тебя с маху единого,

                  Не связать тебя всю во единый сноп!

   Уж вы думы мои, думушки,

                   Не стряхнуть вас разом с плеч долой,

             Одной речью-то вас не высказать!

               По тебе ль, нива, ветер разгуливал,

    Гнул колосья твои до земли,

     Зрелы зёрна всё размётывал!

                   Широко вы, думы, порассыпались…

Куда пала какая думушка,

            Там всходила люта печаль-трава,

Вырастало горе горючее!

Задание 9

Какие из приведённых предложений являются нераспространёнными? Ответ аргументируйте.

  1. Он был самым способным из учеников.
  2. Вера девочка добрая.
  3. Ученики и ученицы имели намерение продолжать учиться.

Задание 10

Напишите путевые заметки, используя лексику и стилистику XVIII века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...