Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Н-НН в разных частях речи
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Контарева Светлана Анатольевна

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Н-НН в разных частях речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_dlya_podgotovki_k_ege.docx136.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для подготовки к ЕГЭ

Н и НН в различных частях речи

Задание № 14

1.

В каком слове на   месте пропуска пишется две буквы НН?

ути...ые     истории

вычище...ая  морская  рыба

проштампова...ое  письмо

колено  раздробле.о

2.

На  месте каких цифр в предложениях пишется две буквы НН?   Необразова(1 )ые люди часто бывают невежестве(2)ы и ограниче(3)ы. Участники эксперимента были ограниче(4)ы во времени. Ответы ученика были весьма неувере(5)ы.

2, 3, 5

1, 2, 3

1, 2, 3, 4, 5

1, 2, 3, 5

3.

В каком ряду во всех словах пропущено НН?

 оловя...ый солдатик, сено высуше...о, нежда...ые гости

жела...ый подарок, общепризна...ое превосходство, суко...ая скатерть

веществе...ое доказательство, овчи...ый тулуп, лицо заплака...о

кова...ое железо, линова...ая бумага, некоше...ый луг

4.

В каком варианте ответа указаны все слова, в которых на  месте

пропуска пишется НН?

A.        Дровя...ой склад,  карти...ая галерея

Б. Стекля...ая посуда, осе...яя погода

B.        Стари...ое оружие, гружё...ая  машина

Г.  Полотня...ое бельё, подли...ое искусство

5.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на  месте

которых пишется одна буква Н?

Чисто прибра( 1 )ая  белё(2)ая хата, украше(3)ая вышитыми рушниками, была заполне(4)а народом.

1, 3

3, 4

2, 4        

1, 2, 4

6.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко
торых пишется НН?

На картине, писа(1)ой масля(2)ыми красками, были изобра-

ж(3)ы дикови(4)ые фрукты, а на льня(5)ой скатерти, тка(6)ой шёлком, была поставле(7)а  китайская  ваза.

2, 4

1, 4, 6

3, 4, 7

1, 4, 5

7.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко
торых пишется две буквы НН?

Она пересекла площадь, вымоще(1)ую крупным глянцевым булыжником, миновала стари(2)ые торговые ряды и вышла на тихую, затенё(3)ую тополями улицу.

 1, 2, 3

 1, 2

 2, 3

 1, 3

Знаки препинания

в простом осложнённом предложении

Задание № 16

1.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. 

Как-то внезапно потемнело ( ) и разговаривать не хотелось.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Отец Евгений вышел из алтаря(1) с трудом передвигая ревматическими ногами(2) и(3) узнав Наседкина(4) ласково кивнул ему головой.

2

2, 3, 4

1, 4

1, 2, 3, 4

3.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Брат привез с собой много литературы(1) в частности(2) по информатике. Где укроются теперь застигнутые пургой(З) быть может(4) обреченные на гибель?

2, 3, 4

4

1, 3, 4

1, 3

4.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

И в науке и в литературе и в музыке в целом всегда открыта универсальная тайна наших способностей.

Казалось ливни никогда не прекратятся и мы решили возвратиться.

Целую жизнь он потом если не рассказывал то вспоминал эту историю.

И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

5.

 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? 

Выслушав и выстукав пациента(1) доктор присел на угол письменного стола(2) положив ногу на ногу(З) и(4) обхватив руками острые колени.

1, 2

2

1, 3

1, 2, 3, 4

6.

 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? 

Внизу(1) должно быть(2) в овраге(З) журчал ручеек. Мы прибавили шагу и через полчаса(4) действительно(5) подошли к водопаду.

1, 2, 4, 5

1, 2, 3

3, 4

1, 3

7.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

Вечер и наступившая прохлада расслабили и успокоили нас.

Страшный звук подплывал все ближе и ближе рос в своей силе и таял в черной мгле.

Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.

Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.

         Знаки препинания в сложном предложении

Выполните задания.

1.

1.       В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

         Через четверть часа (1) когда над нашими головами разразилась гроза (2) и лес (3) точно застонал от раскатов грома (4) у нас в палатке весело горел огонёк.

 1, 2, 4

 1, 4

 1, 2, 3, 4

 1, 2, 3

2.

Как объяснить постановку тире в предложении?

    Огромный купол створки разомкнул - и небом вечность в башню заглянула.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Предложение простое неполное.

Вторая часть сложносочинённого предложения содержит указание на резкую смену событий.

Вторая часть сложносочинённого предложения содержит следствие.

3.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Если бы у нас не было предварительного представления о писателе, то, может быть, мы многого и не заметили бы в Гоголе ( ) и он оставался бы для нас обыденным человеком.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

Сложное  предложение, перед союзом И запятая нужна.

Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, поскольку есть общая придаточная часть.

4.

Объясните постановку двоеточия в данном предложении.

  Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

5.

Объясните постановку двоеточия в данном предложении.

  В продолжение утра Оленин весь был погружён в арифметические расчёты: сколько он проехал вёрст, сколько остаётся до первой станции, сколько до первого города.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Несколько частей бессоюзного сложного предложения раскрывают содержание первой части.

Придаточные части сложноподчинённого предложения поясняют содержание первой части.

Обобщаящее слово стоит перед однородными членами.

6.

 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

   Над горизонтом взлетела ослепительная ракета (1) при свете которой (2) с горы были видны во всех подробностях берег лимана (3) и несколько разломанных чёрных лодок.

 1

 1, 2

 3

 2

7.

1.       В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

       Река (1) вдоль которой мы шли (2) то и дело круто поворачивала (3) так что поблескивающее зеркало её упиралось вдали (4) то в заросли ивняка (5) то в песчаный обрыв.

 1, 2, 5

 2, 3

 1, 2, 3, 5

 2, 4

8.

   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

   Лица казались давно знакомыми (1) и всё (2) что происходило (3) казалось (4) также давно знакомым.

 1, 2

 3, 4

 1, 2, 3

 2, 3, 4

9.

  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?  

    Наученный опытом (1) я понял (2) что тропа это звериная (3)и (4) опасаясь (5) как бы она не завела меня (6) куда-нибудь в сторону (7) я бросил её.

 2, 4, 5, 7

 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

 1, 2, 3, 4, 5, 7

 2, 3, 7

10.

  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

  Я выходил ночью на палубу (1) и мне казалось (2) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (3) и что (4) если сойти с парохода (5) то тут же затеряешься.

 1, 2, 3

 1, 3, 4

 1, 2, 4, 5

 2, 4, 5


Грамматическая норма

Задания № 5-6

1.

В каком предложении вместо слова КОННЫЙ нужно употребить слово КОНСКИЙ?

Он владелец КОННОГО завода и какой-то фабрики.

Ни КОННОМУ, ни пешему судьбы не миновать.

Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОННЫЙ топот и ржание.

По дороге шел КОННЫЙ отряд.

2.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

более нужнее

несколько гектаров

с четырьмястами рублями

поезжай домой

3.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над сочинением, ...

сначала составляется план.

не отвлекайтесь.

вас ничто не должно отвлекать.

вам нужны будут дополнительные материалы.

4.

Укажите предложение без грамматических ошибок (без нарушения синтаксической нормы).

Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим в Новгород.

Мы выписываем журнал «Природу».

Пьеса ставилась как в столичных, так и провинциальных театрах.

После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям.

5.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти.

По небу, на котором сверкали звезды, пронеслось дымчатое облако.

Облака, которые гнал ветер, были похожи на фантастических птиц.

Вышла из печати новая книга о дальневосточной флоре и фауне, которую написал известный ученый-натуралист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы

Представленный материал может использоваться на уроках литературы при проведении творческих работ. Творческие работы организуются по готовым текстам, представляющим собой отрывки из критических статей...

Тест по русскому языку "Н, НН в разных частях речи"

Тест по русскому языку "Н, НН в разных частях речи"...

Тест по русскому языку "Правописание НЕ с разными частями речи"

Тест по русскому языку "Правописание НЕ с  разными частями речи"...

урок русского языка " н-нн в разных частях речи"

Углубление знаний учащихся по разграничению написания Н –НН, усвоение образцов рассуждения на основе наблюдения и анализа, развитие системного мышления, формирование оценочного суждения....

Урок русского языка "Правописание не с разными частями речи"

Приводится конспект урока-практикума по русскому  языку в 7 классе...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...