Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Дурнева Оксана Владимировна

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie_deeprichastiy.rar184.94 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словообразование деепричастий

Слайд 2

Закончи фразу

Слайд 3

Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает … добавочное действие. 2. Деепричастие отвечает на вопросы… что делая? что сделав? как? каким образом? почему? и др. 3. Деепричастие объединяет признаки… глагола и наречия. 4. Наречные признаки – это … неизменяемость, зависимость от глагола- сказуемого, в предложении - обстоятельство. 5. Глагольные признаки деепричастия – это… возвратность-невозвратность, вид.

Слайд 4

6. Деепричастие, объединяя признаки глагола и наречия, показывает, … каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. 7. Из морфем в составе деепричастия отсутствует … окончание. 8. Деепричастный оборот – это … деепричастие с зависимыми словами. 9. Деепричастный оборот на письме … всегда выделяется запятыми . 10.НЕ с деепричастиями пишется …. раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется.

Слайд 5

Проверим А на город уже выступало неприятельское войско, грем я (несов.в.) в литавры и трубы. Подбочен я сь (сов.в.) , выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, Гроз я (несов.в.), нацелива я сь (несов.в.) пищалями, сверка я (несов.в.) очами и блещ а (несов.в.) медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не перевод я (сов.в.) дух. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Слайд 6

Словообразование деепричастий Что дела[й’-а]? Что сдела-в? Основа глагола настоящего времени несовершенного вида Основа инфинитива совершенного вида работа [й’-у]т, сид ’-ат поработа -ть, посиде -ть Деепричастия несовершенного вида Деепричастия совершенного вида работа[й’ - а ], сид ’- а поработа - в , посиде - в

Слайд 7

Запомни! Деепричастия несовершенного вида не обрадуются от глаголов: с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут; с основой на Г, К: бег-ут, тек-ут; с основой настоящего времени на шипящий : маж-ут

Слайд 8

Самостоятельная работа Задание. Распределите глаголы по рубрикам таблицы, образуйте от них деепричастия, обозначьте суффиксы деепричастий. Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, мыть, рыть, плыть, читать, прочитать, прийти. Несовершенный вид Совершенный вид

Слайд 9

Кто быстрее? О бразуйте от глагола причастия и деепричастия с зависимыми словами, обозначьте суффиксы, определите вид несов.в. несов.в. Образец: верить (во что?) – вер-ящ-ий в победу, вер-я в победу. Беспокоиться (о чём?), тревожиться (за кого?), уверить (в чём?), управлять (чем?), победить (кого?), страдать (от чего?).

Слайд 10

Работаем корректорами Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. Рассевшись по машинам, заревел мотор. Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок. Катаясь на лодке, луна навевала грусть. Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

Слайд 11

Подведём итоги урока Что вы сегодня узнали нового на уроке? От каких глаголов можно образовать деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида? При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Несовершенного вида?

Слайд 12

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией

Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся  при изучении...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Роль деепричастий в речи"

Цель урока "Роль деепричастий в речи"- выявление выразительных возможностей деепричастий. Данный урок является связующим между  уроками о правильном употреблении деепричастий и уроками ...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Что такое деепричастие?"

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Что такое деепричастие?" по программе М.М. Разумовской представляет собой исследование. Это урок открытия новых знаний  К разработке ...