исследовательская работа на тему "SMS сообщения как разновидность эпистолярного жанра" (7 кл)
творческая работа учащихся по русскому языку (7 класс) на тему

Метелёва Елена Леонтьевна

        В ходе исследования учащаяся пыталась найти подтверждение своей гипотезе: SMS сообщения можно считать новой разновидностью эпистолярного жанра. Был сделан сравнительный анализ писем прошлых лет и современных  SMS сообщений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

II. ВВЕДЕНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ.

     Бумажные письма по праву считаются величайшими культурными ценностями человечества. Письмо - это такое средство общения, которое помогает человеку сохранить духовные, родственные, личные традиции. Письма передают настроение, раскрывают душу человека. Но стремительность жизни заставляет нас общаться быстро, кратко.

     С появлением телевизора, кино, Интернета, мобильных телефонов современный человек уходит в мир виртуальный. На сегодняшний день телефон - это не только разговоры, но  и офис, почтовое отделение, мобильный советчик, всевозможные услуги современного человека. На мой взгляд, возникает новый современный жанр письма, который, к сожалению, вытесняет жанр бумажного письма, потому что обладает некоторыми преимуществами перед почтовым письмом, о которых мы чуть позже поговорим.

  Данная тема является актуальной по многим причинам:

  • традиционное бумажное письмо «умирает», несмотря на попытки его реанимировать (ежегодно проходит Всероссийский конкурс «Урок письма»);
  • число пользователей мобильной связью постоянно растёт;
  • эпистолярный жанр, как форма человеческого общения, соединяет людей, помогает взаимопониманию.

      Новизна работы заключается в выборе самого объекта исследования. В работе представляется новое осмысление SMS сообщений не просто как средства передачи информации, а как  разновидности  эпистолярного жанра.

      В рамках одного исследования невозможно дать полное и исчерпывающее описание SMS сообщении как новой разновидности эпистолярного жанра. В данной работе приводятся признаки, по которым SMS сообщения можно отнести к эпистолярному  жанру.

Цель:  рассмотреть SMS сообщение как разновидность эпистолярного жанра.

Задачи:         

  • изучить по данной теме лингвистические источники информации: статьи, Интернет-ресурсы, справочники, словари, авторефераты, учебники;
  • проанализировать SMS сообщения и выявить основные признаки, по которым SMS сообщения можно отнести к эпистолярному жанру;
  • изучить особенности языка SMS; определить типичные нарушения        языковых норм в данных сообщениях;
  • провести социологический опрос и определить, влияют ли SMS сообщения на грамотность школьника;
  • определить степень популярности  SMS сообщений на основе результатов исследования.

ГИПОТЕЗА: SMS  сообщения  можно считать разновидностью эпистолярного жанра.

Методы проведения исследования

Теоретический:

  • изучение источников информации (научной и художественной литературы, Интернет-ресурсы, справочники и т.д.).

Практический:

  • анализ SMS сообщений;
  • социологический опрос учащихся  школы;
  • анкетирование.

Объект (материал) исследования – SMS сообщения учащихся школы.

Предмет исследования – язык SMS сообщения и его влияние на грамотность школьников.        

II. SMS  КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА 

2.1. Признаки эпистолярного жанра. Письмо в 18-20 веках.  

Что же такое эпистолярный жанр? В Интернете мы находим определение:

Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – это жанр литературного произведения, содержание которого  преподносится читателю в форме переписки: письма, открытки, телеграммы и т.п.

Толковый словарь Ожегова:

Эпистолярный – относящийся к частной переписке, к письмам.
Возник этот жанр  ещё во времена античности.

Важнейшие признаки письма:

1) сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;

2) разделение писем по сфере общения на деловые и частные;

3) использование языковых средств, соответствующих сфере переписки;

4) устойчивая композиция текста (более жесткая в официальном и свободная в частных письмах);

5) точное обозначение отправителя и получателя; обращение к последнему, подпись отправителя;

6) соблюдение речевого этикета с учетом адресата, характера сообщения.

Для эпистолярного стиля характерны:

1) условные эпистолярные формулы-обращения, например: Мой дорогой мальчик; дорогой Сергей Васильевич; милый дружище

2) официальная форма обращения, например: Глубокоуважаемая Светлана Ивановна; уважаемый Юрий Петрович!

3) этикетные формулы, например: Не откажите в любезности…Давненько мы с вами не виделись…

4) разговорные обороты, например: Как ты учишься? Какое ты мне хорошее письмо написала!

5)типичные обороты конца письма, например: С уважением… До свидания… Ваш Виктор…

Эпистолярный стиль представляет живую литературно-разговорную речь, насыщенную фразеологией, сравнениями, метафорами, олицетворениями.

Композиционно письмо состоит из трех частей: зачина, информационной части, концовки: 

1) зачин (дата, место, откуда отправляется письмо, приветствие);

2) основная информационная часть (повод к написанию письма);

3) концовка (прощание, просьбы, пожелания, подпись).

       В качестве примера разберём письмо Ваньки Жукова дедушке из рассказа А.П. Чехова «Ванька». Пример текста в сокращении (Приложение 1)

Здесь мы видим и зачин, и основную информационную часть, и концовку.

      Так писали наши бабушки, дедушки и родители.    Разбросанные судьбой по городам и сёлам они  десятилетиями поддерживали переписку друг с другом. Скупые строчки, бегущие по бумаге, заменяли и встречи, и телефонные разговоры.

      Таким образом, 18 – 20 века можно назвать веком писем. Что же происходит в наше время с этим жанром? Что вытесняет или уже вытеснило письмо в 21 веке?

2.2. Изменение жанра письма в 21 веке.

     На улице, в метро, на занятиях, в лифтах, в очереди к кассе магазина и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых людей, задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают СМС. Люди практически перестали писать бумажные письма и некогда, и немодно! (Об этом подтверждает интервью у работников отделения связи Почта России) видеофрагмент

      Очевидно, SMS сообщения стали современным жанром письма, являющимся в 21 веке очень популярным. Вместо бумаги - телефон, вместо ручки - кнопки. Но

суть осталась прежней: сообщить о чём-то, поздравить, то есть то же, что и в 18 – 20 веке. 

2.3.  Что такое SMS?

Что же такое SMS? В словаре С.И.Ожегова  понятие «SMS-сообщение» мы не найдём.

Сведения из Интернета и Википедии

  • SMS – это услуга пересылки коротких сообщений (не более 160 знаков),  позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона.
  • Текст SMS сообщения может состоять из алфавитно-цифровых символов. Максимальный размер SMS в стандарте GSM — 140 байт.
  • С помощью расширенного варианта SMS, называющегося EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.  

Чтобы разобраться в этом вопросе, я предложила ребятам ответить на шесть вопросов (приложение 2), на которые получили следующие ответы (приложение 3). Было опрошено 67  человек, учащиеся  5,6,8 классов.

1) Знаете ли вы что такое  SMS сообщения: да – 67 чел., нет – 0 чел.

2) Как вы относитесь к SMS сообщениям: положительно – 51 чел., равнодушно – 16 чел., отрицательно – 0 чел.

3) Удобно ли пользоваться SMS сообщениями: да – 61 чел., нет – 6 чел. На вопрос «Почему удобно пользоваться SMS сообщениями?»популярным ответом было «Быстрая доставка в любую точку, где находится адресат. Не нужно искать почтовый ящик».

4) Пользуетесь ли вы SMS сообщениями и как часто: часто – 59 чел., редко – 4 чел., не пользуюсь – 4 чел.

5) Влияют ли SMS сообщения на грамотность человека и каким образом: влияют – 22 чел., не влияют – 45 чел. Среди тех, кто ответил « влияют», объяснили это тем, что при напечатывании слов абсолютно не задумываемся о правилах орфографии и пунктуации, допускаем сокращения, употребляем жаргонные слова.

2.4. Сферы применения SMS

     Сегодня с помощью  SMS назначают свидания, сообщают о разрыве  отношений, в некоторых странах даже разводятся, разговаривают по ICQ,

общаются с налоговыми органами, увольняют с работы, принимают исповеди, отпускают грехи. Список возможных сфер применения SMS растет ежедневно.

2.5. Особенности языка SMS;  эпистолярные признаки в SMS-ках

 Общение  молодёжи с помощью SMS-сообщений представляет собой письменную форму разговорной речи, что мы встречаем в личной переписке.

     Итак, какие же признаки эпистолярного жанра мы можем с вами обнаружить в SMS сообщениях. Обратимся прежде всего к официальной переписке. Примеры на слайдах показывают, что зачин присутствует, где указывается либо на место, откуда отправлено письмо, либо есть обращение к адресату письма. Во всех SMS сообщениях присутствует основная информационная часть, т.е. повод к написанию письма. Это либо предупреждение о предстоящей непогоде, либо напоминание об очередной оплате кредита, страховки, извещение о грядущих скидках в магазинах и т.п. Возможно, здесь нет ярко выраженной концовки, т.е. мы не увидим прощаний, пожеланий. Просто подпись. Таким образом, мы видим, что все признаки эпистолярного жанра налицо. Для деловых писем не характерна эмоциональность. В данных SMS сообщениях чувства как раз никак не проявляются.

      Теперь наше внимание привлечёт личная переписка. Как здесь обстоят дела?       Прежде всего, я хочу напомнить, что для  личных писем характерны непринуждённость, эмоциональность. Допустимо употребление просторечных слов (если, конечно, это не переписка двух профессоров). Вновь вернёмся к письму Ваньки Жукова, герою рассказа А.П. Чехова. В этом отрывке мы видим огромное количество просторечных слов: вчерась, выволочка, волосья, ихнего, ребятёнка, ейной, харю. А строчки «Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай» у любого человека вызовут чувства жалости, сострадания.

     Что же мы наблюдаем в личных SMS сообщениях. Здесь практически отсутствует зачин. Данное письмо начинается сразу с информационной части. Но этому можно, на мой взгляд, найти определённое объяснение. Сотовый телефон – это сугубо личная вещь. И адресант не использует в своих SMS сообщениях обращения, поскольку знает, что данный текст попадёт конкретному человеку. Увы, мы отказались в SMS переписке от приветствий. Но это только может свидетельствовать о незнании нами правил речевого этикета. Информационная часть в частных  SMS сообщениях есть, как я уже говорила выше. Она носит различный характер: просьба, напоминание, поздравление. Личные  SMS сообщения отличаются эмоциональностью, непринуждённостью. Можно наблюдать употребление просторечных слов, жаргонизмов: прикинь, вааще, друган, велик. Конечно, мы не всегда можем найти ярко выраженную концовку. Редко в SMS сообщениях, следую речевому этикету, говорят «До свидания» или «Пока». Таким образом, видно, что SMS сообщения (будь то деловые или частные) можно считать разновидностью современного эпистолярного жанра.

      Если мы пришли к выводу, что SMS сообщения можно считать новой разновидностью эпистолярного жанра, то невольно возникает вопрос, каким я вижу будущее этого жанра.        Письма, которые писались нашими бабушками, дедушками, родителями были неповторимыми. Они дышали чувствами, эмоциями. Прежде чем доверить бумаге сокровенные мысли, наши родственники думали, проговаривали про себя предложения, подыскивали нужное слово. Выражение «бумага всё стерпит» в данной ситуации не работало. Было стыдно показаться безграмотным человеком.

      А как обстоит дело с грамотностью в SMS сообщениях?        На это вопрос нам помогли ответить учащиеся нашей школы, которые  с пониманием отнеслись  к просьбе участвовать в эксперименте и предоставили для анализа свои SMS-сообщения.

Для выявления типичных орфографических, пунктуационных, грамматических и лексических ошибок в текстах SMS были проанализированы

SMS-сообщения  учащихся 5, 6, 8 классов. Проанализировав 49 сообщений, я обнаружила большое количество различных ошибок: орфографических, грамматических, пунктуационных.

Вот они, особенности языка SMS-сообщений, на которые   я обратила внимание.

  • Отклонения от норм литературного языка.
  • Употребление строчной буквы в начале предложения;
  • Использование просторечий и жаргонизмов;
  • Не обозначены границы предложений;
  • Сокращения, искажённое написание слов.
  • Использование символов, смайлов. (   )

      К сожалению, пренебрежение правилами приводит к тотальному снижению грамотности. Я думаю, что и на уроках учащиеся часто свои мысли излагают таким деформированным языком.

2.6. Отношение школьников к такой форме общения, как  SMS сообщения.

     Потребность в общении – сложное социально-психологическое явление. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению с помощью электронных средств. Учащимся 5, 6, 8 классов было предложено ответить на вопрос, какие современные способы общения со своими сверстниками вы предпочитаете (беседа в компании, общение дома, на улице, с помощью чатов, SMS-сообщений, по электронной почте)? Расположите перечисленные формы общения в порядке убывания.

     Большинство учащихся 8 класса (58%) отдают предпочтение электронным средствам общения, шестиклассники любят встречаться с друзьями (55%), отправлять эсэмэски (35%), учащиеся 5 класса      (65 %) отдали предпочтение общению  дома.

2.7. «Плюсы» и « минусы» общения на языке SMS.

       Несомненно, у SMS сообщений есть и плюсы, и минусы.

«Плюсы» SMS

«Минусы» SMS

1. услуга SMS занимает меньше времени, чем телефонный разговор;

2. SMS полезно, если вы не хотите, чтобы были слышны шумы вокруг Вас во время разговора;

3. SMS - удобный способ общения для

глухих людей и людей с нарушениями функции общения;

4. через SMS можно проголосовать на конкурсе или опросе, получить

информацию относительно маршрутов, сеансов кино, погоды, новостей и др.

5. преимущество SMS ещё и в том, что телефон адресата может быть и не активным  или  находится  вне  зоны  действия  сети  в  момент  отправки.

6. SMS можно отправить в одно и то же время нескольким людям из списка контактов в виде рассылки.

1. за счёт SMS-рассылки многие мошенники выманивают у пользователей сотовой связи деньги или важную конфиденциальную информацию;

2. затрата денег и времени, некоторые

 люди даже зависимы от SMS;

3. любители частого общения по SMS очень редко пользуются новыми словами и не пополняют свой

лексикон. Так же современная молодежь, которая общается по большей части с помощью коротких сообщений, становиться необразованной массой, которой лень использовать длинные слова;

4. доставка сообщений не гарантируется: вы можете предполагать, что известили нужных

людей, а они могут не получить Ваши SMS или получить с большим опозданием.

Из вышесказанного видно, что положительных моментов всё-таки больше, чем отрицательных. Потенциал создания электронного текста, в отличие от любого другого письменного текста, гораздо шире и предполагает наличие огромного арсенала экстралингвистических средств, которые возлагаются на всевозможные компьютерные функции. Например, графические - изображение «смайликов» или различных значков, которые передают эмоциональное состояние виртуальных собеседников.

IV.  ВЫВОДЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Итак, SMS как эпистолярному жанру характерны следующие признаки:

  • SMS имеет признаки диалогической речи, но эта речь более краткая и четкая, ведь SMS ограничено по размерам;
  • SMS так же можно разделить на деловые и частные, только вот частные SMS пишут намного чаще;
  • SMS не имеет устойчивой композиции текста, но наш язык в SMS соответствует сфере переписки;
  • при написании SMS  мы соблюдаем  речевой этикет с учетом адресата.

Таким образом, на основе перечисленных особенностей можно сделать вывод о том, что SMS – разновидность эпистолярного  жанра, который   обладают некоторыми преимуществами перед почтовым письмом: быстротой создания и быстротой передачи. Но SMSки имеют и ряд отрицательных признаков:

  • особый SMS-сленг;
  • большое количество сокращений слов, высказываний;
  • смайлики, по-особому составленные картинки, отображающие настроение автора;
  • не всегда соблюдаются правила грамматики и пунктуации.

Не следует, однако, забывать, что информативность и краткость приводят к обеднению языка, к нарушению культуры общения, исчезновению из активного словаря многих важных слов и понятий.

Графические знаки «смайлики»  также приводят к вымиранию языка, так как являются «графическими жестами», заменяющими слова.

Орфография сообщений приобретает абсолютно свободный характер, что делает написанное «нечитаемым» или труднопонимаемым, кроме этого, такое нарушение всех норм и правил приводит к тому, что пишущий уже не может точно соотносить варианты написания слова, что влечёт за собой безграмотность.

       Cложно сказать однозначно: положительное или отрицательное явление SMS.  Но факт существования нового языка общения признать необходимо. Эпистолярный жанр просто переходит в новое качество.

       Практическая значимость работы очевидна. Результаты исследования могут иметь методическое применение в  изучении русского языка и литературы. Я считаю, что уже в недалёком  будущем SMS будут включены в жанры письменной речи. И моя исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

1. Акишина А.А. Письмо как один из видов текста. // Русский язык в школе - №2, 1982.

2. Баграмян А.Ю., «Как мы говорим», газета  «Первое сентября»,  № 18, 2008 г.

3.Белунова Н.И. Комфорт речевого общения. // Русский язык в школе - №5, 1996.

4.Википедия. SMS-сообщения. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms)

5. Вишневский Я.Л. Триптих: одиночество в сети. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. - 512 с.

6. Будагов Р.А. Человек и его язык. – М., 1974.

7. Ваш телефон. Руководство пользователя. М., 2005

8. Гринь Е.А. 300 SMS приколов и любовных. М., 2006.

9. Кулич М.А., «От письма к SMS-сообщению», приложение «Русский язык в

10. Сидорова М.Ю. (МГУ им. М.В. Ломоносова,  Москва).  –  (http:// marinadoma.narod.ru.). «Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?» или «На зеркало неча пенять…».

11. Интернет-ресурсы:

http://daz.su/nash otvet/kultura/20/index.aspx.http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EF%E8%F1%F2%EE%EB%FF%F0%ED%FB%E9_%F0%EE%EC%E0%EDhttp://www.mobilou.org/10kosms.htm

http://www.profsms.com

http://www.netsurf.ch/sms/html

http://glossa.fltr.ucl.ac.be/~demo/index.php?service=1

                   

Приложение 1

«Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал

ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.(...) А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай»

Приложение 2

АНКЕТА.

1.Знаете ли вы, что такое SMS-сообщения?

2. Как вы относитесь к SMS-сообщениям?

3. Удобно ли пользоваться SMS-сообщениями? Почему?

4. Пользуетесь ли вы SMS-сообщениями? Если да, то,  как часто?

5. Ввлияют ли SMS-сообщения на грамотность человека? Каким образом?

6. Много ли ошибок вы делаете при наборе SMS-сообщении?        

Приложение 3

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Сводная таблица

Тексты SMS

Отклонения от языковых норм

Спасибки

спасиб! пасиб

Использование  сокращений.

Памятка отправителям SMS

  1. Не используй жаргонизмы, просторечия, прозвища, обидные для адресата слова.
  2. Грамотно оформляй свои мысли, соблюдая языковые нормы.
  3. Используй словарь этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи

Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...

Его величество эпистолярный жанр (урок письма)

В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...

сочинение эпистолярного жанра "Вообрази себя деревом,растущим в лесу"

Сочинение на экологическую тему.Автор пишет письмо от имени дерева, это крик о помощи......

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....

Урок письма. (Эпистолярный жанр. 5 класс).

Урок для 5 класса. На уроке учащиеся узнают историю письма, конверта, почтового ящика. Ребята познакомятся с правилами написания писем, видами писем. научатся правильно оформлять конверт....

Исследовательская работа "СМС как современный эпистолярный жанр"

Ученица рассмотрела этапы развития эпистолярного жанра. Ею были проанализированы положительные и отрицательные стороны СМС общения, проведен соц. опрос....