Открытый урок по басням Крылова И.А.
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Попкова Регина Якубовна

Открытый урок по басням И.А.Крылова. Объяснение понятия "аллегория".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый  урок по басням И.А. Крылова

Цели:
1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством

И.А. Крылова, с жанровыми признаками басни, обучать выразительному чтению, научить анализировать литературное произведение.
2.  формирование развития фантазии, воображения; развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.
3. воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения русского баснописца И.А.Крылова.


Оснащение урока: портрет И. А.Крылова, книги с произведениями баснописца, иллюстрации и рисунки детей по фрагментам басен, магнитофон, костюмы к инсценировкам, проектор и экран для демонстрации слайдов, плакат “Крылатые выражения”. Презентация
ХОД УРОКА
 

Звучит в записи “Шутка” И. С. Баха.
Учитель: - Ребята, я рада, что “Шутка” И. С. Баха вызвала у вас улыбку и хорошее настроение, а значит, мы достигли своей цели. А именно, вызвали настрой на урок-концерт  
Начало показа слайдов с Презентацией.

 Работа с эпиграфом к уроку.
Кто не слыхал его живого слова? 
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
 

                                           М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами русского поэта?
- Почему крыловские слова названы “крылатыми”? 

Мы посмотрим, кто извас лучше знает биографиюИ.А.Крылова.

 Викторина по биографии Крылова И.А.

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Задание для работы в группах:

  1. В какой семье родился Иван Андреевич? (в семье офицера)
  2. Что оставил Крылову отец в наследство? (сундучок с книгами)
  3. Какими талантами обладал этот баснописец? (хорошо рисовал, играл на скрипке, умел талант к перевоплощению, знал древнегреческий язык и легко с него переводил, писал басни)
  4. Во сколько лет Крылов написал свою первую басню? (в 11 лет)
  5. Сколько басен было написано Иваном Андреевичем? (более 200)


Прослушивание в записи басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”. 
- Ребята, что мы сейчас с вами прослушали? (Басню Крылова).
- А что такое басня? (Басня – короткий занимательный рассказ в стихах, в котором главная мысль 
– мораль - высказывается в виде поучительного вывода).
- Кто действующие лица в баснях? (В баснях действуют не только люди, но и животные, растения и даже неодушевленные предметы).
- Почему животные, насекомые, вещи в баснях говорят человеческим языком? (Потому что они похожи на людей по своим поступкам и характерам).
- Стрекоза и Муравей, Кот и Повар, Листы и Корни – вот герои басен Крылова. Но под видом животных, растений в них говорится о человеческих недостатках и пороках. Такое изображение называется 
аллегорией
Аллегория – слово греческое, в переводе оно означает – иносказание.
- В каких литературных произведениях животные, насекомые, вещи говорят человеческим языком? (В сказках о животных)
- Такой способ изображения в художественных произведениях, когда животные или неодушевленные предметы говорят и действуют, как люди, называется
олицетворением.
- Значит, 
олицетворение – это один из важных признаков большинства басен.
Демонстрация слайда с формулировкой данных литературных терминов.

 Из истории басни.
- Ребята, литературная форма басни была известна задолго до Крылова, и баснописцев было много. Басни сочинялись еще в Древней Греции и Древнем Риме, создавались в Европе в средние века и позднее. Много басен было написано и русскими поэтами еще до И.А. Крылова. Но никто из прежних русских писателей не создал таких басен, которые могли бы сравниться с крыловскими.
 Беседа о памятнике И.А.Крылову.
- А теперь, ребята, давайте рассмотрим изображение памятника И. А. Крылову.
Немного найдется во всем мире городов, которые были бы также прекрасны, как Петербург. Много в нем чудесных сокровищ искусства. Немало великолепных памятников на его улицах, площадях и в парках.
Может кто-то из вас был в этом городе? Но давайте представим, что с набережной Невы входим мы в Летний сад и, пройдя несколько шагов, останавливаемся, пораженные произведением искусства.
На постаменте перед нами, словно живой, сидит Иван Андреевич Крылов. Его большая голова чуть наклонена вниз. Глаза его серьезны и внимательны, будто разглядывают они, что делается внизу. А там, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы “герои” его басен. И кажется нам, что вот-вот полные губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку, и тогда оживут, задвигаются бронзовые медведи, лисицы, зайцы, обезьяны и волки. Этот памятник поставлен Крылову в городе, где он создал больше двухсот своих басен.

 Учащиеся рассказывают биографию и басенное творчество И. Крылова.
Инсценирование басен “Ворона и лисица”, “Лисица и виноград”.
Беседа по инсценировкам.

- Скажите, какие пороки осмеивает в этих баснях баснописец?

-  Какова мораль каждой из басен?
Литературная викторина.

Демонстрация слайдов с изображением иллюстраций к басням.
Учитель показывает иллюстрации и рисунки, учащиеся угадывают, из каких басен взяты фрагменты на них, и просит назвать строчки из басен.

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к понравившейся вам басне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”

Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...

Открытый урок-игра "Поле чудес" по теме "Басни Крылова"

Урок позволяет не только обобщить знания по теме "Басни Крылова", но и сделать это в нетрадиционной форме. Веселая перезентация с музыкой делает урок запоминающимся и ярким. Презентация к уроку тяжела...

Открытый урок-обобщение "Басни дедушки Крылова"

Урок проводится после знакомсива с биографией баснописца и прочтения басен.Заранее класс делится на 3 команды.Домашнее задание:подготовить инсценировку одной басни. Интересные задания, конкурсы увлека...

Заключительный урок по басням Крылова в 6 классе (видеофрагмент).

Заключительный урок по басням Крылова в 6 классе (видеофрагмент)....

открытый урок "Патриотические басни И.А.Крылова"

История создания, связь с исторической действительностью басен...

презентация к уроку литературы "Басни Крылова" 5 класс

презентация может быть использована как на вводном или итоговом уроке при изучении басен Крылова...