Главные вкладки

    Урок развития речи в 6 классе (подготовка к сочинению-описанию по теме"Пейзажная зарисовка".)
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Кравченко Татьяна Николаевна

    Урок насыщен разнообразием форм и методов,прведен в соответствии с требованиями ФГОС. Межпредметные связи с литературой,историей,искусством. Отрабатывалось умение определять типы речи,аргументированно доказывать свою точку зрения,развитие творческого воображения,воспитание эстетического вкуса. На уроке ипользовалось музыкальное сопровождение. Урок очень занимательный,вызывает интерес,воспитывает познавательную потребность. Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда. Урок оставляет положительные эмоции.

    Цели (образовательные,развивающие,воспитательные) полностью достигнуты.Результат урока-качество знаний, умений,навыков. Дети писали сочинение,все получили положительные оценки за работу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи в 6 классе

    (подготовка к сочинению-описанию по теме «Пейзажная зарисовка»)

     Цели деятельности учителя: создать условия для отработки умения определять типы речи, доказывать свою точку зрения, закрепить и углубить представление об описании, закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

    Планируемые результаты:

    Предметные: приводят доказательства принадлежности текста к определяемому типу.

    Метапредметные:

                     - личностные-дают адекватную самооценку учебной деятельности;

    - познавательные-структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекают нужную информацию, делают обобщения и выводы;

    -регулятивные-принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы;

    - коммуникативные-умеют формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

     Ход урока:

    -Какое сейчас время года?

    -Посмотрите, что изображено на иллюстрации? ( Зимний пейзаж.)

    -Пейзаж-изображение природы.

    -Начнем с небольшого словарного диктанта: природа,пейзаж,повествование,описание,рассуждение,сочинение,устное рисование.

    -Слова «повествование, описание, рассуждение» каким общим термином можно объединить? ( Типы речи.)

    Какой тип речи называется повествованием?

    -Что такое рассуждение?

    -Какой тип речи называется описанием?

    -Что может быть объектом описания? ( Природа, человек, животное и т. д.)

    -Какие задачи мы поставим сегодня на уроке, используя слова и иллюстрации?

    -По какому плану строится описание? (1.Дается общее представление описываемого. 2.Описание его частей, деталей. 3.Отношение автора к тому, что он описывает?)

    -Описание природы… Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока « Пейзажная зарисовка». Подготовка к сочинению-описанию.

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами

    Блестя на солнце, снег лежит

    Прозрачный лес  один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    -Знакомы ли вам эти строки? Кто их автор?

    -Какое настроение создается в этих строках? (Радости, бодрости, восхищение природой.)

    -Какие выразительные средства языка использует автор? (Сравнение « Великолепными коврами»)

    -Почему поэт использует такое сравнение? (Передает восторг перед красотой природы, создает ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.)

    -Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чем пишет поэт?

    ( Цвет: чистый, прозрачный, голубой, зеленый, серебристый.)

    -Что изображает А.С.Пушкин в стихотворении « Зимнее утро?»

    ( Картину природы, пейзаж, а через него свое настроение, свои чувства и переживания.) В этом стихотворении поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.

    В каждом времени года есть свое очарование, и поэты не могли не заметить как удивительна зима. Русские художники тоже не раз признавались в своей любви к зиме.

    Перед вами репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь».

    Рассмотрите ее. Нравится ли она вам? Какие ощущения, какое настроение создает этот пейзаж? Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?

    Вот как сам автор передал свое восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник-праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.»

    -Что объединяет картины зимы в стихотворении А.С.Пушкина и в пейзаже И.Грабаря?

    -А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Вивальди «Времена года.» ( Звучит «Зима»).

    Так композитор с помощью звуков передал свое восприятие зимнего пейзажа.

    -Какие чувства вызывает у вас музыка? Какую картину рисует ваше воображение?

    -Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, в живописи, в музыке. А теперь обратимся к теме нашего урока. И начнем с толкового словаря: зарисовка-то же, что и рисунок; рисунок-нарисованное изображение, воспроизведение чего-либо. Таким образом, пейзажная зарисовка-изображение природы в живописи, в музыке, в литературе.

    Выполненные вами рисунки-иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро» -тоже пейзажные зарисовки.

    -Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?

    И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой ее видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало Вот что писал об этом К.Г.Паустовский: « Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

    Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой стертые слова приобретают  новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те же мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

    -Итак, что же видит за словами писатель? Обратимся к отрывку из романа И.С.Шмелева «Лето Господне».

    …красота-то какая! Первая звезда, а вон-другая… Звезд все больше. А какие звезды!

    Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут,-голубой хрусталь, и синий, и зеленый-в стрелках.

    …Калитку тронешь,-так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице - сугробы, горы.

    …А воздух…-синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы-белые видения…

    -Подготовьте выразительное чтение отрывка.

    -Что в центре внимания писателя? Обратите внимание на описание звезд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?

    Какие эпитеты подбирает автор к слову «воздух»? Почему именно такие? ( Синий-от света звезд на синем небе; звездный-от снега, который искрится; дымный-так как предметы едва можно различить в снежной дымке.)

    -Какие необычные сравнения встретились вам в последней части?

    (Березы-белые видения. Белые стволы сливаются с сугробами снега, поэтому в морозном воздухе кажутся отдаленными).

    -Мы проанализировали несколько пейзажей и пейзажных зарисовок.

    Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать пейзажные зарисовки. А сейчас попытаемся определить порядок работы над сочинением.

    План:

    1.Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словами.

    2.Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать у читателя?

    3.Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

    РЕФЛЕКСИЯ:

    -Что выполняли на уроке? Интересный ли был урок? Какие вопросы вызывали затруднение? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

    Какие задания были наиболее занимательными?

    Итог урока: написать сочинение на одну из предложенных тем.

    1.Краски зимнего леса.

    2.Зимнее великолепие.

    3.Сумерки в декабрьском лесу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"

    Урок  в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной.  ...

    Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию"Прогулка по зимнему лесу

    ЦЕЛЬ:1.обобщить теоретические сведения о стилях речи, типах текста,о средствах выразительности языка;          2.формирование умения определять и самим исп...

    Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

    Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...

    Урок развития речи в 8 классе.  Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры.

    Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры....

    Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к сочинению-описанию внешности

    Данный материал позволит учителю провести полноценный урок с использованием компьютерных технологий. Предусмотрены и словарная, и групповая работа, работа с картинами и литературным примером. Предлага...

    Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

    Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....