Открытый урок в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного о глаголе"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Назарова Наталья Владимировна

Открытый урок (с использованием сингапурского метода обучения) на тему "Обобщение и систематизация изученного о глаголе". В материале содержится план-конспект урока, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_singapur.docx31.46 КБ
Файл otkrytyy_urok_-_singapur.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Урок – практикум в 6 классе

(с использованием сингапурского метода обучения)

Назарова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 119»

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного о глаголе»

Цель урока: Закрепление знаний по теме «Глагол».

Задачи:

  1. Повторить изученные сведения о глаголе как части речи.
  2. Закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий.
  3. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы в группах.

Оборудование: карточки с заданиями по теме «Глагол», интерактивная доска.

6 станций:

  1.  «Ба! Знакомые всё лица» (Повторение правила, что такое глагол, морфологические признаки, синтаксическая роль.)
  2. «Сказка – ложь…» (Переходность, возвратность.)
  3. «Метаморфозы» (Словообразование глаголов при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-.)
  4. «Ученая» (Наклонения глагола.)
  5.  «Исключительный случай» (Глаголы – исключения, разноспрягаемые глаголы.)

Ход урока.

I.  Организационный момент.

-Ребята, здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. Во-первых, у нас гости, а во-вторых сегодня нас ждет «Новогоднее путешествие» по станциям. Давайте мы с вами улыбнёмся друг другу, поприветствуем и пожелаем доброго дня всем.

I I.  Актуализация знаний.

Скоро новогодние праздники и зимние каникулы. Давайте подумаем, что каждый из нас любит делать зимой.

Запишите - Что вы любите делать зимой?

Какие части речи вы записали? - А о чем мы сегодня будем говорить? - Учащиеся формулируют тему урока.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет

III. Практическая работа

Итак, предлагаю вам начать наше путешествие.

  1. Станция «Ба! Знакомые всё лица»

Предлагаю посмотреть на нашего старого знакомого с другой стороны, а именно - Модель Фрейер – «Глагол»

  1. Станция «Сказка – ложь…» (переходность \ непереходность глаголов.

Это сказочная станция. У вас на столах сказки. Герои сказки – теоретические понятия – пропали. Наша с вами задачи вернуть героев сказок на свои места. Ралли Тейбл. Работа с карточками – вставить пропущенные теоретические понятия.

Как родились переходные и непереходные глаголы

 В некотором царстве, в некотором государстве жил король Глагол. Между младшими глаголами разгорелся спор. Одни хотели быть переходными, а другие_____________(1). Король Глагол задумался и решил устроить для них испытание. Глаголы, которые смогут сочетаться с  ___________,__________,_________(2)_без предлога и смогут перейти через дремучий лес, будут называться __________. А кто не справится с моим заданием, будут считаться _______(3)_. Прошли испытания. Тех, кто смог перейти лес, король назвал _________(4)глаголами, а остальные стали называться _________(5). Вдруг раздался крик. Это кричал глагол Интересуюсь. Он спросил короля, к какому виду глаголов относится он. На что король ответил: ________(5). Возвратные глаголы всегда _________(6). Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

  1. Многие сказки заканчиваются словами «И был пир на весь мир», а значит, песнями, плясками. Давайте мы с вами тоже немного подвигаемся. (Микс-Пэа-Шэа).

Вопросы:

  1. Что такое переходность глагола?(Отвечает тот, у кого день рождения ближе к Новому году)
  2. Вечерело, догорало – непереходные? Почему? (Отвечает второй)
  3. Запел, взял – переходные? Почему? (отвечает тот, кто выше)
  4. Какие глаголы мы называем возвратными? (второй)
  5. Хотелось, училась – непереходные? Почему? (отвечает тот, у кого волосы светлее)
  6. Вспомните, с помощью чего образуются новые слова. (второй)

  1. Станция «Метаморфозы»

-Но наше путешествие продолжается. Прошу занять свои места. Следующая станция – «Метаморфозы». А что означает слово «метаморфозы»? Ученик делает небольшое сообщение «Метаморфозы в различных словарях».

Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. (Think-Write-Round-Robin )

Марш, салют, модель, телеграф, премия, совет, адрес, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.

Ответ: маршировать, салютовать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, адресовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать.

  1. Станция «Ученая»

Посмотрите, какая необычная станция. Как вы думаете, что это за место?

Ученик делает небольшое сообщение о научной станции «Восток»

Определите наклонение глаголов(Think-Write-Round-Robin ) (ученики обдумывают ответ, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде).

  1. Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы
  2. Если хочешь быть счастливым – будь им!
  3. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
  4. Меньше бы говорил, да больше бы делал.
  5. Доброе дело само себя хвалит.

Ответ: крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..

  1. Станция «Исключительный случай»

На станции – доска объявлений, она пустая. Предлагаю оставить след на этой последней станции. Напишите поздравления (Рафт),используя глаголы-исключения:

Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, есть, дать.

Глаголы – исключения:

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить; семь глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; четыре глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать.

  1. «Билеты на выход»: заполнить карточки (Морфологический разбор глагола):
  2. Бредешь по заречному лугу и видишь много цветов в высокой зеленой траве.

БРЕДЕШЬ -   НАЧ. ФОРМА  ______________

ПЕРЕХОДНОСТЬ _______________

ВОЗВРАТНОСТЬ________________

СПРЯЖЕНИЕ__________________

НАКЛОНЕНИЕ________________

ВРЕМЯ________________

ЧИСЛО________________

ЛИЦО_________________

РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ____________________

  1. От легкого ветерка качаются их нарядные головки в желтых колпачках и белых веночках, прячутся в густой траве.

КАЧАЮТСЯ- НАЧ.ФОРМА_______________________

 ПЕРЕХОДНОСТЬ _______________

ВОЗВРАТНОСТЬ________________

СПРЯЖЕНИЕ__________________

НАКЛОНЕНИЕ________________

ВРЕМЯ________________

ЧИСЛО________________

ЛИЦО_________________

РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ____________________

  1. На резных листочках серебром лежат капельки росы.

ЛЕЖАТ- НАЧ. ФОРМА

ПЕРЕХОДНОСТЬ _______________

ВОЗВРАТНОСТЬ________________

СПРЯЖЕНИЕ__________________

НАКЛОНЕНИЕ________________

ВРЕМЯ________________

ЧИСЛО________________

ЛИЦО_________________

РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ____________________

  1. Сорвешь цветочную чашечку, осторожно поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и она вкуснее всякого напитка покажется.

СОРВЕШЬ – НАЧ.ФОРМА ________________

ПЕРЕХОДНОСТЬ _______________

ВОЗВРАТНОСТЬ________________

СПРЯЖЕНИЕ__________________

НАКЛОНЕНИЕ________________

ВРЕМЯ________________

ЧИСЛО________________

ЛИЦО_________________

РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ____________________

Итог урока

И вот наше новогоднее путешествие подошло к концу. Я думаю, вы согласитесь со мной, что когда возвращаешься из путешествия, хочется поделиться впечатлениями. Предлагаю вам поделиться своим мнением с членами своей группы:

Продолжить предложения (Рэлли Робин):

Мне понравилось………………………
Лучше всего у меня получилось………………………………..
Основные трудности у меня были………………………………………..….
Сам себе желаю…………………..……

  • Домашнее заданиеСтр.133-159 – повторить правила, упр.376-письм.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 6 класс

Слайд 3

Обобщение по теме «Глагол»

Слайд 4

Новогоднее путешествие по станциям

Слайд 5

Станция « Ба!Знакомые всё лица» Что такое «Глагол»?

Слайд 6

Глагол Определение Характеристики Примеры Антипримеры

Слайд 7

Станция «Сказка - ложь…» Как родились переходные и непереходные глаголы

Слайд 11

Переходные Непереходные

Слайд 12

«Интересуюсь»

Слайд 13

Переходные глаголы Глагол + сущ. в винительном падеже без предлога Глагол + числительное в винительном падеже без предлога Глагол + местоимение в винительном падеже без предлога Возвратные глаголы (с суффиксом –СЯ(СЬ)) обычно непереходные

Слайд 15

Станция «Метаморфозы» Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов – ова -, - ева -, - ыва -, -ива-. Цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.

Слайд 16

цитир ова ть, фотографир ова ть, протест ова ть, маскир ова ть, группир ова ть, гарантир ова ть, след ова ть, команд ова ть.

Слайд 17

Станция «Ученая»

Слайд 18

Антарктическая научно-исследовательская станция « Восток »

Слайд 19

Выпишите глаголы и определите наклонение Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо , чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!» Если хочешь быть счастливым – будь им! Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. Меньше бы говорил, да больше бы делал.

Слайд 20

крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн ., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн ., делал бы – условн .

Слайд 21

Билеты Выполните морфологический разбор глагола.

Слайд 22

Домашнее задание: Стр.133-159 – повторить правила, упр.376-письм.

Слайд 23

Станция «Исключительный случай» Глаголы – исключения Разноспрягаемые глаголы

Слайд 24

Доска объявлений

Слайд 25

Напишите поздравления с Новым годом, используя данные глаголы Разноспрягаемые глаголы : хотеть, бежать, есть, дать. Глаголы – исключения: Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить , кроме брить, стелить ; семь глаголов на – еть : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; четыре глагола на – ать : держать, слышать, дышать, гнать.

Слайд 26

Продолжить предложения: Во время путешествия мне понравилось………………… Лучше всего у меня получилось……………………………… Основные трудности у меня были…………………………… Вам желаю…………………..……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация изученного о глаголе

Первый урок из трех, запланированных на повторение раздела "Глагол". Различные формы проверки степени усвоения материала позволяют составить объективную картину качества знаний учеников, а включение и...

Конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»

Цель урока: учащиеся должны  уметь-  распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;- безошибочно писать суффиксы в деепричас...

Открытый урок по русскому языку По теме «Систематизация и обобщение изученного о глаголе» 6 класс

1. Посмотреть, как дети усвоили тему «Глагол», как умеют определятьморфологические признаки.2. В работе над предложением повторить знаки препинания приоднородных членах.3. Работать над орфографией: уч...

Урок русского языка в 9 классе. Тема: «Повторение и систематизация изученного материала».

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Повторение и систематизация изученного материала»....

Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в ...

презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...

Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах

Презентация и конспект открытого  урока  русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...