Рабочие программы по русскому языку (9 и 11 классы)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Дябкин Игорь Анатольевич

Варианты рабочих программ по русскому языку для 9 и 11 классов (с учетом подготовке к ОГЭ , ЕГЭ и итоговому сочинению)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_911.rar139.7 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)

  УТВЕРЖДАЮ:

Директор

общеобразовательного лицея АмГУ

  _______________ Еремина В.В.

    «____» __________ ______г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине  «Русский язык»

на 2015/2016 учебный год

Класс   9

Составитель: Дябкин И.А.

Благовещенск, 2015


Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004г.) по дисциплине «Русский язык».

СОГЛАСОВАНО                                СОГЛАСОВАНО

Проректор по информатизации                 Заместитель директора по УМР

и новым образовательным                         общеобразовательного лицея

технологиям                                        АмГУ

_____________Остапенко А.А                _______________

«___»__________2015г.                        «___»___________2015г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова (которая входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-16 учебный год); а также с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования; авторского тематического планирования учебного материала и базисного учебного плана.

Цели:

  • обеспечение языкового развития обучающихся;
  • формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
  • формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель);
  • формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения;
  • подготовить учащихся к ОГЭ;
  • обобщить и углубить знания по разделам  «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»;
  • обобщить и углубить знания по разделам,  создать условия для  овладения обучающимися   умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил. 

Задачи:

1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у учащихся чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

6) развитие  умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.

7)        Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях  русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.

8) Развитие  умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.

9)         Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.

10)Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

11) Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

12) Создание условий для   учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка в 9 классе отводится 102 часов из расчёта 3 часа в неделю (2 часа на прохождение программы и 1 час – на подготовку к ОГЭ).

Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:

фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.

Методами обучения являются:

        ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

·    ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

·    ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

·    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся компьютер, интерактивная доска и др.

Примеры работ при использовании компьютера:

– орфографический и пунктуационный тренинг;

– редактирование (взаиморедактирование);

– создание текста, его коллективное обсуждение;

– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в формате ОГЭ.

Содержание курса русского языка в 9 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения дисциплины «Русский язык» обучающийся должен

I. Знать определения основных изучаемых в 9 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 9 класса овладеть следующими умениями и навыками:

знать / понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей языка, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему – основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
  • извлекать информацию из различных источников, включая СМИ; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Структура дисциплины рассчитана на 102 часа.

№ урока

Содержание учебного материала

Всего часов

1

О языке.

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах.

6

3

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация.

2

4

Сложносочиненное предложение.

4

5

Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы.

2

6

Сложноподчиненное предложение.

25

7

Текст. Строение текста.

1

6

Речевые жанры. Рецензия. Эссе.

4

7

Бессоюзное сложное предложение.

7

8

Стили речи. Деловая речь.

2

9

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

7

10

Подготовка к ОГЭ.

36

11

Резерв

5

ИТОГО

102

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

О языке (1 час). Русский язык – национальный язык русского народа. Особенности русского национального языка как государственного и как средства межнационального общения. Тексты о русском языке.

Повторение изученного в 5-8 классах (6 часов).  Речь. Стили речи: речевые ситуации, стилевые черты. Разговорная и книжная речь. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Классификация гласных и согласных, фонетическая транскрипция и ее роль. Произношение. Ударение и его нормы. Алфавит. Приоритет звуков по отношению к буквам. Лексика и фразеология. Толковый словарь. Морфемика и словообразование. Морфемно-словообразовательный разбор слова. Словари. Морфология. Части речи. Морфологический разбор слова. Синтаксис. СС. П. Синтаксический разбор СС и ПП. Знаки препинания. Правописание гласных в корнях слов. Корни с чередованием. Спряжение. Приставки и частицы не и ни и их правописание. Типы речи, разновидности. Сжатое изложение.

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация (2 часа). Понятие о сложном предложении (СП). Смысловое, структурное и интонационное единство частей СП. Русские лингвисты. Типы СП. Интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова) как средства связи.

Сложносочиненное предложение (4 часа). ССП, его строение. Интонационное и пунктуационное оформление. Разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды ССП. Основные значения ССП: соединительные, противительные, разделительные. Синтаксический разбор.

Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы (2 часа). Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы».

Сложноподчиненное предложение (25 ч.). Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП). СПП и его строение. Главная и придаточная части. Подчинительные союзы и союзные слова. Средства связи частей СПП. Интонационное и пунктуационное оформление. Русские лингвисты. Виды придаточных предложений. Синтаксический разбор СПП по образцу. Русские лингвисты. СПП с придаточным определительным. Синтаксические синонимы (простое предложение с обособленным определением). СПП с придаточным изъяснительным. Синтаксические синонимы (предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т.п.). СПП с придаточным места. Особенности строения и употребления. СПП с придаточным времени. Особенности строения и употребления. Разные способы сравнения. СПП с придаточным сравнения. Особенности строения и употребления. Русские лингвисты. СПП с придаточным образа действия и степени. Особенности строения и употребления. Понятие о жанре путевых заметок. План анализа текста определенного речевого жанра. СПП с придаточным цели. Особенности строения и употребления. СПП с придаточным условия. Особенности строения и употребления. СПП с придаточным причины и следствия. Особенности строения и употребления. СПП с придаточным уступительным. Особенности строения и употребления. Повторение и обобщение по теме. СПП с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных.

Текст. Строение текста (1 час). Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи.

Речевые жанры. Рецензия. Эссе (4 часа). Понятие о жанре рецензии. Структура, языковые особенности. Подготовка к домашнему сочинению-рецензии. Эссе, его особенности. Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе».

Бессоюзное сложное предложение (7 часов). Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). БСП: смысловые отношения м/у частями БСП, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. БСП со значением: А) перечисления; Б) причины, пояснения, дополнения; В) противопоставления, времени или условия, следствия. Письменные впечатления о картине с использованием БСП.

Стили речи. Деловая речь (2 часа). Официально-деловой стиль речи и деловая речь. Обобщение изученного по теме.

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи (7 часов). Типы СП с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период. Повторение проводится на основе текстов.

Подготовка к ОГЭ (36 часов). Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. Часть 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение текста. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов исключение, обобщение, упрощение. Выбор приемов сжатия. Часть 2 (задания 2-14). Лексическое значение слова или его лексический анализ. Изобразительно-выразительные средства. Фонетика. Навыки звуко-буквенного анализа и знание фонетических процессов. Орфография. Правописание корней и приставок. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Необщеупотребительная  лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная. Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Простое осложненное предложение. Пунктуационный анализ простого осложненного  предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Часть 3. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение по тексту. Тезисы. Аргументация собственного мнения. Вывод. Тренировочное выполнение ОГЭ.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Список литературы для учителя:

  1. Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. Авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Богданова Г.А. – М., 2013.
  2. Учебник: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 9 класс. Учебник. – М.: ДРОФА, 2014.
  3. Книга для учителя: Марченко О.Н. и др. Русский язык. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линии УМК «Русский язык. 5-9 классы» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Учебно-методическое пособие. – М.: ДРОФА, 2012.
  4. Егораева Г.Т. ОГЭ 2015. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. – М., 2015.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

1

О языке. Русский язык – национальный язык русского народа.

1

2

3

4

5

6

7

8,9

10

11

12

13

14

Повторение изученного в 5-8 классах. Повторение. Речь. Стили речи

Подготовка к ГИА. Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Входной контроль: тест на остаточные знания.

Лексика. Морфемика. Словообразование.

Подготовка к ГИА. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

Морфология и синтаксис.

Орфография и пунктуация.

Подготовка к ГИА. Часть 1. Сжатое изложение. Микротема и абзацное членение текста.

Контрольная работа № 1. Диктант с дополнительными заданиями.

Типы речи.

Подготовка к ГИА. Часть 1. Приемы сжатия текста: исключение.

Что такое сжатое изложение?

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

15

16

17

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация.

Понятие о сложном предложении.

Подготовка к ГИА. Приемы сжатия текста: обобщение.

Типы СП и средства связи м/у частями СП.

1

1

1

18

19

20,21

22

23

Сложносочиненное предложение. Понятие о ССП.

Подготовка к ГИА. Приемы сжатия текста: упрощение.

Виды ССП.

Подготовка к ГИА. Часть 1. Выбор приемов сжатия.

Практическая работа по употреблению в речи ССП

1

1

2

1

1

24,25

26

27,28

29

Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы.

Контрольная работа № 3 в форме ГИА.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Понимание смысла текста.

Художественный стиль речи и язык художественной литературы.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Лексическое значение слова или его лексический анализ.

2

1

2

1

30

31,32

33

34

35

36

37

Сложноподчиненное предложение. Понятие о СПП.

Виды СПП.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Выразительно-изобразительные языковые средства.  

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Фонетика. Навыки звуко-буквенного анализа и знание фонетических процессов.

СПП с придаточным определительным.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Основные орфографические правила правописания корней.

СПП с придаточным изъяснительным.

1

2

1

1

2

1

1

38

39

Текст. Строение текста. Строение текста. Сочинение-этюд по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Основные орфографические правила правописания приставок.

1

1

40

41

42

43

44,45

46

47

48

49

50

51

52

53

54,55

56

57

58,59

60

61,62

63

64

65

66,67

68

69

70,71

Сложноподчиненное предложение (продолжение).

СПП с придаточным места.

СПП с придаточным времени.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14.

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

СПП с придаточным сравнения.

СПП с придаточным образа действия и степени.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14.

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов.

Путевые заметки.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Необщеупотребительная  лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная.

Контрольная работа № 4. Изложение «Чистые пруды».

СПП с придаточным цели.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании.

СПП с придаточным условия.

СПП с придаточными причины и следствия

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Простое осложненное предложение.

СПП с придаточным уступительным.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Пунктуационный анализ простого осложненного  предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия.

СПП с придаточным уступительным.

Речевые жанры. Рецензия.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Типы сложных предложений.

Речевые жанры. Рецензия. Контрольная работа № 5.

Сложноподчиненное предложение (окончание). Понятие о СПП с несколькими придаточными.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Контрольная работа № 6. Тест «СПП»

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

1

1

1

2

1

1

2

72

73

74

Речевые жанры. Эссе. 

Подготовка к ГИА. Часть 2. Задания 2-14. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Контрольная работа № 7. Сочинение в жанре эссе.

1

1

1

74

75

Бессоюзное сложное предложение. Понятие о БСП.

Подготовка к ГИА. Часть 3. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки.

1

1

76,77

78

79,80

81

БСП со значением:

А) перечисления;

Б) причины, пояснения, дополнения.

Подготовка к ГИА. Часть 3. Структура сочинения на лингвистическую тему.

БСП со значением противопоставления, времени или условия, следствия

Подготовка к ГИА. Часть 3. Формулировка тезиса в сочинении на лингвистическую тему.

2

1

2

1

82

83

84

Творческая работа по картине Н.Я. Бута «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой».

Контрольная работа № 8. Диктант и его анализ.

Подготовка к ГИА. Часть 3. Аргументация собственного мнения в сочинении на лингвистическую тему.

1

1

1

85,86

87-89

90

91

92

93

94

95

96

97

98-102

Стили речи (продолжение). Деловая речь.

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. СП с различными видами союзной и бессоюзной связи

Подготовка к ГИА. Часть 3. Учимся писать вывод в сочинении на лингвистическую тему.

Подготовка к ГИА. Часть 3. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Подготовка к ГИА. Часть 3. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Период.

Итоговое повторение.

Подготовка к ГИА. Часть 3. Учимся аргументировать.

Подготовка к ГИА. Часть 3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Итоговый контроль. Контрольная работа в формате ГИА.

Резерв

2

3

1

1

1

1

1

1

1

1

5

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

1. Входной контроль (проверка остаточных знаний).

В каком ряду слов на месте пропусков пишется И:

а) подл..нный, р..ставрация

б) пр..оритет, арт..ллерия

в) р..гулировать, ст..пендия

В каком ряду слов ударение падает на третий слог:

а) постамент, регулировать

б) информировать, преследование

в) резолюция, реликвия

Какой раздел науки о языке изучает строение и значение словосочетаний и предложений:

а) Морфология

б) Лексикология

в) Синтаксис

Какая группа слов является словосочетанием:

а) ораторское искусство

б) выступил президент

в) актер или артист

Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Мы рады с вами познакомиться.

б) От снега все стало белым.

в) Ты бы поговорил со мной.

Какое предложение является безличным:

а) Лес.

б) Светает.

в) Пишу рассказ.

Какое предложение является неопределенно-личным:

а) Кончен день.

б) Завтра иду на концерт.

в) О любви в словах не говорят.

В состав какого предложения входит неполное предложение:

а) Я буду читать за Бобчинского, а ты – за Добчинского.

б) В детстве все девочки играют в куклы, а я любила машинки.

в) Товарищи ждали меня на улице, а я ждал их в школе.

В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире:

а) Слово … не стрела, да острее стрелы.

б) Она … работница текстильной фабрики.

в) Знание … орудие, а не цель.

В каком предложении знаки препинания расставлены неверно:

а) В корзине лежали разные фрукты: яблоки, груши, виноград.

б) Всегда уверенная в себе на этот раз она испугалась.

в) Лежа на горячем песке, мы слушали шум прибоя.

В каком предложении нужно поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены):

а) Мы купили новый кухонный стол.

б) Мы возможно купим новый кухонный стол.

в) Мы сели за большой кухонный стол стоящий в центре комнаты.

2. Диктант с дополнительными заданиями (контроль раздела «Повторение изученного в 5-8 классах»).

Грей несколько раз приходил смотреть на эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постоянно укладывалось огромное море, зовущее его вперед. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Там, сея за кормой пену, двигались корабли. Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин, где сияли фосфорические глаза рыб. Другие, схваченные бурунами, бились о рифы, потому что утихающее волнение грозно шатало корпус. Корабль, обезлюдевший, с порванными снастями, переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. Третьи грузились в одном порту и, к радости всей команды, благополучно выгружались в другом. Экипаж, потом сидя за трактирным столом, воспевал плавание и капитана.

Были там еще корабли-пираты, с черным флагом и страшной, размахивающей ножами командой. Были корабли-призраки, сияющие светом синего озарения, корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных, корабли открытий и корабли приключений.

(166 слов)

Грамматическое задание:

1. Синтаксический разбор предложений № 3 (1 вариант) и № 10 (2 вариант).

2. Морфемный и словообразовательный разбор слов «схваченные» (1 вариант) и «порванными» (2 вариант).

3. Вариант контрольной работы в форме ОГЭ (задания 2-14) (контроль раздела «Синтаксис сложного предложения. Пунктуация»).

Задание: Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (3)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(10)Корм добывать становилось всё трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.

(13)Гнездо было пустое. (14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать – закричала бы.

(17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

(19)На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. (20)Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. (21)Пришли ещё мальчишки, стали кормить малышей сырым мясом. (22)На крыльцо вышел хозяин и, показывая на кунят, сказал:

 – (23)3ачем мучаете зверушек? (24)Отнесите в гнездо. (25)Пропадут.

(26)Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. (27)Они появились на крыльце и о чём-то спорили. (28)Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

 – (29)Э, подох один…

(30)В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, а в крайних домах, расположенных ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

(31)Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает ночами. (32)Но Белогрудка стала появляться у домов даже днём – её выследили и ранили из ружья. (33)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то она снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло. (34)Она ещё, конечно, не знала, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли.

(35)Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. (36)Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу. (37)Но местный охотник сказал:

 – (38)Куница не виновата. (39)Её обидели, – и выпустил зверька на волю.

(40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку. (41)До сих пор здесь строго велят ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. (42)Спокойно живут вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. (43)И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов».

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Белогрудка разбойничала в селе?»

1) Белогрудке нужно было добывать много дичи, чтобы кормить детёнышей.

2) Белогрудке легче было охотиться на домашнюю птицу, чем на дикую.

3) Вблизи гнезда дичи уже не было, и Белогрудка стала охотиться в селе.

4) Белогрудка мстила людям за то, что они погубили её детёнышей

Ответ: ________________________________.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.

2) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.

3) На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.

4) Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё...

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного звука.

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 30 – 33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».

 Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «временно исчезла», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 40.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Она ещё,1 конечно,2 не знала,3 что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо,4 но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу,5 бросили малышей возле леса и ушли.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,1 а в крайних домах,2 расположенных ближе к лесу,3 птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе,4 кто это разбойничает ночами.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 14 - 18 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 31 - 34 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

4. Изложение (сжатое) (контроль раздела «Сложносочиненное предложение»).

Шел неслышный снег. Первый настоящий снег этой осенью. Я представлял, как завтра днем обнаружатся мышиные следы вокруг куч хвороста в лесу и заячьи следы возле акации, которую они так любят глодать по ночам, вспомнил о своем ружье, мне стало весело, и пробрала дрожь. Завтра мы пойдем на свои любимые места, покажу Оку, поля, холмы, лес и овраги... Ночь шла, а мы все не могли заснуть, говорили шепотом, топили печку, смотрели на ее огненный зев и шапки неопавших деревьев. Река сквозь лес была видна на большое расстояние и была пустынна и холодна на взгляд. Мы спустились вниз по снежному оврагу, оставляя за собой след...

Пока мы спали, взошло солнце, и все подтаяло, но потом снова подморозило. Попив чаю, я взял ружье, и мы вышли из дому. Даже больно на секунду нам стало – такой белый зимний свет ударил нам в глаза. И так чист и резок был воздух. Снег сошел, но повсюду остались ледяные корки. Они были матовы, полупрозрачны. Из коровника шел душистый пар, телята толкались везде и громко топотали, как по деревянным мосткам. Это потому, что под верхними ледяными колчами еще не замерзла навозная жижа...

Мы шли сперва по дороге. Колеи затянулись матовым, но подо льдом стояла глинистая вода, а когда сапоги наши проламывали корку, на лед коричнево брызгало. А в лесу из-подо льда торчали поздние едва зажелтевшие одуванчики. Во льду видны были вмерзшие листья и хвоя, стояли заледеневшие последние грибы, и, когда мы ударяли по ним ногой, они сламывались и, гремя, подскакивая, долго катились по льду. Лед под нашими ногами проседал, и далеко хрустело и гремело кругом: спереди, сзади и по бокам.

Поля на холмах были дымно зелены издали и будто пересыпаны мукой, стога почернели, лес сквозил, был черен и гол, только резко проступал березовый белый частокол, бархатились и лоснились зеленью стволы осин, да кое-где по лесистым холмам цвели, горели еще последние красные глубокие, сперва грязные, а потом чистые следы. Мы остановились и стали пить из родника возле срубленной осины. В подвижном бочажке родника плотно опустились на дно почерневшие кленовые и дубовые листья, а срубленная осина пахла горько и холодно, и древесина на срубе была янтарной.

5. Сочинение в жанре рецензии на художественный фильм.

Темы сочинений:

1. Рецензия на художественный фильм С.Ф. Бондарчука «Судьба человека» (экранизация одноименной повести М. Шолохова).

2. Рецензия на художественный фильм В.В. Бортко «Тарас Бульба» (экранизация одноименной повести Н.В. Гоголя).

3. Рецензия на художественный фильм В.В. Бортко «Собачье сердце» (экранизация одноименной повести М. Булгакова).

6. Вариант теста «Сложноподчиненное предложение».

1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.

2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.

3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?

1) Спасибо, что не забываете старика.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.

3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.

3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.

3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.

4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.

2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

3) Где роскошь, там нет торговли.

4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.

2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.

4) Я знаю, что он шутит.

8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.

2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.

3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.

4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.

2) Если хочешь быть счастливым, будь им.

3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.

4) Даша забыла, зачем пришла.

10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Тому, что было, уже не бывать.

2) Я не должна его любить, ибо я замужем.

3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.

4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.

11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.

2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.

4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.

2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.

3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.

4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.

3) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.

4) Что он не придет, мне было ясно сразу.

14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.

2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.

15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.

2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!

3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.

4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

16. Найдите лишнее предложение.

1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь. 

2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен. 

3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.

17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? 

На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.

1)8 2) 7 3) 4 4) 6

18. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.

1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

2) сложносочиненное предложение

3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное предложение с подчинительной связью

19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.

2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.

3) Мы знали что завтра будет не сделано.

4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.

20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.

2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.

3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.

4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.

7. Сочинение в жанре эссе.

Тема: «Книги, без которых я не могу обойтись».

8. Диктант с дополнительными заданиями (контроль раздела «Бессоюзное сложное предложение»).

Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы ее героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого не могли не пленить воображение. Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.

И это прекрасно, когда общение с его духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей. Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».

Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. На деле же нет больших забот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, столь изменчивой и текучей категорией, какой является правда.

Задание: Выпишите из текста сложное предложение, в котором простые предложения соединяются с помощью интонации (без союзов и союзных слов). Выполните его синтаксический разбор.

9. Тест. Итоговый контроль (повторение изученного в 5-9 классах).

  1. Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «пробились»?

Команда была выполнена немедленно и молча, и в чуткой предутренней тишине из погребов опять пробились петушиные голоса.

А) «вылезли из земли, проросли»;

Б) «добрались до  чего-то или кого-то»;

В) «донеслись издалека».

2. Укажите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.

А) собственному;

Б) друг;

В) толкаясь.

3. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

А)  шеренгу;

Б) характеру;

В) молодой.

4. В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

А) наступало;

Б) разойтись;

В) разбежались.

5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется две буквы Н»?

А) лунный;

Б) собственному;

В) пережаренный.

6. Укажите словосочетание со связью «согласование».

А) голоса петухов;

Б) пришел из школы;

В) яркий свет.

7. Укажите грамматическую основу предложения:

Они повозились и разом затихли, обернув стволы винтовок в стылую сумеречь рва и поля.

А) он повозились;

Б) повозились и затихли;

В)  они повозились и затихли.

8. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Повернув кудлатые головы к ветру, на них сидели вороны, и в улицу падал их резкий постылый крик, - наступало утро.

А)1;

Б)2;

В)3.

9. Укажите верную характеристику предложения.

Повернув кудлатые головы к ветру, на них сидели вороны, и в улицу падал их резкий постылый крик, - наступало утро.

А) простое предложение с однородными членами;

Б) сложное бессоюзное предложение;

В) сложное предложение с разными видами связи.

10. Укажите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением.

А) Когда в деревне начали дымиться трубы, в окопах запахло хвоей, которая принесла с собой аромат домашнего тепла и уюта.

Б) За деревней помаленьку светлело небо, и в той его части розово мигали и гасли звезды, которые казались уже маленькими точечками.

В) Алексей изо всех  сил боролся с дремотой, поэтому он не мог унять мелкую трепетную дрожь мышц.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Критерии оценки диктанта:

Диктант – одна из основных форм орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктанта необходимо использовать тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта для 9 класса – 150-170 слов (учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи).

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

а) в переносе слов;

б) на правила, которые не включены в школьную программу;

в) на еще не изученные правила;

г) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

д) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных именованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании Ы и И после приставок;

6) в случаях трудного различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не….; не кто иной, как; ничто иное не; не что иное, как и др.)

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. 

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик; грустным – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая ошибка учитывается как самостоятельная.

ПРИМЕЧАНИЕ: если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются негрубые или однотипные ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания (фонетического, лексического, орфографического, грамматического), выставляются 2 отметки за каждый вид работы. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик все задания выполнил верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.


Критерии оценки сочинения и изложения:

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинений и изложений оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормы оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если

- содержание работы полностью соответствует теме;

- фактические ошибки отсутствуют;

- содержание излагается последовательно;

- работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

- достигнуто стилевое единство и выразительность текста;

- в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если

- содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

- содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

- имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

- лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

- стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью;

- в работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если

- в работе допущены существенные отклонения от темы;

- работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности;

- допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

- беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

- стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна;

- в работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка «2» ставится, если

- работа не соответствует теме;

- допущено много фактических неточностей;

- нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

- крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

- нарушено стилевое единство текста;

- в работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Критерии оценки теста:

Тестовая работа оценивается следующим образом:

Отметка «5» ставится, если обучающийся верно выполнил 100-90 % заданий.

Отметка «4» ставится, если обучающийся верно выполнил 80-70 % заданий.

Отметка «3» ставится, если обучающийся верно выполнил 60-50 % заданий.

Отметка «2» ставится, если обучающийся верно выполнил менее 50 % заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...