Праздник фонетики
презентация к уроку по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Лазарева Ольга Валерьевна

Данная презентация содержит материал для проведения в игровой форме урока по русскому языку для учащихся 5- 6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_fonetiki_2.pptx271.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Праздник Фонетики

Слайд 2

«Гласные – это река, а согласные – это её берега» К.С. Станиславский «Слово – одежда всех факторов, а звук – одежда слова» М. Горький «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, как сам жемчуг…» Н.В. Гоголь «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд» К . Г. Паустовский

Слайд 3

Он бывает тихим, громким, А ещё глухим и звонким, Может быстро проскочить, А захочет, будет жить До тех пор, пока звонок Не отмерит ему срок. Он везде всегда дрожит И по воздуху бежит. Рот его, как дом родной, Из него летит волной. Любит с эхом подразниться , В барабане схорониться. Если где услышим стук, Значит, к нам добрался… ЗВУК

Слайд 4

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ» ТВИСТ или ВАЛЬС? Что танцевала девочка Пеппи – Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? Подсказка: В названии танца звуков меньше, чем букв.

Слайд 5

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ» 2. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ или АЛЁША ПОПОВИЧ? Кто из них « грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? Подсказка: В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных?

Слайд 6

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ» 3. Мама или БАБУШКА? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлёпнулся на пол? Подсказка: В слове – отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.

Слайд 7

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ» 4 . ПУФФ или БУФФ? Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой? Подсказка: В кличке собаки все согласные звуки глухие.

Слайд 8

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ» 5. КРОЛИК или ПЯТАЧОК? Кто из них гадал на ромашке: «Любит, не любит…»? Подсказка: В имени – отгадке все согласные звуки глухие.

Слайд 9

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ» 6 . ЛИСА или ЗАЯЦ? У кого из них избёнка была лубяная? Подсказка: В слове- отгадке звуков больше, чем букв.

Слайд 10

Гласные тянутся в песне звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные… согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Звучат в согласных серебро и медь, А гласные тебе даны для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье. С.Я. Маршак «Гимн звукам родного языка»

Слайд 11

1) В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему? « ФОНЕТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА» 2 ) Назовите слово, которое состоит из трёх согласных и одного гласного. В этом слове слышится звук [ Ы ] , а пишется буква «И». Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. цирк

Слайд 12

3 ) Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заострёнными концами? « ФОНЕТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА» 4) В словах «уточка», «тушить», «визит» один согласный заменить другим, который отличается от первого по глухости – звонкости, чтобы получились новые слова. Коля - колья у дочка – тужить- висит

Слайд 13

5) Какое слово при перестановке в нём ударения из названия печёного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? « ФОНЕТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА» 6) В слове «корж», заменив один согласный другим, хлебобулочное изделие можно превратить в животное. Пироги - пироги морж

Слайд 14

Произнесите скороговорки, чётко выговаривая согласные звуки. «КОНКУРС СКОРОГОВОРОК» Все бобры добры до своих бобрят. У пенька опять пять опят. Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Слайд 15

1) Я приношу с собою боль, В лице большое искажение, А «ф» на «п» заменишь коль, То превращусь я в знак сложения. КОНКУРС «ДУМАЙ, ДУМАЙ!» ф люс - плюс 2) С буквой «л» - в игре в футбол, Часто слышим слово… С «д» уж смысл не тот- Мерой стало: просто... г ол - год

Слайд 16

3) Он грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки, А заменишь «у» на «о»- Будет круглое число. КОНКУРС «ДУМАЙ, ДУМАЙ!» сурок - сорок 4) С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким – сам звеню я на просторе! колос - голос

Слайд 17

5) Когда я месяц, то, легко дыша, Так, как и снег, на солнце будто таешь. Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»- То под меня ты бодро зашагаешь. КОНКУРС «ДУМАЙ, ДУМАЙ!» м арт - марш 6) Я бываю золотой, а природный - костяной, Если «з» на «к» заменишь , Смысл во мне совсем иной: В классе посчитаешь мой объём. зуб - куб

Слайд 18

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ» 1) Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфетку.

Слайд 19

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ» 2) Я сборник карт: от ударения Зависят два моих значения. Хочу – преображусь в название Блестящей, шелковистой ткани.

Слайд 20

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ» 3) Мы для прыгунов барьер, Мы для кучера сиденье, А для пильщиков подставка. Но попробуй- ка поставь- ка Нам другое ударение . Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами.

Слайд 21

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ» 4 ) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведёрко руку окуни, Не бойся, это ...

Слайд 22

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ» 5) Сосульки, как носы у цапель, И тают, словно карамель. Я слышу звон апрельских капель, Поёт апрельская...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетика 5 класс

Обобщающий тест в 5 классе по теме "Фонетика"...

К/Р по теме "Фонетика"

Контрольная работа по теме "Фонетика"Варианты 1, 2, 3...

Диагностический тест по разделу "Фонетика" для 5 класса

Тест рассчитан на проверку знаний учащихся по разделу "Фонетика".Форма данной контрольной работы по своей форме приближает детей к ГИА и ЕГЭ.Даны задания А1-А15.Задания охватывают весь раздел, составл...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...