Деловая игра "Обособленные члены предложения" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Полякова Юлия Владимировна

Материал содержит разработку урока обобщения знаний по теме "Обособленные члены предложения" в форме деловой игры. Учащиеся пробуют себя в роли учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosoblennye_chleny_predlozheniya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ «Ушановская средняя школа»

Глубоковский район

Разработка открытого урока по русскому языку по теме

«Повторение обособленных членов предложения».

8 класс

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

ВИД УРОКА: деловая игра.

                                                                                                 Учитель: Полякова Ю.В.

С. Ушаново

2009 г.

«Повторение обособленных членов предложения»

Цели: обучающая – повторить изученные орфограммы, знаки препинания при  обособленных членах предложения, виды разборов.

            развивающая – навыки тестирования, умение обобщать и систематизировать знания, развитие внимания, памяти.

           воспитывающая – формирование научного мировоззрения; вызвать интерес к занятию, выявлять у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактулизации.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

I Оргмомент – постановка целей урока.

II Актуализация – Тестирование по обособленным и уточняющим членам предложения (тестовые задания высвечиваются на интерактивной доске).

                                   1. Укажите предложение с обособленным согласованным определением: А) В льдистом необыкновенно синем небе подымалось солнце. Б) Тайга стояла безмолвная и полная тайн. В)Недавно неожиданно обмелел пополнявшийся горными ключами бассейн. Г) А лес молчаливый темный тянулся на много верст вокруг. Д) Я увидел целый оазис наших милых темных маленьких северных фиалок.

                                    2.Укажите простое предложение с уточняющим обстоятельством. А) Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников. Б) В долине он насчитал по меньшей мере пятнадцать аулов, остановившихся неподалеку друг от друга. В) По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны. Г) Этот сок раненого дерева, сверкая, стекал по мшистой коре и капал на землю, чистый и прозрачный. Д) В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно.

                                   3.Укажите предложение с приложением: А) Аул расположился на просторном урочище, обильном прекрасными  лугами, пастбищами, удобными водопоями. Б) Брод, который он долгие годы искал, стремясь достичь другого берега, был наконец найден и перейден. В) И детей, и молодых, и пожилых людей, и старых аксакалов занимало только одно событие, ожидавшееся в ближайшие дни. Г) Улжан говорила горячо, откровенно, ничего не скрывая от сына. Д) Хозяин аула, зажиточный старик Найман, в первую же ночь подробно разузнал, кто его гости и откуда прибыли.

                                   4. Укажите количество пропущенных запятых в предложении: А выше над хребтом и над облаками вечно сияла нетронутыми снегами и льдами вершина Ожар. А) нет запятых: Б) одна запятая; В) две запятые; Г) три запятых; Д) четыре запятых.

                                    5. Укажите предложение с одной пропущенной запятой. А) Ветер  и волны раскачивая несли лодку в гибельный простор. Б) Девочка вздрогнув невольно глянула из-под руки на разлив моря. В)Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется рассекая волны прямо к тебе. Г) Жилец бегал весь вчерашний день и все утро сломя голову и высунув язык. Д) В нежном блеске утренней зари даль моря спокойно дремала отражая перламутровые облака.

  На экране появляются правильные ответы: 1-Г; 2-В; 3-Д; 4-В; 5-Д.

Самопроверка. Оценка заносится «главным» учеником в оценочный лист.

II Обобщение – Вся работа проходит в группах из 4-х учеников.

                            1. Работа с текстом.

                             Задание: подготовить текст для контрольного списывания. Вам предлагается недеформированный текст.

                                                                            Текст.

                             Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

                                                                                                  (А.П.Чехов)

                             Каждый индивидуально работает над текстом: подчеркивает ошибкоопасные места и места, где пропущены знаки препинания.

                                Обсудите ее результаты в группе и придите к общему мнению, чтобы орфограммы не были слишком простыми и не пропускались трудные.

                             2.Двое учеников на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и пунктограммами и делают их орфографический и пунктуационный разборы.

                                 Двое других учеников на отдельных листочках выполняют дополнительные задания: фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы.

                                  Далее пары меняются листками и проверяют выполненную соклассниками работу.

                              Затем сверяют первый (орфографический)  второй (пунктуационный) справочные листы со сводом орфограмм на доске:

                             - безударные гласные, проверяемые ударением;

                             - чередование гласных в корне;

                             - Н и НН в прилагательных;

                             - правописание окончаний;

                             - правописание предлогов;

                             - правописание сложных слов;

                             - правописание наречий;

                             - правописание местоимений.

                            Второй справочный (пунктуационный) лист:

- знаки препинания при однородных членах предложения;

- уточняющие члены предложения;

- причастный оборот;

- деепричастный оборот.

  3.Ответственный за группу готовит окончательный вариант справочных листов.

Остальные участники группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.

Выполненные задания сдаются учителю. Учитель благодарит учащихся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся ему для уроков.

III Д\з – 1-ый уровень: упражнение 325 (расставить пропущенные буквы и знаки препинания);

               2-ой уровень: упражнение 324 (подготовить к нему справочные листы);

               3-ий уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.

IV Итог – Учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении задания.

 

Текст.

 Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

                                                                                                  (А.П.Чехов)

Текст.

 Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

                                                                                                  (А.П.Чехов)

Текст.

 Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

                                                                                                  (А.П.Чехов)

Текст.

 Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

                                                                                                  (А.П.Чехов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".

Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....