Презентация "Классификация ошибок".Просто, доступно, понятно.
презентация к уроку по русскому языку на тему

Куделина Инна Валерьевна

Данная классификация ошибок будет полезна учителю русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klassifikatsiya_oshibok.ppt691 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Классификация ошибок

Слайд 2

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ИТОГАМ ПРОВЕРКИ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Одна и та же работа, проверенная разными экспертами, оценивалась ими по-разному. Эксперты испытывали затруднения при квалификации ошибок и недочётов, допущенных выпускниками в работах: не различали грамматические и речевые ошибки.

Слайд 3

ОШИБКА - это нарушение требования правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим: так сказать нельзя, это неправильно.

Слайд 4

НЕДОЧЁТ – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи. Недочёт мы оцениваем с позиций «хуже или лучше» сказано или написано. Другими словами, недочёт – это негрубая ошибка, шероховатость речи. Так можно сказать, но лучше сказать иначе.

Слайд 5

ЯЗЫКОВЫЕ ОШИБКИ (ГРАММАТИЧЕСКИЕ) связаны с нарушением структуры языковой единицы: это неправильное словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании, ошибки в структуре предложения (31%). Все нарушения грамматических норм являются грамматическими ошибками.

Слайд 6

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ не содержат структурных нарушений (69%). Они возникают как следствие неправильного или неудачного употребления слов или синтаксических конструкций.

Слайд 7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ – это нарушение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Для обнаружения грамматической ошибки не требуется контекст, достаточно одного слова, словосочетания, предложения. Грамматическая ошибка может быть допущена и в письменной, и в устной речи.

Слайд 8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ДЕЛЯТСЯ НА 3 ВИДА: словообразовательные: нарушена структура слова; морфологические (формообразовательные): нарушена форма слова; синтаксические: нарушена структура а) словосочетания или б) предложения.

Слайд 9

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибочное словообразование: «раздумчивый» взгляд, «заместо», «взади», «завпечатлеть».

Слайд 10

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в образовании форм существительного: «нет время», «договора», «офицера», «солдатов», «с повидлой», «без рельс».

Слайд 11

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в образовании форм прилагательного: «более интереснее», «самый интереснейший», «менее шире», «более красивее».

Слайд 12

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в образовании форм местоимений: «ихние», «около его» (него), «неё тетради» (её).

Слайд 13

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в образовании форм глагола: «ляжь», «ездием», «лазим», «пиша», «пригинать», «исследоваемый», «чувствовая».

Слайд 14

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Нарушение управления: «удивляюсь его силой», «жажда к славе», «мечта к свободе».

Слайд 15

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Нарушение согласования: «Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской».

Слайд 16

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных».

Слайд 17

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом: «Смотря из окна медсанбата, было видно, как шли два солдата».

Слайд 18

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в построении предложения с причастным оборотом: «Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов».

Слайд 19

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в построении предложения с однородными членами: «Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей».

Слайд 20

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в построении сложного предложения (неумелый выбор союза, употребление лишнего союза, отрыв придаточного определительного от определяемого слова): «Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство», «Как я завидую тем, которые рыбачат», «Одна из его картин висит перед нами, которая называется «Весна – большая вода».

Слайд 21

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Смешение прямой и косвенной речи: Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона».

Слайд 22

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Пропуски необходимых слов: «Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол».

Слайд 23

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Нарушение границ предложения: «Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю».

Слайд 24

Речевые ошибки можно разделить на ошибки в словоупотреблении и в строении текста.

Слайд 25

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление слова в несвойственном ему значении: «Троекуров был роскошный помещик», «Брови его удивительно поднялись вверх».

Слайд 26

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Нарушение лексической сочетаемости: «Мальчик сделал подвиг», «Остапа поймали в плен», «Гринёв попал в несчастье».

Слайд 27

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление лишнего слова (плеоназм): «Показался взрослый мужчина», «Мокрый дождь льёт с утра», «Прогресс науки движется вперёд».

Слайд 28

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) : «Поэт написал многочисленное число произведений», «Множество преград преграждает ему путь».

Слайд 29

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Неоправданное повторение одного и того же слова: «Земляника смело представился ревизору. Земляника стремился показать своё ревностное отношение к делу».

Слайд 30

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски: «Попечитель богоугодных заведений подмазывается к Хлестакову».

Слайд 31

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства: «У Олега Кошевого были дружки – Земнухов и Тюленин».

Слайд 32

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Неоправданное употребление просторечных и диалектных: «На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки».

Слайд 33

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Смешение лексики разных исторических эпох: «На богатырях кольчуга, брюки, варежки».

Слайд 34

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Неудачное употребление личных и указательных местоимений: «Мартын Павлович накинул на голову барса мешок. Он вмиг очутился на звере верхом».

Слайд 35

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм: «Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, то Гринёв долго смотрел ему вслед», «Брат сидел за столом и раскрашивает картинки».

Слайд 36

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Бедность и однообразие синтаксических конструкций: «Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью».

Слайд 37

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Неудачный порядок слов: «Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе».

Слайд 38

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - это ошибки неязыковые, связанные с неверным изложением фактов (их подменой), а также их преувеличение или преуменьшение (фактический недочёт). Это ошибки с нарушениями информационной достоверности и точности излагаемого материала, упоминающегося в исходном тексте (фактов фонового характера): факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии и авторство называемых произведений.

Слайд 39

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в цитировании; Необоснованные обобщения; Нарушение фактов истории; Использование фактов, противоречащих действительности и др.

Слайд 40

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЁТЫ К примеру можно привести роман Достоевского «Фома Гордеев». В доказательство хотелось бы привести произведение А.С.Пушкина «Война и Мир». Василий (Тёркин) умел даже кашу из топора варить. Однажды Фамус произнёс такую фразу.

Слайд 41

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЁТЫ В рассказе «Капитанская дочка» герой не испугался своей учести. Он сказал, что уже дал клятву королеве. К. Акулинин – в сочинениях: Акулиничев, Акулькин, Акулин, Акунин и др. В.Токарева – в сочинениях: авторТокарев. Желание вывести людей из леса обошлось тем, что Данко взлетел ввысь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Как сделать спектакль для детей простым, доступным и радостным".

Этот материап поможет творческим воспитателям и учителям младших классов интересно организовать досуг своих детей, полюбить сказку и разнообразные игры с ней....

"Наглядно, занятно и понятно"(Элементарное преобразование графиков функций)

Цель урока: Используя информационные технологии и наглядные пособия отработать навыки преобразования графиков функций. Данный урок проводится в компьютерном классе. класс делится на две группы. Сна...

Музыка - язык, понятный всем народам Мира.

Конспект урока музыки в 3 классе....

урок по теме:Выборы -доступно и понятно

Игра  воспитывает у обучающихся работать в коллективе, обогащает знания, является средством всестороннего развития учеников, его способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь...

Типы вопросительных предложений в английском языке. Как сделать сложное понятным, а понятное простым..

Представление собственного педагогического опыта - методическая разработка ♦ Types of interrogative sentencesСхема английского утвердительного предложения имеет строгую последовательно...

5 способов объяснить новый материал просто и доступно

Рекомендации для педагогов, которые помогут им преподносить новый материал более интересно и доступно для учащихся....