Исследовательская работа "СМС как современный эпистолярный жанр"
материал по русскому языку (7 класс) на тему

Василевская Лидия Владимировна

Ученица рассмотрела этапы развития эпистолярного жанра. Ею были проанализированы положительные и отрицательные стороны СМС общения, проведен соц. опрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_cmc.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

CMC как современный эпистолярный жанр

Исследовательская работа по литературе

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………….стр. 3
  2. История эпистолярного жанра……………………………………………….стр. 4
  3. CMC как современный эпистолярный жанр
  1. Что такое СМС………………………………… ………………...стр. 7
  2. СМС - мания - болезнь века?......................................................... стр. 8
  3. Сферы применения СМС………………………………………..стр. 9
  4. Характерные признаки для СМС ………………………………стр. 10
  5. Отрицательные и положительные стороны СМС ………………стр. 10
  6. Жанры СМС………………………………………………………стр. 11
  7. История возникновения смайлов……………… …………….......стр. 13
  8. Опрос в Интернет сети…………………………………………....стр. 13
  1. Заключение……………………………………………………………….……стр. 15
  2. Список литературы…………………………………………………………... стр. 16

Введение

Развитие техники упростило способы общения людей друг с другом. Электронные сообщения вытеснили из нашей жизни такое красивое и душевное понятие, как «письмо в конверте». А ведь в этих письмах люди выражали свои мысли, чувства, переживания, эмоции, а также воспитывали в себе культуру речи. С каждым годом SMS все больше вытесняет эпистолярный жанр. Данная форма общения, конечно же, удобна, но, к сожалению, люди в электронных сообщениях забывают о культуре письменной речи.

Цель данной работы - изучение смс как эпистолярного жанра письма, его создание и развитие.        Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

  1. выяснить, что такое эпистолярный жанр;
  2. определить, в чём особенности смс-сообщений как эпистолярного жанра;
  3. узнать, какие «плюсы» и «минусы» имеет смс общение.

Данная тема является актуальной по многим причинам:

  1. число пользователей мобильной связью постоянно растёт;
  2. пользователи смс-сообщениями постоянно  «молодеют»;
  3. традиционное бумажное письмо умирает;
  4. жизнь заставляет нас общаться эсэмэсками, и это ведёт к упрощению языка.

Гипотеза: Существует мнение, что СМС - сообщения способствуют разрушению русского языка. Гибнет ли эпистолярный жанр в СМС - сообщениях?

Объект исследования: Культура общения людей в современном обществе.

Предмет исследования: СМС – сообщения как разновидность современного эпистолярного жанра.

В ходе работы над этой темой я обращалась к Интернет-материалам, к научной литературе, наблюдала, как окружающие меня люди пользуются смс, проводила анкетирование среди ровесников, анализировала полученные результаты.

Методы исследования: изучение источников информации (научной литературы), опрос, наблюдение, оформление результатов.

История эпистолярного жанра

Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – жанр литературного произведения. Текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Он возник еще во времена античности. Одним из первых произведений, написанных в этом жанре, считается послание Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии.

Важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярного жанра:

  1. сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи
  2. разделение писем по сфере общения на деловые и частные, с учетом мотивов и целей- по видам
  3. использование языковых средств, соответствующих сфере переписки
  4. устойчивая композиция текста (более жесткая в официальном и свободная - в частных письмах)
  5. точное обозначение отправителя и получателя; обращение к последнему, подпись отправителя
  6. соблюдение речевого этикета с учетом адресата, характера сообщения и национальных эпистолярных традиций.

В 1665 году возникла международная почта. К 1750 году русские внутренние почтовые тракты находились в прекрасном состоянии. 3900 почтовых лошадей обслуживали перевозки на 574 почтовых станциях. Регулярно, по вторникам, курсировала почта в обоих направлениях по маршруту Москва – Новгород – Тверь – Петербург. Петербург являлся узловым пунктом маршрутов Петербург – Выборг – Швеция  и Петербург – Нарва – Рига – Мемель.

Почтовые тарифы изменялись в зависимости от расстояния. Пересылка ценностей в письмах запрещалась указом от 1701 года.

В Древней Руси грамотных людей было очень мало.  Письма писали в основном монахи, князья и их окружение. Эти письма носили дипломатический характер и служили средством связи с иноземными, а также  использовались в торговле. Одним из первых  начал писать письма Иван Грозный. Иван стал писать по праву и долгу монарха учить вверенный ему Богом народ. В роли «отца Отечества» и защитника правой веры он сочинял послания, давал наказные памяти.

Скоропись - сложный тип письма. Она представляет собой особую графико-орфографическую систему, противопоставленную более древним формам кириллического письма – уставу и полууставу. В XVI веке уставом и полууставом переписывали главным образом библейские тексты и церковные творения, скорописью – памятники деловой письменности, юридические и административные документы и очень редко литературные произведения.

Письмо – это особый (эпистолярный) жанр речи. Оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

Частные письма делятся на официальные (переписка частных лиц и организаций) и неофициальные (переписка друзей, знакомых, родственников).

Частными неофициальными письмами считаются письма хорошо знакомых корреспондентов, друзей, родственников, т. е. людей, поддерживающих неофициальные отношения. В женской переписке, как, впрочем, и в мужской, обращение и подпись зависят от степени близости отношений и бывают самыми разнообразными.

Композиционно письмо состоит из трех частей:

- зачин (дата, место, откуда отправляется письмо, приветствие, обращение);

- основная информационная часть ( повод к написанию письма );

- концовка (прощание, просьбы, пожелания, подпись, приписки).

XVIII  и  XIX века были в значительной мере веками письма. Это было связано с усовершенствованием почтовой техники, усовершенствовались дороги и почтовые сообщения. Были твёрдо упорядочены дни отправления писем: их отправляли два дня в неделю - это назывались почтовые дни. Эти дни человек заранее планировал и откладывал все свои дела. А.С.Пушкин писал: «Почтовый день - мой чёрный день», - нужно было писать письма. Письма приходили регулярно. Правда, нужно сказать, что в России, да и в Европе в это время развивалась гадкая манера проверять письма на почте – это называлось «чёрным кабинетом».

Для того чтобы уметь написать письмо, надо было обладать внутренней культурой. Необходим был и внешний навык, обучали писать письма, учили, как надо обращаться – это был специальный ритуал. Один зачин в обращении к начальству, другой к другу, к любимой женщине, к императору. Нужно знать, как обратиться, иначе это будет неприлично. Одно неправильное слово в обращении может всё испортить. Сложнее всего давалось писать письма искренние и выражающие сердечные чувства, переживания. А это было необходимо для каждого дворянина. Тогда люди не жили так скучно, как сейчас. Они жили в значительной мере по поместьям, по деревням, в Петербург и Москву съезжались на какие-то сезоны, а в основном поддерживали связь перепиской. Получение письма для семьи было целым событием. Письма, как правило, читались вслух. Очень часто нескольким друзья писались письма на одном листке. Это письмо передавалось из рук в руки и очень сближало людей.

Таким образом, 18 и 19 века можно назвать веками письма. Что же происходит в наше время с этим жанром? Что вытесняет, а, может быть, и уже вытеснило письмо в 21 веке?

На улице и в метро, на занятиях и в лифтах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы. Не номера, а СМС-сообщения, попросту смски. Очевидно, что воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Это и есть современный жанр письма, являющийся в 21 веке очень популярным. Вместо бумаги – телефон, вместо пера – кнопки. Но суть осталась прежней – сообщить о чём-то, поздравить, выяснить отношения, то есть то же, что и в 18 - 19 веке. Хотелось бы разобраться: вытеснили ли смс-сообщения жанр бытового письма?

CMC как современный эпистолярный жанр

Что такое СМС? История развития СМС.

SMS (Short Message Service) –услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона, короткое (не более 160 знаков) текстовое сообщение, использующее для передачи смысла сокращения, заимствования, идеограммы и т. д.

История развития SMS весьма интересна. 14 лет этот сервис оставался невостребованным. Потом за короткий период времени стал для большинства операторов чуть ли не основным источником дополнительных доходов.

Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ЕТSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями. В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством, На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.

Новую перспективную технологию признали не сразу. Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу. Причины очевидны — в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения, да и количество заинтересованных в услуге пользователей было невелико.

Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS - оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а следовательно, получил и признание рынка. Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни – сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи.

СМС-мания – болезнь века?

    Для мужчин мобильный телефон, как и автомобиль, – средство передвижения и престижа. Аппарат должен быть не столько дорогой, сколько надежный. Для женщин это аксессуар, безделушка. Потому они чаще теряют и ломают аппаратики. Говорят, что легче найти иголку в стоге сена, чем мобильный в дамской сумочке.

    В руках некоторых персонажей мобильник может стать орудием пыток. Достаточно назвать ревнивцев и психопатов всех мастей: «Ты где была в 13.30?!», «Ты с кем так долго разговаривала?», «Почему у тебя такой напряженный голос?». Безусловно, мобильник – лучший подарок тяжелым невротикам, которым каждые пять минут нужно знать, что с ними все нормально.

    Порок мобильного сетевого маркетинга в том, что каждый новый абонент прессует своих родных и друзей вступить в ряды потребителей сотовых компаний. Став им, автоматически становишься заложником этого маленького террориста.

    Новое поколение называют поколением «Большого пальца», или клипперами.  Вначале они сидели за компьютерными приставками, теперь ловко чирикают SMS-ки. Родители жалуются, что не могут поговорить с детьми и пяти минут, ибо те постоянно отвлекаются на получение и отправку сообщений. Но жалуются и дети. После войны, когда женщинам приходилось не разгибаясь восстанавливать страну, они, уходя из дома, привязывали чаду веревку к ноге или руке, а конец выводили через форточку на улицу. Можно было подергать и разбудить уснувшего малого, чтобы он открыл замок изнутри. Такая связь была тактильной, беззвучной. Телесной, как сама любовь. Сегодня мамы, держащие своих малышей на мобильнике, как на поводке, – наше национальное бедствие. Они требуют, чтобы ребенок звонил на каждой переменке, как будто его не в школу отправляют, а на войну.

      Администрация школ не может запретить мобильники детям, а лишь требует выключать их на уроках. Психологическая зависимость от материнского авторитета – результат такого «мобильного» воспитания. Наблюдение за парами, которые отличаются трассирующей телефонной активностью днем, показывает, что им не о чем поговорить, когда они оказываются на кухне или в спальне вечером. За день мотивация и страсть выветриваются. Идет прямое и агрессивное вытеснение нормальных человеческих контактов. И даже не в том беда, что люди, подверженные страхам и фобиям, места себе не находят, когда в их жизнь вторгаются другие, и, как следствие, не справляются со своими супружескими обязанностями. Главное, что совершается подмена многозначительных взглядов, робких и трепетных касаний, горячей волны при его (ее) приближении на обмен веселыми и по большому счету ничего не значащими фразами.

   В общем, в который раз мы стали рабами вещи, изначально призванной быть нашим мальчиком на побегушках. Более того: эта вещь, все более совершенствуясь функционально и по части дизайна, все меньше служит нам по своему прямому назначению. Для кого-то мобильник сегодня фотокамера, для кого-то – компьютерная игра, для кого-то – брелок или нечто вроде четок...

                             

Сферы применения СМС

Сегодня с помощью  SMS назначают свидания, сообщают о разрыве  отношений, в некоторых странах даже разводятся, разговаривают по ICQ, общаются с налоговыми органами, увольняют с работы, принимают исповеди, отпускают грехи. Список возможных сфер применения SMS растет ежедневно.

Оказывается, что при помощи клавиатуры мобильного телефона можно не только назначать друг другу свидания, но и объясняться высоким литературным стилем. Так в Великобритании тексты литературной классики перевели на язык смс-сообщений. В помощь студентам и школьникам из произведений выбрали ключевые отрывки, которые можно цитировать на экзаменах, в сочинениях.

Раз мы читаем классику на языке SMS, то и сочинения пишем на этом же языке. Некоторое время назад весь    мир облетела новость о 13-летней английской школьнице, написавшей сочинение     на тему "Как я провёл лето" на языке SMS . Учитель, увидевший творение своей подопечной на какой-то миг почувствовал себя учёным-историком, столкнувшимся с таинственным языком какого-то древнего народа. Вот как звучало это: "My smmr hols wr CWOT.B4,we used 2go2 NY 2C my bro, his GF & thr 3: kids FTF. Ilny,it’s a gr8 plc.”. Над разгадкой этого сообщения разведчикам-шифровальщикам, уверен, пришлось бы биться не один месяц, хотя любому "продвинутому" подростку не составило бы труда прочитать это послание. В переводе на нормальный человеческий язык оно звучит так: "My summer holidays were a complete waste of time. Before, we used to go to New York to see my brother, his girlfriend and their three screaming kids face to face. I love New York. It’s a great place.” ("Мои каникулы оказались пустой тратой времени. Раньше мы ездили в Нью-Йорк, чтобы навестить моего брата, его девушку и их трех крикливых ребятишек. Я люблю Нью-Йорк. Это классное место!").

Общение sms-ками прочно вошло в жизнь.

В разных  странах выпущены специальные толковые словари, в них даются объяснения сокращений, используемых в SMS, наиболее короткие варианты написания тех или иных выражений, а также рекомендации по поводу уместности их употребления в деловой и дружеской переписке. В словарях также упоминаются графические символы, используемые для описания эмоций. Например, словарные статьи поясняют, что значок “:-0” означает удивленный и т. д.

Характерные признаки для СМС

Смс как средству общения характерны следующие признаки:

• ясность, четкость и краткость, т.к. СМС-сообщений ограничено в знаках. (Ясно. Хорошо. Еду. Буду поздно.)

• для смс не всегда характерно соблюдение правил пунктуации и грамматики. (Ага щас приеду жди)

• особый смс-сленг. (лю тя-люблю тебя; прив-привет)

• большое количество сокращений слов, высказываний. (универ университет)

• смайлики; по-особому составленные, как правило, из знаков препинания картинки, отображающие настроение автора. :)- выражение радости.)

Отрицательные и положительные стороны СМС

Недостатками данной услуги являются:

• За счёт SMS-рассылки многие мошенники выманивают у пользователей сотовой связи деньги или важную конфиденциальную информацию.

• затрата денег и времени, некоторые люди даже зависимы от смс, следовательно, у них уходит на это огромное количество средств.

• любители частого общения по SMS очень редко пользуются новыми словами и не пополняют свой лексикон. Так же современная молодежь, которая общается по большей части с помощью коротких сообщений, становится необразованной массой, которой лень использовать длинные слова.

• доставка сообщений не гарантируется. Вы можете предполагать, что известили нужных людей, а они могут не получить Ваши SMS или получить с большим опозданием.

Но так же СМС услуга имеет и ряд положительных черт:

• СМС полезно, если вы не хотите, чтобы были слышны шумы вокруг Вас.

• это занимает меньше времени, чем бы вы потратили на телефонный звонок.

• СМС также удобный способ общения для глухих людей и людей с нарушениями функции общения.

• Через СМС можно проголосовать на конкурсе или опросе. Получить информацию относительно маршрутов, сеансов кино, погоды, новостей и др.

Жанры SMS.

СМС сообщения- настолько популярны среди молодежи, что уже стали частью нашей жизни! Но оказывается и у такого незатейливого на первый взгляд жанра есть своя специфика. Как речевой жанр, sms, обусловлен ситуацией общения. Определенному типу ситуаций соответствует свой набор жанров. Таким образом, типология жанров в той или иной коммуникативной сфере должна базироваться на типологии ситуаций. Выделяются такие жанры, соотнесенные с ситуациями, как, например: извинение, просьба, ябедничество, истерика, донос, ссора, телеграмма, заявление, тост, поздравление, признание в любви, интервью, анекдот и т.д.

Жанров СМС множество:

-Любовные

-Поздравительные

-Дружеские

-Весёлые

-Стихи

Смс стихи - это новый жанр в поэзии, не требующий особых навыков. А только умение писать грамотно и в рифму. Но даже, если Вы не можете выдавить из себя не строчки, то не беда, можно воспользоваться специализированными сервисами, которые сделают всё за Вас. Вам только понадобится поменять несколько строф или фраз по Вашему усмотрению.

Смс стихи могут быть написаны по любому поводу и на любую тему, это могут быть любовные, поздравительные и смешные стихи. Способ их написания, везде одинаков, только цель этих стихов разная.

(Ты – как летняя прохлада,

Ты – как солнышко зимой,

Хорошо, когда ты рядом,

Разумеется, со мной!)

Любовные смс- именно в таких смс признаются в чувствах.

(Любимая! Спасибо за тепло,

И за заботу, и за нежность взгляда,

За то, что мне безумно повезло,

Что девушка мечты со мною рядом!)

Поздравительные смс стихи — это стихотворения с поздравлениями близких друзей или родных, в которых написаны тёплые, красивые слова, адресованные тому или иному человеку.

Смешные смс стихи — это забавные, смешные стихотворения, которые дарят людям радость и веселье.

Прикольные смс :

(Залезла в папину библиотеку, открыла для себя томик Вольтера, нашла 500 рублей. Вольтер мой любимый писатель!)

В СМС  нормативные знаки препинания зачастую уступают место смайликам – графическим значкам, передающим модусные смыслы. Это слово – от английского smile («улыбка») – обозначает значки, создаваемые с помощью вспомогательных небуквенных символов клавиатуры. Смайлики, эмограммы (smile - улыбка) - это значки, составленные из знаков препинания, букв и цифр, обозначающие какие-то эмоции. Они широко используются при общении в интернете - в письмах, форумах, чатах и т.п. В последнее время текстовые смайлики постепенно уходят в прошлое, а им на смену приходят графические - прикольные картинки, изображающие лица, предметы, знаки.

История возникновения смайлов.

Ещё в 1969 году Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций:

"Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос".

Однако точно установить, кто придумал смайл, вряд ли возможно, так как есть свидетельства, что этот знак  использовали ещё в 1960-х годах.

Американский художник Харви Болл (англ. Harvey Ball) в декабре 1963 года первым нарисовал графическое изображение улыбки в виде двух точек и дуги в жёлтом круге.

Коронное шествие Мистера Улыбки по миру началось в 70-х после того, как для него был придуман соответствующий лозунг - Have a Happy Day ("Счастливого дня").  Желтые рожицы "засветились" на футболках, рюкзаках, карандашах. Даже почтовая служба США выпустила веселую марку. Смайл печатали на всем, что может продаваться, он приносил огромные доходы всем, кроме его непосредственного создателя. Харви Бэлл не стал регистрировать свое авторское право.

Так же стоит отметить, что смайлы бывают двух видов:

графические ;)

рисованные

Опрос в школе.

Мною был проведен опрос в классе  с целью выяснить, насколько популярна смс услуга в наши дни, насколько она важна для человека.

 В опросе приняли участие 43 человека.

  1. Первый вопрос: кто  чаще (мужчины или женщины) пользуется услугой смс?
  2. Второй вопрос:  люди какого  возраста чаще пользуются услугой смс?
  3. Третий вопрос: как часто пользуются услугой смс?
  4. Четвертый вопрос, которым я заинтересовалась: с какой целью люди пользуются данной услугой?

И вот, что показал опрос:

В основном пользуются СМС услугой подростки 14-18 лет, о чем свидетельствует 49,5 %. На втором месте - пользователи постарше, это юноши и девушки 19-29, что составляет 36, 4 % опрошенных. Люди старше этого возраста смс используют гораздо реже - 4,7 % и 3,6 % респондентов.

Я поняла, что в основном люди пишут смс для связи с друзьями и семьей (75%), чтобы сообщить важную на данный момент информацию. А вот знакомиться с новыми людьми по смс люди совсем не любят и не делают этого, о чем говорят данные  0,4%. Но так же оказалось, что с помощью смс общения люди решают и бытовые проблемы: 13,4 % ответили, что в основном пользуются смс именно для этого.

Заключение

Таким образом, можно прийти к выводу, что смс – сообщения являются современным эпистолярным жанром и обладают некоторыми преимуществами перед почтовым письмом: быстротой создания и быстротой передачи. Помимо смс послание можно передать по электронной почте и другими способами современной связи. Но и здесь у смс-сообщений преимущество: телефон всегда под рукой.

 Основных причин SMS в массовой культуре  несколько:

-развитие электронных коммуникаций;

-современные люди стали проявлять больше индивидуализма, не очень–то доверяют друг другу, предпочитают все самое тайное и сокровенное носить в себе;

-если в 20 веке мы могли часами общаться по телефону, то сегодня даже телефонные переговоры вынуждены сократить до минимума — они превратились в слишком дорогое удовольствие;

-многие ученые считают, что под влиянием жизненных условий мы переживаем  какие–то изменения на генном, даже молекулярном уровне и сильно отличаемся от людей, скажем, XIX столетия.

В целом можно сделать выводы, что смс-сообщения заменили письма для представителей молодого поколения. Люди в возрасте от 50 и старше предпочитают общаться «по старинке» и до сих пор пишут друг другу письма, считая электронные письма чем-то неживым, ненастоящим. Люди в возрасте от 30 до 50 успевают писать и бумажные, и электронные письма, активно обмениваются смс-ками. А вот молодое поколение скоро совсем забудет, как держать в руках перо и бумагу, что очень тревожит. В тех же эсэмэсках и электронных письмах молодежь делится не мировоззрением, а мироощущением на уровне: «Привет, пока, супер–пупер». Но личностное общение — это нечто большее, это система ценностей, культурное насыщение — в этом контексте эпистолярный жанр, конечно, умер. И если кто–то захочет сегодня писать письма — пожалуйста. Давайте все будем писать письма! Но значит ли это, что возродится эпистолярный жанр? Нет, конечно. Он возродится как «прикол», превратится в игру в бумажные письма... Полностью бумажное письмо умрет только тогда, когда наши дети вместо авторучки будут иметь под рукой компьютер и свои первые слова наберут на клавиатуре ноутбука.

Список литературы

1. Акишина А.А. Письмо как один из видов текста. // Русский язык в школе,- №2, 1982.

2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М., 1981.

3. Белинский В Г. Полн. собр. соч., т. 1. М.—Л., 1953, с. 265.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 2006

5. Белова А.В. Российская женщина и европейская культура. // http: www. anthropology. ru.

6. Белунова Н.И. Комфорт речевого общения ( Дружеское письмо). // Русский язык в школе - №5, 1996.

7. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. – М., 1987.

8. Будагов Р.А. Человек и его язык. – М., 1974.

9. Ваш телефон. Руководство пользователя. М., 2005

10. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. – М., 1982.

11. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового времени. – М., 1995.

12. Гринь Е.А. 300 SMS приколов и любовных. М., 2006.

13. Гроссман Л.П. Письма женщин Пушкину. – М., 1997.

14. Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2-х , т.2/ Сост. В.В.Кунин- М.,1986.

16. История русской культуры 19-20 веков. Пособие для вузов. / Под ред. П.В.Кошман. – М., 2004.

Интернет сайты:

1.http://daz.su/nash-otvet/kultura/20/index.aspx

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EF%E8%F1%F2%EE%EB%FF%F0%ED%FB%E9_%F0%EE%EC%E0%ED


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи

Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...

Его величество эпистолярный жанр (урок письма)

В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...

сочинение эпистолярного жанра "Вообрази себя деревом,растущим в лесу"

Сочинение на экологическую тему.Автор пишет письмо от имени дерева, это крик о помощи......

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....

Урок письма. (Эпистолярный жанр. 5 класс).

Урок для 5 класса. На уроке учащиеся узнают историю письма, конверта, почтового ящика. Ребята познакомятся с правилами написания писем, видами писем. научатся правильно оформлять конверт....

урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку

Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать  интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...

исследовательская работа на тему "SMS сообщения как разновидность эпистолярного жанра" (7 кл)

      В ходе исследования учащаяся пыталась найти подтверждение своей гипотезе: SMS сообщения можно считать новой разновидностью эпистолярного жанра. Был сделан сравнительный ана...