урок русского языка " н-нн в разных частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Углубление знаний учащихся по разграничению написания Н –НН, усвоение образцов рассуждения на основе наблюдения и анализа, развитие системного мышления, формирование оценочного суждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное сообщество педагогов «Методисты. ру»

Творческая группа  «Русский язык и литература»

http://metodisty.ru

Капунова Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы.

ГБОУ    СОШ « Центр образования» м. р. Сызранский, Самарской области

Буквы    Н-НН в различных частях речи

(прилагательных, существительных, наречиях)

Тип   урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1 .Познавательные: углубление знаний по разграничению написания Н и НН, усвоение образцов рассуждения на основе наблюдения и анализа. 2.Воспитательные: повышение интереса к учебному процессу, формирование активного участия в процессе обучения формирование оценочного суждения.

3.Развивающие: умение осуществлять основные мыслительные операции, развитие системного мышления, усиление коммуникативной направленности урока.

Методы: беседа, проблемное изложение, решение познавательных задач.

Ход урока

1.Организационный момент (подготовка учащихся к активному восприятию

материала. Сообщение целей урока).

Задача: подготовить учащихся активно участвовать в анализе материала графическом описании правил, в обобщении теоретического материала (проблемное задание). Для этого будут использоваться известные условные обозначения: приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

На доске записаны слова в два столбика

орлиный                                               лимонный

пчелиный                                               утренний

      песчаный                                           торжественный

        кожаный                                             революционный

плотно                                                 священно

    комариный                                             картинный

Вопросы:

-Скажите, по какому признаку распределены слова в два столбика? (учащиеся устанавливают, что слова распределены по признаку наличия Н или НН).

-Что мы можем написать над левым столбиком?

-Что мы напишем над правым столбиком?

-Что же на уроке мы должны выяснить?

(учащиеся записывают тему урока, учитель записывает на доске)

2. Анализ материала, предложенного для наблюдения.

наблюдение 1        (на экране проецируются слова, учащиеся записывают их в тетрадь).3адача :на основе наблюдения сформулировать правило написания Н и НН в прилагательных существительных )

   КОНЬ - КОННЫЙ   - КОННИЦА

ЦЕНА -    ЦЕННЫЙ   - ЦЕННИК

                                          СОН -    СОННЫЙ      -СОННИК

Вопросы:

-Определите, к какой части речи относятся слова второго столбика.

-Определите, к какой части речи относятся слова третьего столбика.

-Что общего в этих словах? (основа на -Н)

-Какой вывод из этого можно сделать? (правило для существительных и прилагательных общее).

ВЫВОДИМ ФОРМУЛУ ПРАВИЛА: (записываем в тетради зеленой пастой)

Н + Н   -  НН

Н + НИК (НИЦ)   - НН

наблюдение № 2

утро   - утренний

общество — общественный

солома – соломенный

агитация — агитационный

Вопросы:

- К какой части речи относятся данные слова?

-Как они образованы? (выделяем зеленой пастой).

-Что общего в этих словах?

 -Какой вывод можно сделать ?

ВЫВОДИМ ФОРМУЛУ ПРАВИЛА:

ЕНН, ОНН - НН

Исключения:

Ветреный — 1. с ветром  2. пустой легкомысленный человек, (ветреный день;     ветреный человек)

наблюдение № 3

песок - песчаный

глина - глиняный

земля - земляной

кожа - кожаный

гусь - гусиный

пчела - пчелиный

Вопросы:

От какой части речи образованы данные слова?

-С помощью каких суффиксов?

-На что указывают суффиксы АН -ЯН? (на материал, из которого что-то сделано)

-На что указывает суффикс ИН? (на принадлежность кому-то)

ВЫВОДИМ ФОРМУЛУ ПРАВИЛА :

АН –ЯН –ИН   -Н

исключения :     ОЛОВЯННЫЙ                      запомни :

                             ДЕРЕВЯННЫЙ                       ВЕТРЯНОЙ — действующий

                              СТЕКЛЯННЫЙ                 силой ветра, (ветряная мельница)

наблюдение № 4

торжественный  - торжественно

священный       - священно

ценный             - ценно

плотный           - плотно

Вопросы:

-К какой части речи относятся слова первого столбика?

-Сколько Н в прилагательных?

-Сколько Н в наречиях?

ВЫВОДИМ ФОРМУЛУ ПРАВИЛА :

ЕСЛИ В ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ   ДВЕ БУКВЫ   -Н, ТО В ОБРАЗОВАННОМ ОТ НЕГО НАРЕЧИИ СОХРАНЯЕТСЯ ДВЕ БУКВЫ -Н.

НН   -НН

Н   -Н

3.Выводим обобщенное правило правописания НН -Н.

                 Н                                           НН

     АН –ЯН- ИН                            Н + Н  - НН

    Н – (в полном прил.)               НН  - (в полном прил.)

    Н – (в кратком прил.)            НН – (в кратком прил.)

    Н – (в наречии)                          НН – (в наречии)

                                                          ЕНН- ОНН- НН

4.Закрепление темы.

Задача: обучить приемам обоснования орфограммы, закрепить все виды графической фиксации умственных действий, отработать умение применять правило на практике.

а). (задание выполняется по типу «объясни - потом запиши») на экране проецируются слова :

тума...ый ,карма..ый, серебр...ный, хозяйстве...ый, орли...ый, клюкве...ый,

тыкве..ый, шерстя..,ой, обеде...ый, отечестве...ый, водя...ой, чугу...ый, комари...ый, регистрацио...ый, костя...ой, ветр...ой(двигатель), ветр...ый (юноша)

б).словарный распределительный диктант .(учитель читает слова .учащиеся распределяют га по двум столбикам).

деревянный, соломенный, машинный, лунный, полынный, чугунный, лимонный, тыквенный, клюквенный, глиняный, серебряный, болезненный, куриный, гусиный, кухонный, орлиный, овсяный, костяной.

(проверяется работа с помощью самопроверки )

в)Прочитайте слова в таблице .Правильно ли они внесены в неё ?

                                                      н                       нн

масля...ое пятно                деревя...ый стол

песча... ый берег                чугу...ый рельс

торфя...ое болото              стекля...ый шар

клюкве...ый сок              соломе...ая крыша

регистрацио...ый лист     ветре...ый день

оловя…ый солдатик         комари...ый укус

(учащиеся 1 варианта выписывают слова с //, учащиеся 2 варианта с НН).

5. Подведение итогов урока:

-Что нового узнали на уроке?

-В каких случаях мы пишем Н?

-В каких случаях мы пишем НН?

6.Домашнее задание:

На каждую формулу записать по пять примеров, используя упражнения учебника № 321, № 325.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Тест по русскому языку "Н, НН в разных частях речи"

Тест по русскому языку "Н, НН в разных частях речи"...

Тест по русскому языку "Правописание НЕ с разными частями речи"

Тест по русскому языку "Правописание НЕ с  разными частями речи"...

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Н-НН в разных частях речи

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Н-НН в разных частях речи...

Урок русского языка "Правописание не с разными частями речи"

Приводится конспект урока-практикума по русскому  языку в 7 классе...