Урок русского языка 9 класс Морфемика. Словообразование
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9kl_morfemika._slovoobrazovanie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по русскому языку в 9 классе

Тема урока: Морфемика. Словообразование

Учитель: А.А. Корозникова

Цели: 

- обобщить знания о морфемике и словообразовании;

- совершенствовать умения членить слова на морфемы, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, группировать слова по способам их образования, производить разбор слова по составу;

- развивать способности анализировать, делать выводы;

- воспитывать стремление к знаниям.

Ход урока

  1. Организационный момент

        Сегодня на уроке-практикуме мы повторим морфемный анализ слова и определение способов словообразования. Все задания урока предполагают знания орфографических правил и позволят нам лучше подготовиться к ГИА.

  1. Актуализация знаний

Творческая работа (на доске)

Подберите антонимы к прилагательным в данных словосочетаниях

Новая газета (старая), холодный ветер (теплый), свежая новость (старая), длинная дорога (короткая), горячий чай (холодный).

Самостоятельно на оценку

При всем множестве правил орфографии их можно разделить всего на 4 группы. Какие? Проанализируем таблицу «Орфограммы морфем»

Задание: Слова запишите в соответствующие столбики

Орфограммы приставок

Орфограммы корней

Орфограммы суффиксов

Орфограммы окончаний

Прибежать, преспокойный, сделать,

преградить, преувеличить, преодолеть,

сбежать

Коснуться, загар,  щётка, жернов, шов, положить, желудь, щёлочь, чёрствый, растение, жернов

Ручонка, сапожок, горошек, снежок, доченька, крошечка, глянцевый

Свечой, крючок, хорошего, чужой, полотенцем

Повторим:

  • Какая наука изучает значимые части слова?

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

  • Какие морфемы вы знаете?

Окончание –значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании, есть нулевые окончания.

Основа – часть неизменяемого слова без окончания или все изменяемое слово.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов

  • Какая наука неразрывно следует за морфемикой, объясняя, от чего произошло слово? (словообразование)

Каков порядок морфемного анализа слов

  1. Определить часть речи
  2. Найти окончание
  3. Указать основу слова
  4. Выделить приставки (если есть)
  5. Выделить суффиксы (если есть)
  6. Выделить корень, подобрать однокоренные слова
  7. Записать графическую схему слова

ЗАДАЧНИК

У доски:

  • Выполним морфемный разбор слов:

БЕРЁЗОВЫЙ

СЛУШАТЕЛЬ

СВЕРХСЕКРЕТНЫЙ

ВЫРЕЗКА

ЛЕСНИК.

Какие бывают способы образования слов?

Я называю слово, а вы определяете способ образования

Суффиксальный: лекция – лекционный, парк – парковый, овраг – овражек, рыба-рыбный

Приставочный: спокойно – неспокойно, срочно – досрочно, веселый-развеселый, город-пригород

Приставочно-суффиксальный: стол – настольный, имя – безымянный, свеча – подсвечник, русский-по-русски,  граница-заграничный

Бессуффиксальный: высокий – высь, переход – переходить, бег – бегать

Сложение основ с помощью соединительных гласных: лесостепь, бензовоз, хлебозавод, птицеферма

Сложение целых слов: кресло-кровать, телефон-автомат, плащ-палатка, бледно-розовый, ракета-носитель, летчик-космонавт

Сложение начальной части слова с целым словом: стенгазета, сбербанк, физкультура, госдума, продтовары, драмкружок

Сложение букв и звуков: МОУ, ЯМК, ТЮЗ, РФ

Слияние (неморфолог): быстрорастворимый, малопригодный, малодоступный

Переход слова из одной части речи в другую (неморфолог): мороженое мясо – вкусное мороженое (сущ), больной (сущ)-больной ребенок, детская (сущ) – детская комната

Определите словообразовательную пару:

Безветрие, бездорожье, белизна, белила, вестник, взморье, градусник, музыкант,  подоконник,  пригорок, тигрица.

Ответ: Безветрие - ветер, бездорожье - дорога, белизна - белый, вестник - весть, взморье - море, градусник - градус, музыкант - музыка,  подоконник - окно,  пригорок - гора, тигрица - тигр.

Работа в группах

Составьте словообразовательные цепочки:

Бесчеловечность, перераспределение, подписанный, переписывание, перестрелка, недружно, разговорчивость.

Ответ:

Бесчеловечность – человечность – человечный – человек.

Перераспределение – распределение – распределить – делить.

Подписанный – подписать – писать.

Переписывание – переписывать – переписать – писать.

Перестрелка - перестрелять-стрелять-стрела

Недружно – недружный - дружный - друг

Разговорчивость – разговорчивый – разговор - говор

Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, 
Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, 
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, 
Вместе на темы различные пишешь. 
(Сочинение)

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?

  (подарок)

Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, 
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, 
Приставка та же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик)

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень 
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, 
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

(прилетит)

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.  

(беленький)

Обобщение материала.

Проверочный  тест по теме «Морфемика. Словообразование»

1. Сделайте морфемный анализ слов?

Преподносил, расположение, избирали, зажечь, бесправный, безмятежный

 

2. Определите, каким способом и от каких слов образованы слова.

подснежник-____________________________________________________

прибежать- _____________________________________________________

вертолет-________________________________________________________

диван-кровать-___________________________________________________

загородный-_____________________________________________________

  1. Определите, какое слово из другого ряда однокоренных слов (подчеркните его):

Гимнастика, гимнастический, гимнаст, гимназия, гимнастка:

Смешить, смешать, смешной, высмеять, рассмешить

Класс, классный, внеклассный, одноклассник, классика;

Температура, темперамент, темпераментный, темпераментность;

Хрустеть, хрусталь, хрустнуть, захрустеть, хруст.

Тренировочное задание

  • Определите способ образования слов.
  1. взвешивать (приставочно-суффиксальный);
  2. подосиновик (приставочно-суффиксальный);
  3. переход (безаффиксный);
  4. возгорание (суффиксальный);
  5. гористый (суффиксальный);
  6. зелень (безаффиксный);
  7. автозаводской (суффиксальный);
  8. некрасиво (приставочный);
  9. багрянец (суффиксальный);
  1. снова (приставочно-суффиксальный);
  2. столовая (переход из одной части речи в другую).

Вспомни, какая  часть речи не имеет окончания – наречие, деепричастие



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока русского языка по теме "Словообразование"

данная работа направлена на совершенствование системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".

Данный урок разработан к учебнику русского языка  6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является  первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изуче...

Презентация к уроку русского языка на тему "Словообразование прилагательных способом сложения основ"

Мультимедийная презентация разработана в соответствии с конспектом урока на тему "Словообразование прилагательных способом сложения основ". ...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Урок русского языка по теме «Словообразование»

Цель урока: « Закрепить знания, полученные в результате изучения раздела «Словообразование».Задачи урока:1.    Закрепить знания об основных способах словообразования.2....

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....

Конспект урока. Русский язык. Тема "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Материал конспекта направлен на актуализацию знания в области морфемики; знакомство с понятиями словообразование, производное слово, непроизводное слово; развить умения выделять части слова, определят...