Урок русского языка по теме «Словообразование»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Алексеева   Наталья Владимировна

Цель урока:

« Закрепить знания, полученные в результате изучения раздела «Словообразование».

Задачи урока:

1.    Закрепить знания об основных способах словообразования.

2.    Совершенствовать умение производить морфемный  разбор слова с учетом его значения и особенностей.

3.    Совершенствовать умение производить словообразовательный разбор.

4.    Закрепить умение учитывать значение морфем при выборе их правильного написания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_slovoobrazovanie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

по теме

«Словообразование»

Цель урока:

« Закрепить знания, полученные в результате изучения раздела «Словообразование».

Задачи урока:

  1. Закрепить знания об основных способах словообразования.
  2. Совершенствовать умение производить морфемный  разбор слова с учетом его значения и особенностей.
  3. Совершенствовать умение производить словообразовательный разбор.
  4. Закрепить умение учитывать значение морфем при выборе их правильного написания.

Ход урока.

У: «Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. На уроке у нас гости, но я думаю, что вас это ни в коей мере не смутит. Итак, за работу.

Гениальный мастер русского художественного слова Н.В. Гоголь писал: «Перед вами громада- русский язык! Наслажденье глубокое, зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

Давайте попытаемся сегодня чуть-чуть прикоснуться  к этой громаде и изловиить чудные законы его»

Тема урока:

«Словообразование», а точнее Повторение по теме «Словообразование». Сегодня мы должны вспомнить все, что прошли в этом разделе.

Записываем число.

Семнадцатое ноября.

Классная работа.

Словообразование.

  1. Орфографический диктант.

Беречься от загара, преградить путь, загорать на солнце, вода прибывает, загорелый малыш, пресмешной человек, словообразование, прислушиваться, знаки препинания, коснись воды, этимология, касательная линия, приставка, лексикология,  морфемика, приморский край.

Вывод:  Необходимо учитывать лексическое значение морфемы при выборе написания слов.

Лексическая работа. Работа с классом.

Назовите термины и дайте им определение.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается  от чего и с помощью чего образовано слово.

Знаки препинания – точка, запятая.

Этимология – раздел науки о языке, в котором изучается истинное значение слова.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.

Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается из каких значимых частей  состоит слова.

У: Правильно.

Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Растениеводство, баснописец, властолюбие, земледелие,  присвоение, препятствие, прибыть в город, беспредельный, расти, слагать. положить,  отрасль, касаться,  растительность.

  1. Правописание корней.

-лаг-лог.

-гар-гор.

Вставьте пропущенные буквы.

Водопровод, глазомер, жизнеописание, президент, преспокойно, принадлежность, изложение, касательная, сложить, излагать, сложить, пригорело, загорелись от радости, летний загар.

Сделать морфемный разбор слова.

Преспокойно.

У: Скажите, а к какому стилю речи относятся данные слова.

У: Правильно.

У: Известный языковед Виноградов говорил, что образование новых слов происходит по тем моделям, по тем словообразовательным типам, которые уже установились в языке или вновь возникает в связи с развитием и усовершенствованием системы словообразования.

Словарный состав языка непрерывно, постоянно пополняется, т.к. он непосредственно связан с жизнью народа, отражает те изменения, которые происходят в экономике, науке, культуре, все то, что связано с политическими событиями в нашем обществе. Все то новое, что появляется, должно называться. Это ведет к обогащению языка.

Какими же путями обогащается словарный состав языка. Откуда берутся новые слова для обозначения новых предметов и явлений действительности.

Способы образования слов в русском языке.

Новые слова в русском языке образуются но основе слов, словосочетаний, которые для нового слова являются исходными.

Слова в русском языке образуются следующими способами:

приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бесуффиксным, сложением, переходом их одной части речи в другую.

При образовании приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относиться к той же части речи, что и исходное.

Заголовок         подзаголовок.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Т.О. образуется слова всех самостоятельных частей речи.

 Он является более сложенным, по сравнению с приставочным способом, т.к. суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа м.б. видоизменятся.

Заготовить – заготовка.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

Наставник.

Бессуффиксный способ – заключается в том, что от слова отбрасывается окончание. ( зеленый – зелень) либо  одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Отлететь – отлет.

Повторить – повтор.

Сложение – как способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными словами называются слова, имеющие в своем составе 2 и более корня.

Разбор предложения.

Водостоки не успевали перехватить всю массу воды, и она водопадами сливалась по откосам. (Повеств, невоск, двусост, слож, состоит из 2 простых, союзное).

Какие слова из этого предложения могут нас заинтересовать?

Водостоки (сложение основ).

Водопадами (сложение основ).

Языковеды подсчитали, что в русском языке из каждых десяти слов девять являются производными. Следовательно, для того, чтобы лучше понять и запомнить значение слова, безошибочно определить написание, правильно употреблять в речи, необходимо умело заглянуть «внутрь» слова, выделить словообразовательные элементы, при помощи которых оно образовано.

Какие виды разборов мы изучаем в данном разделе?

Морфемный.

Словообразовательный.

Этимологический.

Правильно. Различают 3 вида разбора слов: по структуре  (строению – морфемный, словообразовательный, этимологический. Так же мы выяснили, в чем различия между морфемным и словообразовательным разбором.

Итак, сделаем полный морфемный разбор.

  1. Существительное.

Ед ч, ж.р. Ип.

  1. Разговорчивость.

Раз – разыскивать.

Чив – молчалив, разборчив,

Ость- молчаливость.

- говор- говорливый, говорун, разговор.

Сделаем словообразовательный разбор слова

Разговорчивость.

Говор- разговор –разговорчив - разговорчивость.

В чем же различия данных разборов?

Морфемный – выделение значимых частей слова, из которых оно состоит, а словообразовательный – на базе чего, и как образовано данное слово.

Зачем нам необходим словообразовательный разбор?

Чтобы построить словообразовательную цепочку.

Постройте словообразовательную цепочку.

Трава - травяной – травянистый.

Волейболист, волейбол, волейболистка.

Волейбол – волейболист – волейболистка.

А можно ли,  не определяя части речи, разобрать правильно слово по составу? Докажите?

Стекло – красивое стекло.

Стекло – глагол.

Нет. Необходимо определить часть речи .

Скажите, а можно по морфеме определить часть речи? Докажите?

На доске записаны морфемы.

-ешь- читаешь гл. 2 л, ед, ч.

-ит- сидит – гл, 3 л, 3д, ч. 2 спр.

- ая- красивая – прил, ж.р. И.п.

-ую- красивую – прилаг. Ж.р. В.П.

Вывод: Можно по морфеме определить часть речи, т.к. морфология и морфемика связаны между собой.

Общий вывод урока.

Сегодня мы повторяли раздел «Словообразование».

  1. Что такое словообразование.
  2. С какими разделами русского языка он связан?

Морфемика.

Морфология.

Лексигология.

Этимология.

Правильно, прослеживается четкая связь.

Вы должны запомнить, что ведущий принцип русской орфографии – морфологический, и сущность его заключается в том, что значимые части слова,т.е. морфемы пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. ( исключения составляют исторические чередования, а также некоторые отсутствия от ведущего принципа).

Применение морфологического принципа на письме предполагает умение находить и выделять в слове его значение части, т.е. «видеть», и осознавать состав слова. Следовательно, изучая строение слова, мы повышаем свою орфографическую грамотность. Сознательно учимся орфографии, учимся использовать родственные слова, производные слова для самопроверки, правильного написания. А все это ведет к тому, что мы становимся грамотными людьми.

Закончить урок я хочу словами известного поэта Евгения Винокурова.

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразы.

И чудо слова возникает сразу.

Как ты проста, осмысленная речь.

Приставка, окончание, основа.

Все правильно. В основе всего лежит слово. Словом можно обидеть, словом можно воскресить. Я хочу призвать вас к тому, чтобы вы всегда осмыслено выбирать слова.

Как ты проста, осмысленная речь.

Домашнее задание. Упр. 191. Морфемный и словообразовательный разбор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока русского языка по теме "Словообразование"

данная работа направлена на совершенствование системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".

Данный урок разработан к учебнику русского языка  6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является  первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изуче...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Презентация к уроку английского языка по теме "Словообразование"(10 класс)

В презентации находится грамматический материал по теме"Словообразование", позволяющий организовать обобщающее повторение по данной теме при подготовке  к ЕГЭ....

Презентация к уроку русского языка на тему "Словообразование прилагательных способом сложения основ"

Мультимедийная презентация разработана в соответствии с конспектом урока на тему "Словообразование прилагательных способом сложения основ". ...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....

Презентация к уроку русского языка "Морфемика и словообразование" 6 класс

Объяснение любой темы по русскому языку в современой школе облегчается возможностью выведения наглядного материала на экране....