УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ТЕМА: "Повторим морфемику"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Жакина Вера Викторовна

Урок русского языка в 5 классе  

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА  В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: Повторим морфемику

ЦЕЛЬ:

  1. Общеобразовательная:

        - обобщение знаний о морфемах;

        - обобщение навыков обоснованно выделять морфемы, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

        - совершенствование навыка морфемного разбора слова.

2. Развивающие:

        - помочь учащимся осознать взаимосвязь морфемики и орфографии, сформировать умение устанавливать взаимосвязи языковых явлений, сравнивать, обобщать, сопоставлять;

        - формирование навыков монологической устной речи научного стиля, логического мышления.

3. Воспитательные:

        - воспитание интереса к русскому языку.

ХОД  УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

        Все на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, дома – из кирпичей или бревен, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала» - «кирпичиков» - морфем. И наша цель на уроке – подробно исследовать те самые «кирпичики» - морфемы, из которых построено слово.

        Для этого мы отправимся в небольшое путешествие по стране «Морфемика».

  1. «Мозговой штурм».

        Но сначала надо проверить свои знания, чтобы не заблудиться в «Морфемике». Проведем «мозговой штурм» и решим несколько шарад.

1. Шарады (слайд №1):

А) Корень мой находится в ЦЕНЕ,

        В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,

        Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,

        Вся же – в дневнике я и в журнале (оценка)

Б) Корень тот же, что в слове СКАЗКА, суффикс тот же, что в слове ИЗВОЗЧИК, приставка та же, что в слове РАСХОД (рассказчик)

В) Корень – из слова ПРИВЕТСТВИЕ, приставка – из слова ОТЛИЧНИК, суффиксы взяты из слов МУЖЕСТВО, ОТКРОВЕННЫЙ, СМЕЛОСТЬ (ответственность)

2. Кроссворд.

        А сейчас решим кроссворд, чтобы проверить знания по теме «Морфемика» (слайд №2):

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова (морфемика).

2. Значимая часть слова (морфема)

3. Морфема, стоящая перед корнем (приставка)

4. Морфема, стоящая после корня, образующая новые слова (суффикс)

5. Главная значимая часть слова (корень)

6. Слова, имеющие одинаковый корень (однокоренные)

7. Часть слова без окончания (основа)

1

2

3

4

5

6

7

  1. Путешествие в страну «Морфемика».
  1. Учитель:

Мы проверили себя. Можем отправляться в небольшое путешествие. На остановках нас ожидают новые испытания. А вот и первая остановка - «Столица Корень» (слайд №3)

Выходит ученик, в руках у которого «кирпичик» - морфема «КОРЕНЬ», он читает стихотворение:

Корень слова – главная, значимая часть,

Родственные связи Корню дарит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова

 (ученик прикрепляет «кирпичик» - морфему на доску рядом с темой урока, садится на место)

Учитель:

Являются ли данные слова однокоренными? Докажите.

(слова на слайде №3):

родник, Родина, родит, народ, родня, родинка, родитель, родной

(учащиеся отвечают)

Учитель:

        А вот как об этом размышлял лесник из произведения К.Паустовского «Золотая роза»: «Родник родит реку, а река льется-течет через … всю Родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой». Лесник правильно подсказал: у всех этих слов есть общий объединяющий смысл, общая часть – корень –род-.

        2. Учитель:

        Мы можем продолжить наше путешествие. А вот и вторая остановка -

«Приставочная гора» (слайд №4).

        

Выходит 2-й ученик , в руках у него «кирпичик»-морфема «ПРИСТАВКА», он читает стихотворение:

У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – Приставка.

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним (ученик прикрепляет «кирпичик»-морфему  перед «корнем», садится на место)

Учитель:

Выпишите слова с приставкой ПО- (слова на слайде №4):

Подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать (учащиеся записывают в тетрадь слова ПОДОИТЬ и ПОДЕРЖАТЬ, ПОДОРОЖНИК, называют выписанные слова учителю)

3.Учитель:

Вы справились с заданием, мы можем продолжить путешествие.

Следующая остановка – «Суффиксальное поле».

Выходит ученик с «кирпичиком» - морфемой «СУФФИКС», читает стих:

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку

(ученик прикрепляет свой «кирпичик» - морфему  после «корня», садится на место)

Учитель:

Вот беда: на пути к «Суффиксальному полю» разрушился овраг, по одну сторону оврага остались суффиксы, а по другую – слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться, и сказать, какое значение вносит суффикс в слово (слайд №5):

-к-                                                река, путь, рука, диван, заяц, лететь,

-ик-                                        читать, лесной, паркет

-онк-

-ник-

-чик-

-тель-

-еньк-

-ищ-

(дети отвечают устно, 3-4 слова записывают в тетрадь)

4. Учитель:

И с этим заданием вы справились, молодцы! Путешествие свое мы можем продолжить.

Выходит ученик с двумя «кирпичиками» - морфемами «ОКОНЧАНИЕ» и «ОСНОВА», читает стих:

Та часть слова, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

(ученик прикрепляет «кирпичик» - морфему  после «суффикса», прикрепляет «основу» на нужное место, садится)

Учитель (слайд №6):

Выпишите слова с одинаковым окончанием (слова на слайде):

домов, коров, столов, голов,  степей, ночей, юношей

Давайте проверим (слайд №7)

  1. Комплексный анализ текста.

Учитель:

        Вы справились со всеми заданиями! Наше небольшое путешествие по стране «Морфемика» закончилось.

        Как вы думаете, зачем мы изучаем морфемы и морфемику? (дети высказывают свое мнение)

Учитель:

        Я согласна с вами. Более двух третьих орфографических правил опирается на умение анализировать слово по составу, выделять морфемы, т.е. морфемика помогает научиться правильно писать. Вот сейчас мы и закрепим  наши знания на практике (слайд №8).

1. Прочтите текст:

                Однажды охотник встретил (на) л…сной дорог…  мален(?)кую  д…вчушку² (с)з…лотистыми² в…лосами. Это была доч(?)ка  л…сника. Она с…бирала² (в)к…рзинку еловые шишки.

                У девоч(?)ки были з…леноватые гл…за и (в)них отражался огонь осиновых лист(?)ев4.

                Она пр…водила охотника (до)избушки л…сника.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания и графически объясните их (на работу – 10 мин.; четыре ученика работают у доски самостоятельно: морфемный разбор слова, синтаксический разбор предложения) Давайте проверим (слайд №9)
  2. Проверим, как справились с заданием те, кто работал у доски самостоятельно (проверка)
  3. Докажите, что это текст.
  4. Укажите средства связи предложений.
  5. Озаглавьте текст.
  6. Найдите в тексте однокоренные слова. Чем они отличаются по составу.
  7. Назовите слова с нулевым окончанием. На что указывает нулевое окончание в них?
  8. Укажите формы одного и того же слова.
  9. Есть ли в тексте слова без окончания? Какой частью речи они являются?
  10.  Назовите слова  с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Какой  частью речи они являются?
  11. В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает на данную форму глагола?
  1. Тест по группам.

Учитель:

        Вот мы и исследовали все «кирпичики» - морфемы, из которых построено слово (указывает на схему из «кирпичиков», которая появилась рядом с темой урока) Итогом нашего урока будет решение  небольшого теста по морфемике (по группам: сильные и слабые), на выполнение которого я даю вам 5-7 минут

I группа:

  1. Найди лишнее слово:

А) горе;

Б) гористый;

В) горец;

Г) пригорок

2. Найди слово, у которого не может быть окончания:

А) спросил;

Б) поселок;

В) впереди;

Г) чист

3. Найди слова с О после шипящих в корне слова:

А) ж…лудь;

Б) печ…нка;

В) ш…в;

Г) крыж…вник

4. –ешь является окончанием:

Ф)  сушествительного ж.р., 3 скл.;

Б)  глагола I спр.,наст.вр.;

В)  глагола  I спр. наст. или буд.вр. , 2 л., ед.ч.;

Г) глагола в неопр.форме

5. Найди слова с буквой Ы после Ц:

А) ц…ркуль;

Б) ц…кнуть;

В) ц…ферблат;

Г) бледнолиц…й

6. Найди слова с приставкой без-:

А) бе…шумный;

Б) бе…жалостный;

В) бе…работный;

Г) бе…цветный

7. Найди слово, соответствующее схеме                                         :

А) здоровье;

Б) сбросить;

В) поезд;

Г) подумали

8. Найди слово с И после Ц:

А) околиц…;

Б) столиц…;

В) ц…ркуль;

Г) нет такого слова

II группа

  1. Найди форму слова ТРУДНЫЙ:

А) трудному;

Б) труднейший;

В) потрудиться;

Г) трудность

  1. Найдите однокоренные слова к слову МЕЧТА:

А) мечты;

Б) мечтой;

В) мачтать;

Г) нет такого слова

  1. Найди слово с суффиксом –Н-:

А) мечтательный;

Б) крупный;

В) апельсиновый;

Г) караван

4. Найди слово, соответствующее схеме                                 :

А) прийти;

Б) подоконник;

В) каменный;

Г) аптека

  1. Найди слово с буквой О после шипящей в корне слова:

А) щ…лкнуть;

Б) ш…л;

В) ш…рох;

Г) ж…лудь

  1. Найди слово с буквой Ё после шипящей в корне слова:

А) ш…в;

Б) ч…рный;

В) крыж…вник;

Г) ш…колад

  1. Найди слово с Ы после Ц:

А) ц…ркуль;

Б) ц…ферблат;

В) ц…пленок;

Г) ц…рк

  1. Где слова однокоренные:

А)  корить – кора;

Б) резать – резкий;

В) дом – домовитый;

Г) справа - справедливый

  1. Домашнее задание (на доске), оценки за урок.

I группа - №579 или сочинение «Для чего надо изучать морфемику?»

II группа - №577 (1,2,4 строки, разбор слов по составу)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

добрый день

Слайд 4

Пусть всегда будет мама! окончание корень суффикс приставка

Слайд 5

морфемика

Слайд 6

«Мозговой штурм». Корень мой находится в ЦЕНЕ , В ОЧЕРКЕ найди приставку мне, Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. Корень тот же, что в слове СКАЗКА , суффикс тот же, что в слове ИЗВОЗЧИК , приставка та же, что в слове РАСХОД. Корень – из слова ПРИВЕТСТВИЕ , приставка – из слова ОТЛИЧНИК , суффиксы взяты из слов МУЖЕСТВО , ОТКРОВЕННЫЙ, СМЕЛОСТЬ.

Слайд 7

Кроссворд. 1. Раздел науки о языке, изучающий части слова. 2. Значимая часть слова. 3. Морфема, стоящая перед корнем. 4. Морфема, стоящая после корня, образующая новые слова. 5. Главная значимая часть слова. 6. Слова, имеющие одинаковый корень. 7. Часть слова без окончания. 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 8

«Столица Корень» Корень слова – главная, значимая часть, Родственные связи Корню дарит власть. Выясни умело линию родства – Однокоренные подбери слова

Слайд 9

- род-

Слайд 10

"Приставочная гора" У Корня в недругах, представь-ка, Есть дама гордая – Приставка. А злит она его одним: Стоит лишь только перед ним.

Слайд 11

Выпишите слова с приставкой ПО- Подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать.

Слайд 12

"Суффиксальное поле" За корнем суффикс обогрел местечко, Не словом угодил, а лишь словечком. Река большая превратилась в речку, Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку

Слайд 13

-к- -ик- -онк- -ник- -чик- -тель- -еньк- -ищ- река, путь, рука, лететь диван, заяц, читать, лесной

Слайд 14

«ОКОНЧАНИЕ» «ОСНОВА» Та часть слова, что изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой.

Слайд 15

Выпишите слова с одинаковым окончанием (слова на слайде): домов, коров, столов, голов, степей, ночей, юношей

Слайд 16

1. Прочтите текст : Однажды охотник встретил (на) л…сной дорог… мален(?)кую д…вчушку² (с)з…лотистыми² в…лосами. Это была доч(?)ка л…сника. Она с…бирала² (в)к…рзинку еловые шишки. У девоч(?)ки были з…леноватые гл…за и (в)них отражался огонь осиновых лист(?)ев 4 . Она пр…водила охотника (до)избушки л…сника.

Слайд 17

1. Прочтите текст : Однажды охотник встретил на л е сной дорог е мален ь кую д е вчушку² с з о лотистыми² в о лосами. Это была до чк а л е сника. Она с о бирала² в к о рзинку еловые шишки. У дево чк и были з е леноватые гл а за , и в них отражался огонь осиновых лист ь ев Она пр о водила охотника до избушки л е сника.

Слайд 18

Найди лишнее слово: А) горе; Б) гористый; В) горец; Г) пригорок 2. Найди слово, у которого не может быть окончания: А) спросил; Б) поселок; В) впереди; Г) чист 3. Найди слова с О после шипящих в корне слова: А) ж…лудь; Б) печ…нка; В) ш…в; Г) крыж…вник

Слайд 19

4. –ешь является окончанием: Ф) сушествительного ж.р., 3 скл.; Б) глагола I спр.,наст.вр.; В) глагола I спр. наст. или буд.вр. , 2 л., ед.ч.; Г) глагола в неопр.форме 5. Найди слова с буквой Ы после Ц: А) ц…ркуль; Б) ц…кнуть; В) ц…ферблат; Г) бледнолиц…й 6. Найди слова с приставкой без-: А) бе…шумный; Б) бе…жалостный; В) бе…работный; Г) бе…цветный

Слайд 20

7. Найди слово, соответствующее схеме: А) здоровье; Б) сбросить; В) поезд; Г) подумали 8. Найди слово с И после Ц: А) околиц…; Б) столиц…; В) ц…ркуль; Г) нет такого слова

Слайд 21

Домашнее задание (на доске), оценки за урок. Сочинение «Для чего надо изучать морфемику?» Упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфемика как раздел русского языка. Основные единицы морфемики.

Материал включает в себя презентацию к учебному проекту по теме "Морфемика"...

Конспект урока русский язык 5 класс "Морфемика"

Конспект урока для 5 классов по разделу "Морфемика".  Цель урока: разнести понятия формы слова и однокоренные слова.  Сформировать у детей умение определять однокоренные слова по морфемной с...

Контрольная работа по русскому языку по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография». 6 класс (Рыбченкова)

Контрольная работа по русскому языку за 6 класс по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» включает в себя 2 части: тест с выбором правильных ответов и работу с текстом. Задействованы орфографи...

Дидактический материал по русскому языку к разделу "Морфемика". (5 класс)

Дидактический материал к разделу " Морфемика" может быть использован на уроке русского языка в 5 классе как на этапе закрепления  изученной темы, так и в качестве самостоятельной, проверочной или...

Презентация к уроку русского языка по теме "Морфемика. Окончания"

Урок-сказка о том, как однажды морфемы поссорились......

Разработка урока по русскому языку по теме "Морфемика". 5 класс

Конспект урока постановки учебной задачи по теме "Морфемика" в 5 классе...