Подготовка к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Петреченко Светлана Владимировна

Здесь содержится материал для подготовки к ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

ВАРИАНТ  3.

              Долго стою на опушк..  рядом с елью.  Трогаю её бл..стящие  ветки  которые сл..гка  влажные от ночного тумана.  Смотрю  как просыпает…ся  небо.

              Солнце л…ниво ощупыва…т  макушки  берёз  светит…ся  в сучьях листвен…иц   что высоко стоят над лесом.  П…утина серебрит…ся  узорным  п..тном.

              (Не)ж..лая  разрушать волшебное  тв..рение  обхожу его стороной  но  все (таки)  волшебные п..утинки  садятся на лицо пр..липают  к  одежде.  Надо мне выбрат..ся  к току  на вырубке, возле опушки  берёзовой рощи. Там ловлю я птиц  смотрю  как живет лес  пишу свои заметки.

              На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют  светлой  и  солнечной  окраской  вершин.

             Даже (от) сюда  видно  как сухо  тепло  в  берёзовой  роще, словно г..рит  она  сп..койным  ж..лтым плам..нем,  и  жаль что скоро под студен..ыми  ветрами сникнут  потухнут  к..стры  берёз угасн..т  игра  тёплых  тонов. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу  будто  говорят  Вот, мы всё отдали.

(По Н.Никонову.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Тема текста.
  4. Основная мысль текста.
  5. Стиль текста (докажите своё мнение).
  6. Тип текста (докажите своё мнение).
  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  8. Произведите фонетический разбор слова  облетев.
  9. Выпишите из текста примеры эпитетов, олицетворений.
  10. Выпишите из текста антонимы к слову  горит.
  11. Подберите к последнему предложению синтаксический синоним.
  12. Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
  13. Произведите морфологический разбор слова (я) смотрю.
  14. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5.
  15. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: обособление обстоятельств;     запятая между однородными членами предложения.
  16. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и графически обозначьте их.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ 4.

           В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок  улица  или река, тем тайна глубже.  Каждый из нас об..зательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решили задачи, если нашу деревню называют Сосновка  Осиновка  Дубровка  Берёзовка. Тут всё ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть сл..жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где (то) лет в десять зад..ваясь  вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..)когда селом правил барин Орлов. С возр..стом инт..рес к такого рода и..следованиям (не) проп..дает. Я с жадн..стью читал и ра..спрашивал обо всём что к..салось села. Я обн..ружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) уд..лось док..паться.

         Иногда (не) надо много усилий, что (бы) док..пат..ся  до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. ск..пилось много люб..пытных названий.

(По В.Пескову.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста (докажите своё мнение).

6. Тип текста (докажите своё мнение).

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименованиям.

9. Произведите фонетический разбор слова конечно.

10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

11. Выпишите из текста 2-3 примера слов, соответствующих схемам:

12. Произведите морфологический разбор слова Орлово.

13. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3.

14. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

15. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными  и  определительными и графически обозначьте их.

16. Выпишите из текста предложения, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:  запятая между однородными членами предложения;   обособление  обстоятельств.

ВАРИАНТ 2.

             Учился я  хорошо с францу..ским  же у меня  (не) ладилось (из) за произн..шения. Я  ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..ского бес..ильно морщилась и закрывала глаза.

            Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.

            Так нач..лись  для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позв..нивая пытались куда-то лететь.

        Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой. И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли?  Как (то)  (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого пр..нуждения  лез в словарик  загляд..вая  в дальние тексты учебника. Наказание  пр..вращалось в уд..вольствие.

(                                            )                                                                                

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

  1. Вспомните название и автора произведения, из которого взят отрывок.
  2. Основная мысль текста.
  3. Стиль текста (докажите своё мнение).
  4. Тип текста (докажите своё мнение).
  5. Составьте план текста.
  6. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  7. Произведите фонетический разбор слова легко.
  8. Выпишите из текста примеры метафор.
  9. Найдите в тексте 2-3 примера многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова  выступают в других значениях.
  10.  Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
  11. Произведите морфологический разбор слова (в) удовольствие.
  12. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5; 5 и 6.
  13. Какова роль в тексте вводных слов?
  14. Найдите в тексте сложносочиненные предложения и подчеркните в них грамматические основы.
  15. Выпишите из текста 2-ое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
  16. Составьте схему предложения с прямой речью.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ГИА Словосочетание.

Слайд 2

Определите вид подчинительной связи в словосочетании ВОЗМОЖНОСТЬ НАБЛЮДАТЬ.

Слайд 3

Определите вид подчинительной связи в словосочетании ВОЗМОЖНОСТЬ НАБЛЮДАТЬ. примыкание

Слайд 4

Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 5

Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 1) речушку без имени

Слайд 6

Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 7

Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 10) коллектив строителей

Слайд 8

4. Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 9

Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 4) воображение детей

Слайд 10

Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 11

Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 5) сердец женщин

Слайд 12

Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 13

Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание. 2) спросил усмехаясь

Слайд 14

Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 15

Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание. 3) не вспоминали тоскуя

Слайд 16

6. Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 17

7. Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 18

8. Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 19

9. Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 20

11. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 21

12. Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 22

13. Замените словосочетание БЕЗНАКАЗАННО ПРИХОДИТЬ , построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 23

14. Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ , построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 24

15. Замените словосочетание В ЖЕЛЕЗНЫХ ЯЩИКАХ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 25

6. Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание. 6) железные листы

Слайд 26

7. Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 7) ночей без сна

Слайд 27

8. Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 8) вдохновение автора

Слайд 28

9. Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание. 9) жизненный субстрат

Слайд 29

11. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание. 11) говорили восторженно

Слайд 30

12. Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание. 12 ) дядина жена

Слайд 31

13. Замените словосочетание БЕЗНАКАЗАННО ПРИХОДИТЬ , построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 13) приходить без наказания

Слайд 32

14. Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ , построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 14) колеблясь без звука

Слайд 33

15. Замените словосочетание В ЖЕЛЕЗНЫХ ЯЩИКАХ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 15) в ящиках из железа



Предварительный просмотр:

Поденки.

      (1)  День стоял тихий и солнечный.(2) В застоявшемся воздухе пахло водорослями, ароматом цветущих трав.(3) Даже на реке было жарко, и я то и дело наклонялся за борт лодки, чтобы смочить напечённую солнцем голову.

      (4)  Но что это сегодня на воде?(5) Там и тут плавили продолговатые прозрачные шкурки каких-то насекомых.(6) Временами их наносило на лодку так много, что вода как бы покрывалась пеной.

        -(7) Поденка вылетела, - сказала сидевшая на корме Галина.

        -(8) Правда, поденка! – запоздало догадался я.

       (9) Весь низкий, заросший ивняком берег, куда мы причалили, тоже был усыпан шкурками личинок поденки.(10) А где же они сами?

       (11) Галина осталась в лодке, а я побрел по берегу в надежде найти живых насекомых. (12)И нашёл.

       (13) Маленькие, нежные, с молочно-белыми, широко расставленными крылышками, они облепили мокрые камни, прятались под листьями кустарника, в осоке.(14)Поденкам, должно быть, тоже было жарко, и потому они до поры укрывались в холодке, в тени или сырости.

(15)А вечером мы наблюдали настоящий праздник поденок. (16)Как только спала жара, мириады насекомых белым бураном закружились над рекой.(17) Они словно танцевали в воздухе: быстро-быстро взлетали кверху, а затем, расправив крылья, плавно скользили низ, к самой воде.(18) Потом снова взлетали и снова скользили.(19) И так без конца.

        -(20) Вот этими танцами и заполнена вся их жизнь, - сказала Галина. –(21) Порезвятся, порадуются теплому вечеру – и с духом расстались.(22) Одно слово – поденки…

       (23) А я подумал о другом.(24) О том, что за один-единственный день эти крохотные создания успевают сделать столько же, сколько ворон за триста лет.(25) Нет, не только танцами заполнена жизнь поденок.(26) Надо родиться, окрепнуть, отложить яички для продолжения рода.(27) Наделенные таким ничтожно мизерным веком, им некогда даже поесть.(28) И в этом смысле скоротечная жизнь поденок неизмеримо богаче жизни ворона.

Фомин Леонид Аристархович (1932-1994) – уральский писатель, автор книг рассказов и повестей: «Мы идём на Кваркуш», «Ветка черёмухи», «Солнце красное поутру», «Сказка не кончается»,  «Лесная повесть», романа «Стеклянный дом» и др. - обладал редкой способностью в малом увидеть большое и силой образного слова раскрыть щедрость и богатство души современника, трепетную красоту родной природы.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «И в этом смысле скоротечная жизнь поденок неизмеримо богаче жизни ворона». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Сочинение

        В рассказе знатока уральской природы Л.А. Фомина «Поденки» мы попадаем в «тихий, солнечный день».  Всё вокруг нас дышит  спокойствием и умиротворением. В такие минуты человек обычно отрешается от повседневной суеты, погружается, сам того не ведая, в мир, населённый таинственными звуками, шорохами, красками. Хочется помечтать, подумать. И здесь любое явление природы, даже, на первый взгляд, незначительное, может стать поводом для философских размышлений. Маленькое полупрозрачное насекомое живёт всего один день, но за этот короткий срок, отведённый  природой, оно успевает всё! Я думаю, что писатель в последнем предложении сформулировал основную мысль своего рассказа: жизнь одна, прожить ее можно по-разному. Если ценить краткие секунды, то и их будет достаточно, не надо разбрасываться по пустякам. Попробую это доказать.

        В предложении № 13 находим сначала очень точное описание этих странных существ: «Маленькие, нежные, с молочно-белыми, широко расставленными крылышками…». Мы вместе с автором и его спутницей наблюдаем рождение паденок. Потом начинается Жизнь: «Как только спала жара, мириады насекомых белым бураном закружились над рекой.(17) Они словно танцевали в воздухе…(16)». Всё происходит на глазах невольных зрителей.  Писатель не случайно так подробно останавливается на этом «фейерверке», который устроили насекомые. Да, интересно наблюдать за происходящим, но его интересует другое…

        «Я думал о другом , - пишет он в 23 предложении. - О том, что за один-единственный день эти крохотные создания успевают сделать столько же, сколько ворон за триста лет» (24). Действительно, с автором трудно не согласиться. В этом смысле рассказ становится похожим на притчу. Здесь уже каждый читатель сам решает для себя, с кем или чем можно сравнить жизнь подёнки.

        В заключение хочется добавить, что смысл последнего предложения текста можно интерпретировать по –разному. Для одних – успевай радоваться, живи и не оглядывайся. Для меня – успевай сделать больше, ведь жизнь так скоротечна, больше сделать хорошего, не как Ворон.

     



Предварительный просмотр:

Псевдотекст: дидактические материалы.

Пояснительная записка.

          Псевдотекст – это упражнение, части которого объединены темой, но взяты из разных источников.

          Работа с псевдотекстом является одним из средств формирования коммуникативной компетенции учащихся. В её основе лежит принцип лингвостилистического исследования. Такого рода упражнения можно предлагать на уроках обобщения и повторения или в качестве зачётных заданий.

Цель работы для учащихся: овладеть умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений.

Цель работы для учителя: способствовать формированию навыков учащихся находить текстообразующие компоненты каждого отрывка, составляющего псевдотекст.

Система работы с такими упражнениями описана Антоновой Е.С. в журнале «Русский язык в школе» №2 2002г. в статье «Тайны текста» и секреты методики».

Псевдотекст №1

Задание.

1. Сколько авторов рассказывают о горах?

Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой. Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег. Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

2. Вычленить тексты по четырём признакам:

  • единство темы
  • тип речи
  • стиль текста
  • способы связи предложений в тексте.

Псевдотекст №2

Задание.

1. Сколько авторов рассказывают о грозе?

Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа. Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом. Громом называется явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас  и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила сносит наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров. Гремят раскаты громовые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

2. Вычленить тексты по четырём признакам:

  • единство темы
  • тип речи
  • стиль текста
  • способы связи предложений в тексте.

Тексты первого упражнения:

А) Горные вершины спят во тьме ночной;

     Тихие долины полны свежей мглой;

     Не пылит дорога, не дрожат листы…

     Подожди немного, отдохнёшь и ты.

                                     М.Ю.Лермонтов

Б)  Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

В)  Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа.

Тексты второго упражнения:

А) Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа.  Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас  и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила сносит наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров.

                                                     С.Т.Аксаков

Б)  Люблю грозу в начале мая,

      Когда весенний первый гром,

      Как бы резвяся и играя

      Грохочет в небе голубом.

      Гремят раскаты громовые,

      Вот дождик брызнул, пыль летит,

      Повисли перлы дождевые,

      И солнце нити золотит.

                                  Ф.И.Тютчев

В) Громом называется явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сжатое изложение Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора , логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений ; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля , однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Слайд 2

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения : - умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); - умение сокращать текст разными способами; - умение правильно и логично излагать свои мысли, - умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Слайд 3

Методические требования к сжатому изложению : -сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; -использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; -установление смысловой связи между предложениями; -использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Слайд 4

Способы сжатия текста : 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Слайд 5

К приемам сжатия текста относятся : 1) сокращение отдельных членов предложения , некоторых однородных членов предложения; 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений , повествующих об одном и том же предмете речи; 3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые; 5) перевод прямой речи в косвенную ; 6) пропуск предложений , содержащих второстепенные факты; 7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Слайд 6

Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе - содержательно, правильно, последовательно воспроизводить в письменной форме исходный текст; - использовать языковые средства авторского текста; грамотно оформлять текст и с орфографической, и с пунктуационной стороны. Подготовка к экзаменационному изложению должна вестись в двух направлениях: - со стороны учителя, осуществляющего ряд тренировочно-обучающих изложений, контрольное и предэкзаменационное; - со стороны учащихся, тренирующих память в самостоятельных пересказах текстов, осваивающих стилистику разных авторов, обогащающих свой лексикон.

Слайд 7

Содержание текстов должно быть разным: информативно значимым, проблемным, эстетическим. Можно использовать такие варианты работы: - учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти; - учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух –письмо по памяти; - учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти. Самая удобная форма – миниатюры: изложения-миниатюры и сочинения-миниатюры. Эти небольшие по объёму тексты обладают всеми качествами, которые обычно предъявляются к «обычным» текстам.

Слайд 8

Скрипучая дверь Е. Пермяк В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод. Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь. - Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности. Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве. (198 слов)

Слайд 9

В новую избу навесили хорошую Дверь. (Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу) , и ее не в чем было упрекнуть. (Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)

Слайд 10

Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, (И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. (Они с трудом открывались и закрывались.)

Слайд 11

(Рамам уделялось много внимания,) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы ее заметили. (- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением) , что это стало невыносимым для окружающих.

Слайд 12

Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили (другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) - ее дверные обязанности.

Слайд 13

Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. (Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сжатое изложение (теория и практика подготовки)

Слайд 2

ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

Слайд 3

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

Слайд 4

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур

Слайд 5

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Вообще , люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.

Слайд 6

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов

Слайд 7

Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

Слайд 8

Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Слайд 9

. Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Слайд 10

Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Слайд 11

ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (теория и практика подготовки) Н. Н. Галкина, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 297 СВАО города Москвы

Слайд 2

? О чем текст ? - по началу текста ; - по ключевым словам ; - по ключевым эпизодам ; - по поступкам или размышлениям героев ; - по заглавию текста Этап определения ТЕМЫ текста

Слайд 3

ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ ТЕКСТА Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить : У ней особенная стать – В Россию можно только верить . РОССИЯ

Слайд 4

ВЫПИШИТЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ИЗ ТЕКСТА И ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ Язык –это история народа. Язык –это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Язык –историческое и культурное достояние нации

Слайд 5

В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НУЖНО РАСПОЛОЖИТЬ ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ ? (1) Любить отечество невозможно заставить декретом.(2) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3) Любовь надо воспитать. (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. А) 3, 1, 2, 4 Б) 2, 1, 3, 4 В) 4, 2, 1, 3 Г) 4, 1, 2, 3

Слайд 6

Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем Домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать. ВАЖНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Слайд 7

Этап определения ОСНОВНОЙ МЫСЛИ (ИДЕИ) текста - о бщая тональность звучания текста ; - настроение, которое вызывает прочтение текста ; - отношение автора к событиям, героям ; - наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль ТО, ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАН ТЕКСТ

Слайд 8

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ? Порой меня поражает странное невежество молодых людей. Это плохое знание истории, отсутствие той большой, высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. Ведь он не летучий стручок в мире : у него есть корни, а они в земле его предков, которые создавали наше государство. Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, прошлое должно быть частью его души, существа, естества человеческого.

Слайд 9

ТЕЗИС основная мысль микротемы одно предложение, в котором сжато выражена основная мысль глагольный именной

Слайд 10

Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей ! Красота в мире –это разнообразие, непохо- жесть.Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых яркими личностями, - такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике. Прочитайте первое предложение абзаца Предположите : до этого предложения речь в тексте шла о том, что…

Слайд 11

«РАЗВЕРНИТЕ» данное предложение в абзац Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей ! (Василий Белов)

Слайд 12

Каждый рождается в мир с печатью какого-либо таланта. Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребенка есть потребность в игре. Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей!

Слайд 13

Прочитайте текст академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Какая мысль вам представляется основной ?

Слайд 14

Этап определения СТРУКТУРЫ ТЕКСТА вступление основная часть заключение

Слайд 15

Этап АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ текста : определение МИКРОТЕМ текста как частей общей темы Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего Сколько больших интонационных пауз в тексте – столько в тексте абзацев

Слайд 16

МИКРОТЕМА Тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

Слайд 17

Определите количество микротем Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны ? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. «Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Все дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.

Слайд 18

ПРОВЕРЬ! «Запас» культурной среды напрямую зависит от чувства патриотизма каждого человека. Историческое и культурное наследие своей страны надо оберегать.

Слайд 19

Определите количество микротем по ключевым фразам И еще один дар дала нам наша Россия : это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, - наша Россия. В нем все дары ее : и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм ; и стихийность, и нежность ; и простор, и размах, и парение, и мечтательность, и сила ; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные ; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем – вся поющая русская душа : эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений.

Слайд 20

ПРОВЕРЬ! В нем вся она, - наша Россия . В нем – вся поющая русская душа.

Слайд 21

Этап МОДЕЛИРОВАНИЯ сжатого изложения Как соединить содержание микротем в текст ?

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...