Конспект урока в 7 классе «Морфемика. Словообразование. Словарный диктант».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Тема: «Морфемика. Словообразование. Словарный диктант».

Класс: 7.

Учебник: Русский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Морфемика. Словообразование. Словарный диктант».

Цели урока: повторить сведения по морфемике и словообразованию; совершенствовать навыки выполнения морфемного разбора, определения способа образования слова.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

  1. Актуализация ранее полученных знаний

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледно-зеленый, извозчик, придвигать, бесхитростный.

II. Повторение темы «Морфемика и словообразование»

1. Беседа по вопросам § 80.

— Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? (Чтобы правильно написать эти слова, необходимо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу.)

— Как не допустить ошибки при выделении окончаний слов? (Чтобы правильно выделить окончание слова, надо изменить его: учебниками — учебник, радостного — радостный, летаете — летаю.)

— Вспомните, слова каких самостоятельных частей речи не имеют окончаний. Приведите примеры. (Это несклоняемые имена существительные, например: кино, Сочи. Наречия вверху, интересно. Деепричастия думая, прочитав.

Имена прилагательные и наречия, стоящие в простой форме сравнительной степени интереснее, выше, чётче.)

— Приведите примеры слов разных частей речи, имеющих нулевые окончания. (Помощь, лисий, папин, пять, читай, рисовал, прочитан.)

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Работа по теме урока

— Если вас попросят подобрать слова с корнями -дуб- или -ход-, вы, конечно, легко справитесь с заданием. (Ученики называют примеры.)

— Попробуем усложнить задание. Подберите слова с корнями -пт- и -й-. Запишем эти корни на доске.

Подсказка:

Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от стереотипов, пойти нестандартным путем.

— Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе. Слова найти, подойти, уйти, пойти как раз и содержат искомый корень -й-.

Слова с корнем -пт- ученики найдут сами: птица, птенец, птаха, птичник, птичий.

Упр. 485, 488.

Словарный диктант:

Нечаянная встреча; неписаная истина; сеянные осенью озимые; истопленная печь; вязаные перчатки; опушённые ресницами глаза; желанная пятёрка; неслыханный успех; асфальтированное шоссе; сплочённый коллектив; копчёная рыба; кручёная бечёвка; крашенная известью стена; навьюченная лошадь; сгущённое молоко; экскурсионный автобус.

Ярко-красный автомобиль; по-другому думаешь; древнерусский язык; полкласса в друзьях; во-первых, сказал…; кто-нибудь поможет; Юго-Восточная Азия; отрежьте пол-лимона; кого-то попросишь; бело-розовый зефир; сделал волей-неволей; пробежал полдистанции; по-прежнему скучаю; англо-русский словарь; исходил пол-Петербурга; кое с кем встретишься; железнодорожная станция; кисло-сладкий апельсин; чёрно-белый телевизор; по-дружески поддержал; северо-западный ветер; давным-давно знаешь; нежно-лиловая сирень; древнегреческий эпос; кое-кому позвонишь; проплыл полбассейна.

  1. Итоговый этап. Рефлексия     

Подведение итогов.

Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание: § 80, упр. 489.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...

Урок повторения в 9 классе. Морфемика. Словообразование. Правописание приставок.

Презентация содержит материал для подготовки к ОГЭ....

Конспект урока по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография"

Данная разработка предназначена для повторения по  теме  "Морфемика. Словообразование. Орфография" - 5 класс к учебнику Ладыженской и др. Урок построен  по технологии модульно...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Морфемика. Словообразование"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемика. Словообразование"....

Урок русского языка в 5 классе. "Морфемика. Словообразование и орфография. Повторение изученного

Урок на тему: «Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование и орфография» Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний. Тип:...