Зачетный урок: "Союз как служебная часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Дябкин Игорь Анатольевич

Повторение и зарепление материала по теме: "Союз как служебная чать речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachyotnyy_urok_soyuz_kak_sluzhebnaya_chast_rechi.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачётный урок

Повторение и закрепление материала по теме

«Союз как служебная часть речи»

  Цели:   1.Повтор, обобщение и закрепление материала по теме «Союз как   служебная часть речи»

               2.Закрепить навыки постановки знаков препинания в союзном сложном предложении

               3. Повторить схемы союзного сложного предложения

               4. Закрепить методологию морфологического разбора союза

               5. Развивать навыки устной монологической речи

                           Методические приёмы: словарный диктант, разбор предложений, тест

                            Оборудование: карточка с заданиями (тестом)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вопросы к классу:
  1. Что такое союз? (Союз – служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в составе простого предложения, простых предложений в составе сложного, а также для связи предложений в тексте).
  2. Какие группы союзов вы знаете? (производные, непроизводные, сочинительные, подчинительные).
  3. Какие союзы называются производными? А какие непроизводными?                              Приведите примеры (Производные союзы – это такие союзы, которые образовались на основе знаменательных частей речи (чтобы, будто), а непроизводные – это такие союзы, которые  изначально принадлежали служебной части речи – союзу (и, но, а).

4. На какие группы делятся сочинительные союзы? Приведите примеры (Сочинительные союзы делятся на 3 группы: соединительные (и, да (в значении и), не только…но и, как…так и), разделительные (или, либо, то…то, не то…не то), противительные (а, но, да (в значении но), однако, зато)

    5. Назовите группы подчинительных союзов, приведите примеры. (Причинные (потому что, оттого что ввиду того что, благодаря тому что вследствие того что, в связи с тем что), целевые (чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы и др.), временные (когда, едва, лишь, только, пока и др.), условные (если, раз, ли, только, пока и др.), сравнительные (как, будто, словно, точно, как будто и др.), изъяснительные (что, чтобы, как) уступительные (несмотря на то что, хотя, как ни и др).

  1. Карточка с заданиями (тестом).

Вариант I

Задание №1. На основе указанных схем привести примеры, где союз соединяет два однородных члена:

Задание №2. Какие союзы можно образовать на основе выделенных знаменательных слов:

  1. Герои поэмы Некрасова стараются найти ответ на вопрос: есть ли счастье на свете?
  2. Пустите его на волю!
  3. Что бы ты делал, не окажись меня рядом?
  4. Глагол хотеть является инфинитивом.
  5. Все «лишние люди» - будь то Онегин,  Обломов, будь то герои Тургенева или  Чернышевского – не могут найти себя.

Задание №3. Составьте по одному предложению  с любым из соединительных, разделительных и противительных союзов

Задание №4. Определить какой частью речи являются слова «несмотря на то что», «хотя» в следующих предложениях:

  1. Я не беспокоился, хотя к вечеру у неё сделался небольшой жар.
  2. Несмотря на неё, он тихо зашёл в душную комнату.
  3. В степи было тихо и пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось.

Вариант II

Задание №1. На основе указанных схем привести примеры, где союз соединяет два однородных члена:

Задание №2. Укажите каким по характеру связи (сочинительными или подчинительными) являются каждый из перечисленных союзов, а также в какую группу относится: чтобы,  но, хотя, и, что, как,  однако, для того чтобы, потому что, не то…не то.., точно, или, словно, когда, либо, как…так и…, зато, лишь, то…то…,  а.

Задание №3. Составьте по одному предложению с любым из целевых, изъяснительных, временных и уступительных союзов.

Задание №4. Вставьте недостающие союзы в предложения:

  1. Не груши, … яблоки лежали в корзине.
  2. …. на улице погасли фонари, в его комнате стало совсем темно.
  3. Он был бледен, …. болел  в течение продолжительного времени.
  4. Онегин … Ленский – герои «романа в стихах» А.С. Пушкина.
  5. Мы в разных странах рождены, но все мы не хотим войны!
  6. По вечерам я читал … Есенина, … Блока.
  7. В степи было тихо и пасмурно, …. солнце поднялось.
  8. Владимир с ужасом увидел, …. он заехал в незнакомый лес.
  1. Словарный диктант.

Определите, где союз, а где союзное слово (если союз ставить С., если союзное слово С.С.):

Когда, потому что, который, что, словно, несмотря на то что, где, лишь, как, если, оттого что, благодаря тому что, куда, пока, в связи  с тем что.

  1. Морфологический разбор предлогов КОГДА, НЕ ТО… НЕ ТО…, ОТТОГО ЧТО, ПОТОМУ ЧТО.
  2. Работа у доски. (разобрать предложения (выделить грамматическую основу, союз, начертить схему):
  1. Звёзды меркнут и гаснут.
  2. Или бури завываньем ты, мою друг, утомлена, / Или дремлешь под жужжанье своего веретена?
  3. Несутся клубы не то тумана, не то мелких брызг.
  4. Природу надо беречь, как мы бережём самую жизнь человека!
  5. Всё было готово, когда в конце коридора появилась знакомая фигура учителя.
  6. Кабы нас с тобой, да судьба свела / Ох, весёлые пошли бы по земле дела!
  7. Близок твой кому-то красный вечер,  / Да не нужен ты.
  8. Каждый день дул страшный вечер, а за ночь на земле образовался тонкий плотный льдистый слой наста.
  9. Мой дядя самых честных правил, / Когда не в шутку занемог / Он уважать себя заставил…
  10. Мне нравится, что Вы больны не мной…

Анализ урока учителя

  1. Анализ цели урока.

        Цель урока вытекает из темы, записанной на доске: «Деепричастие как форма глагола». Содержание урока вполне соответствует целям, озвученным в начале урока.

  1. Анализ структуры и организации урока.

        Урок был проведен в соответствии с разработанным планом. В начале урока были названы оценки  за проверочную работу по правописанию буквы Н и  –НН-         в причастиях, а также по правописанию НЕ с причастиями. Были разобраны ошибки, допущенные в работе. Время на уроке распределено точно. Ученики на перемене не были задержаны. Все запланированные задания на уроке были выполнены. Класс на уроке работал активно.

  1. Анализ содержания урока.

        Материал урока изложен логично и последовательно. Уровень сложности заданий соответствует уровню сложности содержания учебника, а также соответствует  уровню развития учеников.

        Ведущие идеи урока: работа по исправлению ошибок, допущенных в проверочной работе; повторение различных видов разбора: пунктационного, фонетического,  морфологического.

  1. Анализ методики проведения урока.

        Отбор материала произведен верно, в соответствии с указанной темой. Были учтены возможности класса (класс достаточно свободно владеет материалом). Учитель грамотно и понятно ведет урок. В конце урока подведены итоги работы, выявлены ошибки.

        На уроке учитель применял следующие методы проверки знаний:

1.Исправление ошибок, допущенных в проверочной работе. Один из учеников работает у доски (верно записывает причастия), все остальные – в тетрадях: вспаханное поле жаренная в масле рыба, жареный картофель, решённый пример, маринованные грибы, топлёное молоко.

Вопросы учителя:

А) Давайте ещё раз вспомним что такое причастие, что оно обозначает?

Б) Когда в причастиях пишется Н, а когда –НН-?

Следующий ряд слов: Не отправленною мною письмо, не увядшие, а свежие цветы, непрекращающийся дождь, ненавидящий взгляд

Вопросы учителя:

А) В каких случаях частица НЕ с причастиями пишется слитно?

Б) А когда раздельно?

2. На доске написано предложение, необходимо выполнить предлагаемые виды разбора (фонетический, морфологический, пунктационный). 3 человека работают у доски, все остальные – в тетради:

Давыдов перешёл вспаханное3 поле и завернул в небольшой лесок, за которым обозначилась серебряная1 гладь Дона7.

3.Задание на проверку по усвоению темы «Деепричастие как форма глагола». На доске учитель записывает 2 предложения, одно разбирает в качестве анализа (синтаксический разбор), другое предлагается разобрать самостоятельно. 1 человек работает у доски, все остальные – в тетради. По окончании работы выполняется проверка и исправление ошибок:

1) Ветер дует порывами, постоянно меняя своё направление, срывая с берёз последние желтые листочки.

2) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя на море.

4.Задание по рядам:

1 ряд: образовать деепричастия с суффиксами  -А-, –Я-, -ВШ-, -ВШИ- или –Ш-  от глаголов желать, думать, глядеть, умываться, принести, кричать.

2 ряд: составить 3 словосочетания с любыми из деепричастий.

3 ряд: составить 3 предложения с любыми из деепричастий.

Учитель задает вопросы к классу:

  1. Что такое деепричастие?
  2. Каково грамматическое значение деепричастия?
  3. Каковы его морфологические признаки
  4. Каким членом предложения является деепричастие?

5. Анализ работы учащихся на уроке.

        Ученики способны работать самостоятельно, свободно владеют материалом. Класс достаточно активно работает на уроке.

6. Анализ домашнего задания.

        На дом было задано упражнения 263. Учитель подробно объясняет задание.

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

Я, Дябкин Игорь Анатольевич, проходил педагогическую практику в МОУ СОШ №5 г. Зеи. Уроки вёл в 7А и 7В классах.

Всего  мною было проведено 15 уроков русского языка по темам: «Слова категории состояния как часть речи», «Морфологический разбор слов категории состояния», «Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи», «Простые и составные предлоги. Производные и непроизводные предлоги» «Слитное и раздельное написание производных предлогов», «Морфологический разбор предлога», «Союз как часть речи. Простые и составные союзы», «Союзы сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы», «Подчинительные союзы», «Знаки препинания в сложном предложении. Схема сложного предложения. (2 часа) Урок-практикум», «Слитное и раздельное написание союзов также, тоже, чтобы», «Обобщение и закрепление знаний по теме «Союз как служебная часть речи».

Также было проведено внеклассное мероприятие: «Наш великий и могучий русский язык»

Основные виды деятельности, применяемые в учебном процессе:

Непосредственные: работа по вариантам, работа по рядам, фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Опосредованные: работа с ТСО, словарный диктант, домашняя работа.

Поставленные цели и задачи  в процессе практики были достигнуты.

Основные цели: дать понятие о словах категории состояния, о  служебных частях речи, о предлоге и союзе, научить правильному употреблению в речи слов категории состояния, предлогов и союзов, развивать навыки монологической речи, научить постановке знаков препинания в союзном сложном предложении, научить детей самостоятельно делать выводы.

Результатами педагогической практики доволен. Очень понравилось работать с учениками. Отношения сложились доброжелательные, доверительные. Ученики добросовестно выполняли задания, охотно шли на контакт, дети очень открытые, активные, трудолюбивые; проблем с дисциплиной не было. Во время проведения уроков старался уделять внимание слабым ученикам. Особенно понравилось проводить внеклассные мероприятия, в ходе которых ребята показали способность работать в команде, проявляли особый интерес.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ОБЩЕФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАШ ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Цели урока: 1. повторить и закрепить материал по темам «Союз как служебная часть речи», «Правописание –Н- и –НН- в причастиях»; научиться употреблять причастия в речи, научиться составлять словосочетания и предложения по заданным схемам.

2. Выработать у детей командный дух

                                                           Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Класс разбить на 3 команды. В каждой команде необходимо выбрать капитана и придумать название, связанное с лингвистикой.

Слово учителя:

Дети, сегодня мы с вами  не будем разбирать какой-то конкретной новой темы. Наш урок сегодня посвящён нашему «великому и могучему русскому языку», в целом. И проведём мы его играя. Вы будете выполнять задания, получать очки, а я вам за это поставлю оценки.

 1. Какое слово написано неверно:

1. Миллион, асфальтированный,  неотправленное мною письмо, полтора

2. Пол-часа, вспаханный, ненавидеть, маринованный

3.Серебрянный, не прочитан, решённый, девяносто.

2. Исправьте речевые ошибки в предложениях:

1. К ноль целых пяти десятых прибавить две целых семь десятых

2. Глядя в окно и подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

3. Он быстро оделся, взял нужные вещи и вышел из дома.

4. Он всегда любил чёрное растворимое кофе со сливками.

5. На окнах висела яркая, веселенькая тюль.

6. В холодильнике остался лишь лимон, да невкусное салями.

7.На прощание Аня сказала ему: «Позвонишь мне завтра!»

8. Когда Карлсон съел два огромных торта со взбитыми сливками, он принялся уплетать тефтели.

3.Составить предложения на основе схем:

1.Союз + сущ.+ глаг. + союз + предлог + сущ. + глаг.

2.Союз + мест. + частица + глаг. + мест. + глаг.

3. Мест. + прилаг. + сущ. + союз + Глаг. +сущ.

4.Даны три картины, необходимо описать их, используя как можно больше прилагательных и причастий.

5. Конкурс капитанов. Учитель показывает 6 иллюстраций, на которых изображены фразеологизмы. Необходимо как можно быстрее догадаться какой фразеологизм запечатлён.

III. В заключении подсчитываются баллы и объявляются победители. Всем участникам раздаются небольшие призы.

Самоанализ

  1. Анализ цели урока.

Цели урока поставлены в соответствии с темой «Подчинительные союзы». Цели озвучены в начале урока. Содержание урока соответствует цели.

  1. Анализ структуры и содержания урока.  

Урок был проведен в соответствии с составленным и разработанным планом. Урок начат с проверки домашнего задания, в котором, как выяснилось, у детей возникли трудности. Затем дети знакомятся с новым словом терраса, записывают его в словарь и составляют предложения с этим словом. Время на уроке было распределено правильно, все запланированные задания выполнены.

  1. Анализ содержания урока.

Материал урока изложен последовательно. Уровень сложности соответствует уровню подготовленности учеников.

Ведущие идеи урока: проверка усвоения знаний по  темам «Союз как служебная часть речи», «Сочинительные союзы», объяснение нового материала.

  1. Анализ методики проведения урока.

Отбор материала произведен в соответствии с темой. Материал отобран с учетом возможностей класса. На уроке применялись следующие способы поверки знаний  объяснения нового материала:

  1. Проверка домашнего задания.

Вопрос учителя: На какие группы делятся сочинительные союзы. Приведите примеры.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Знакомство с новым словом: терраса. Класс подбирает синонимы и составляет предложение с этим словом

IV. Объяснение нового материала.

  1. Работа с учебником. Вслух читают какие предлоги являются подчинительными.  Чертят таблицу по группам подчинительных союзов, из упражнения 306 выписывают союзы и заполняют её.

V. Закрепление.

1. Запись под диктовку. Необходимо записать предложение, выделить грамматическую основу, начертить схему.

Касьян быстро закрыл глаза и не шевельнулся, пока я не зарядил ружья.

2. Работа по рядам. Разбор словосочетаний из упражнения 307.

I ряд выписывает предложения с целевыми и изъяснительными союзами.

II ряд выписывает предложения с уступительными и причинными союзами.

III ряд выписывает предложения с временными и условными союзами.

VI. Итоги урока. Вопросы к классу по изученной теме.

5. Анализ работы учащихся на уроке.

Ученики показали способность работать самостоятельно, добросовестно выполнять задания. Активно работают на уроке, поднимают руки. Показали хорошее усвоение материала.

6. Анализ домашнего задания.

        Домашнее задание было дано в конце урока, подробно объяснено: §150, выполнить упражнение 312: Текст списать, расставляя знаки препинания, подчеркнуть союзы, над каждым написать вид.

Тематическое планирование учебного материала на период обучения с 4 февраля по 4 марта 2008 г.

7 А класс.

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

     Слова категории состояния. § 146 (1)

Знать определение слов категории состояния, их употребление в речи, группы слов категории состояния.

     Морфологический разбор слов категории состояния § 146 (2)

Знать порядок разбора. Уметь выполнять устный и письменный виды разбора

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

 Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи § 147

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их. Знать определение предлога как служебной части речи; синтаксическая роль предлога.

       Простые и составные предлоги. Производные и непроизводные предлоги. § 148

   Знать, какие предлоги являются простыми, какие — составными; какие предлоги чаще употребляются в деловой речи. Уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами.

      Знать понятия непроизводные и производные предлоги; уметь их отличать; научиться определять самостоятельные части речи от которых образуются производные предлоги

     Слитное и раздельное написание производных предлогов. § 149

     Знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных. Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы.

       Морфологический разбор предлога. § 150

Знать порядок морфологического разбора предлога. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) предлога.

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. § 151

Знать определение союза, его грамматическое значение и морфологические признаки.

Союзы сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы. §152 (1)

Знать отличие сочинительных союзов от подчинительный. Уметь назодить сочинительные союзы, знать их значение.

           Подчинительные союзы. §153 (1)

         Знать отличие подчинительных от сочинительных. Уметь находить в тексте, знать группы подчинительных союзов

      Знаки препинания в сложном предложении. Схема сложного предложения. (2 часа) Урок-практикум. §152 (2), 153 (2)

         Знать правило постановки знаков препинания в сложном предложении, уметь выделять грамматическую основу, чертить схему.

   

 Слитное и раздельное написание союзов также, тоже, чтобы. §154

        Знать правило слитного и раздельного написания союзов. Уметь писать союзы с изученной орфограммой. Уметь отличать их от омонимичных частиц.

 

     Обобщение и закрепление знаний по теме «Союз как служебная часть речи»

        Обобщить и закрепить знания по изученным темам.

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...