Практика работы с письменными высказываниями учащихся
статья по русскому языку

Как подготовить учащихся к экзамену по русскому языку? Как научить писать творческое высказывание? В этом помогает забытая технология мнемотехники. часть 1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика работы с письменными высказываниями учащихся.

Отрохова О.А., учитель русского языка/литературы

                       ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Аннотация: Типичные ошибки. Критерии оценивания сочинения- рассуждения. Технология мнемотехники. Подготовка к ГИА по русскому языку и литературе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, целью обучения является формирование личности, владеющей умениями, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности, – умениями читать, понимать прочитанное и создавать собственный текст в соответствии с коммуникативной задачей. Проверить уровень сформированности этих умений в рамках основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку в 9 классе позволяет задание – сочинение-рассуждение, в котором ученик должен раскрыть смысл предложенного высказывания на лингвистическую тему, аргументировать свой ответ и привести два примера из прочитанного текста, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Таким образом, сочинение проверяет не только умение создавать собственный текст на основе прочитанного, но и умение читать и понимать воспринятую информацию, ведь, чтобы раскрыть смысл высказывания, его необходимо понять. А это значит, что подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку невозможна без обучения приёмам информационной переработки текстов разных стилей и жанров. У учителей-словесников, работающих в 9-х классах и готовящих учащихся к ОГЭ по русскому языку, нередко возникают трудности, связанные с обучением школьников способам понимания воспринятой информации. А это, в свою очередь, приводит к тому, что творческое задание- сочинение для девятиклассников становится самым трудным.

Один из способов осмысления – выделение ключевых слов, которые «играют важную роль в установлении внутритекстовых семантических связей и организации читательского восприятия» и являются доминантными обозначениями, организующими вокруг себя единый смысловой контекст.

К основным признакам ключевых слов принято относить: 1) повторяемость в тексте; 2) способность свёртывать информацию, выраженную целым текстом; 3) соотнесение двух содержательных уровней текста: фактологического и концептуального. Однако высокая степень повторяемости лексических единиц ещё не делает их ключевыми (в тексте особо частотны личные местоимения, названия мест действия, глаголы перемещения и др.). В ключевых словах должна сочетаться и фактуальная, и концептуальная информация, именно поэтому третий признак ключевых слов Н.А. Николина называет самым важным. Для ключевых слов также характерна многозначность, семантическая осложнённость, способность реализовывать в тексте парадигматические, синтагматические и словообразовательные связи.  

Чтобы проиллюстрировать возможности этого приёма информационной переработки прочитанного, опишем свой опыт подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. С целью осмысления высказывания С.И. Львовой «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (по материалам ФИПИ ) выделяются ключевые слова, при этом обращается внимание на употребление форм одного и того же слова (пунктуационный знак, пунктуационные знаки), делается вывод о теме предложенного высказывания. Далее учащиеся отвечают на вопрос: «Что о пунктуационных знаках сообщает С.И. Львова?» и выделяют следующие ключевые слова: определённое назначение; определённое место в системе письма; свой  неповторимый "характер". 

После осмысления текста учащиеся создают фрагмент сочинения-рассуждения. В качестве примера приведём фрагмент одной работы девятиклассника.  

Современный учёный С.И. Львова утверждает: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"».  

Знаки препинания, действительно, играют важную роль в письменной речи: они помогают не только понять смысл предложения, увидеть его структуру, но и определить тональность высказывания. Попробуем доказать это, обратившись к тексту Б.Н. Полевого.

Зная определение понятия, отличительные признаки ключевых слов, учащиеся, как правило, с лёгкостью их находят, но у школьников с низким уровнем интеллектуального развития всегда возникает вопрос, связанный с тем, какие слова следует относить к разряду тех, которые свёртывают выраженную целым текстом информацию. Чтобы предупредить трудности школьников, их необходимо познакомить с текстовыми позициями ключевых слов – как правило, это начало и конец текста.

Так, в процессе осмысления высказывания Е.В. Джанджаковой «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано», девятиклассники обращают внимание на начало и конец предложения: автор говорит о художественном тексте, в нём важно, что и как сказано.

После осмысления высказывания предлагаем учащимся написать сочинение-рассуждение по высказыванию Е.В. Джанджаковой. Приведём фрагмент творческой работы (начало сочинения). Е.В. Джанджакова отмечает: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Читая художественный текст, мы обращаем внимание не только на содержание произведения, но и на его форму, в том числе и на изобразительно-выразительные средства, анализ которых позволяет глубже понять состояние героев, авторское отношение к ним, а значит, осмыслить основную мысль текста. Докажем это.

Анализируя слова М.Е. Салтыкова-Щедрина «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются», учащиеся отмечают, что главная информация первого предложения может быть сведена к следующему: мысль и её выражение. Анализируя второе предложение, девятиклассники уточняют: чтобы выразить мысль, необходимы синтаксис, грамматика, знаки препинания. Результат осмысления высказывания известного писателя одним из учащихся был оформлен в виде схемы: мысль и её выражение (что нужно, чтобы выразить мысль?) → синтаксис, грамматика, знаки препинания. Ученик перевёл смысл прочитанного в иную форму, что свидетельствует о понимании прочитанного, поскольку «понятно то, что может быть иначе выражено». Девятиклассник сформулировал смысл слов М.Е. Салтыкова-Щедрина следующим образом: Это высказывание утверждает, что говорящий или пишущий оформляет свои мысли, используя единицы разных языковых ярусов. Чтобы выразить свою мысль, он выбирает необходимые слова, которые образуют предложения согласно правилам грамматики русского языка. 

Подводя итог, отметим, что подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему не может и не должна сводиться к простому «натаскиванию» на выполнение задания, к зазубриванию клишированных конструкций. Ученика необходимо вооружить способами работы с высказыванием, предлагаемым на экзамене, то есть научить осуществлять смысловую обработку прочитанного, используя приёмы понимания текста. Не владея этим умением, невозможно добиться успеха в постинформационном обществе, требующем от человека умения быстро извлекать информацию из любого источника и работать с ней. Таким образом в практике учителя –словесника возникает необходимость вооружить ребенка таким инструментом или приёмом, чтобы ребенок мог иметь четкую картину построения сочинения – рассуждения. Краткое содержание всех этапов построения рассуждения, виды аргументации и тд.

Рассмотрим далее следующий вид письменного высказывания старшеклассников – итоговое сочинение на литературную тему. Данный вид работы знаком большинству педагогов, но является новым для учащихся 10-11 классов. Каковы критерии данного вида сочинения? Итоговое сочинение на литературную тему оценивается по пяти критериям. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Согласно Критерия № 1 «Соответствие теме» проверяется содержание сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» позволяет  проверить умение использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции- интерпретации источника в аспекте выбранной темы. Согласно Критерия № 3 «Композиция и логика рассуждения» проверяется умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, способность выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. Для проверки речевого оформления текста сочинения используется Критерий № 4 «Качество письменной речи»: выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. Критерий № 5 «Грамотность» позволяет оценить грамотность выпускника, особенно если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов), тогда ставится «Незачет».

Предпосылки внедрения технологии мнемотехники.

Традиция писать сочинения в школе сложилась давно, и количество рекомендаций по обучению сочинениям огромно. Однако требования нового времени заставляют не просто вновь обратить пристальное внимание на этот традиционный метод развития речи учащихся, но и соотнести общеизвестные методические подходы, адресованные, в первую очередь, учителю, с особенностями современных школьников. Сегодня методика преподавания русского языка должна быть диалогична, и нужно учитывать особенности современных детей и подростков, знать их отношение к такому традиционному для школы виду работы, как сочинение. Начинать обучение нужно с изучения своих учеников, а именно сочинение помогает часто им раскрыться, «выговориться».

В сентябре 2014 года методом случайной выборки классов одной из школ Санкт-Петербурга мы исследовали отношение к сочинению учащихся 5–11 классов. Обучающимся было дано несколько тем, по одной из которых им предлагалось написать небольшое классное сочинение. Общее число школьников, принимавших участие в написании творческой работы, составило 309 человек. Количество школьников, выбравших разные темы сочинений, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Тема  

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

Всего

Кол-во учеников

52

64

63

38

36

38

18

309

1. Я люблю писать сочинения…

19

8

33

14

2

12

5

93

2. Я не люблю писать сочинения

18

29

4

16

0

2

4

73

3. Зачем я пишу сочинения

12

18

18

4

6

6

64

4. Что меня затрудняет, когда  я пишу сочинения самостоятельно

3

4

2

2

27

10

-

48

5. Что я теряю и что получаю, когда списываю готовые сочинения

-

5

6

2

7

8

3

31

 

Проанализируем полученные ответы с содержательной точки зрения. Первая и вторая темы требовали продолжение одной из двух фраз:

-Я люблю писать сочинение, потому что…  

-Я не люблю писать сочинения, потому что…  

Большинство школьников, писавших на эти темы, выбрали первое начало. Самым типичным объяснением учащихся, которые любят писать сочинения, является следующая формулировка: в сочинении «можно свободно выразить свои мысли и чувства. Передать своё отношение к какой-либо ситуации». Общеизвестно, что часто мы любим делать то, что у нас хорошо получается: «Я люблю писать сочинения, потому что это удаётся мне лучше всего». Все остальные ответы могут быть сгруппированы по следующим мотивам, побуждающим обучающихся с интересом заниматься написанием сочинений:

Сочинение – средство самовыражения: «этот вид творческой работы помогает мне самовыражаться»; «можно раскрыть своё внутреннее ”я”»; «нравится делиться собственным мнением, приводить аргументы»; «в сочинениях я могу сказать то, чего не могу выразить устно»;

Сочинение способствует самосовершенствованию: «сочинение даёт мне возможность постоянно совершенствоваться, учиться с каждым разом писать лучше, а для меня это важно»; написание сочинения «развивает мышление, логику, позволяет совершенствоваться в познании русского языка, развивает фантазию». 

Если у обучающегося есть осознанная цель, к которой он стремится, то написание сочинения наполняется особым личностным смыслом: «Мне нравится в свободное время заниматься журналистикой, а написание сочинений – хороший старт к написанию будущих статей». Многие школьники формулировали тезис о том, что сочинение учит мыслить: «…существует масса тем, над которыми нужно задуматься»; «сочинения учат меня формулировать свои мысли»; «сочинения помогают собрать мысли и упорядочить их не только на листе бумаги, но и в голове»; «устная речь может быть спонтанной и где-то нелогичной, а при изложении мыслей на бумаге я их структурирую»; «в письменном виде мысль может быть намного ярче, и со временем можно к ней вернуться; согласиться, опровергнуть или переосмыслить».

Часть школьников отмечала, что сочинение является средством развития творческого начала личности: «в сочинении ты создаёшь свой собственный текст, т.е. работаешь над своим произведением, творишь»; «всегда можно придумать что-нибудь интересное»; «можно менять самой ход событий и управлять своими героями». В связи с этим мотивом написания сочинения у школьников в их ответах часто появляется слово фантазия: «у меня хорошая фантазия… люблю сочинять разные истории»; «я люблю давать волю фантазии и наблюдать, как возникают события, которые никогда не происходили».

2.Сочинение – средство общения с преподавателем. Некоторые школьники любят писать сочинение ещё и потому, что «с помощью сочинений можно пообщаться с преподавателями». О значимости сочинения писали те школьники, которые выбрали третью тему (Зачем я пишу сочинения): «1. Я пишу сочинения, чтобы учитель мог понять, как я мыслю, сколько читаю книг, и оценить это. 2. Когда я пишу сочинения, я заставляю думать свою голову. 3. Сочинения мы пишем, чтобы развивать себя. 4. Писать сочинения нужно для того, чтобы узнавать себя ещё лучше. 5. Сочинение учит понимать окружающее и окружающих. 6. Умение писать сочинения пригодится мне в будущем. 7.  Изложение мыслей на бумаге помогает мне справиться с эмоциями. 8. Иногда написание сочинений приносит мне удовольствие».

Нередко школьникам трудно дать однозначный ответ, любят ли они писать сочинение, так как это определяется предложенной темой и рядом других условий: «иногда бывает сложно выразить свои мысли, если тема сочинения не интересна»; «иногда мне не хочется сочинять»; «не люблю писать сочинения в классе».

Часть учащихся выбрала вторую тему для своего письменного ответа. Причины, по которым школьники не любят писать сочинения, следующие: 1. Плохо получается, тяжело пишется, для качественного выполнения работы требуется много времени: «мне сложно оформить свои мысли в хороший текст»; «часто совершаю фактические, логические и другие ошибки»; «я не могу выстроить свои мысли в нужном порядке»; «я могу писать сочинения, только если у меня есть вдохновение». 2. Некоторые авторы сочинений переживают в ожидании плохой оценки за творческую работу, волнуются, потому что не довольны своим результатом: «я знаю, что пишу свои сочинения не очень хорошо, особенно убеждаюсь в этом, когда другие читают свои работы».  

Чем старше становятся школьники, тем чаще мы получаем ответы такого рода: «Некоторые пишут сочинения для того, чтобы отмазаться»; «я пишу сочинения для того, чтобы получить оценку; если бы не задавали сочинений, я бы их не писал». 

Очень полезным для учителя является анализ ответов учащихся по четвёртой теме (Что меня затрудняет, когда я пишу сочинения самостоятельно). Чем младше школьники (5–6 классы), тем чаще они пишут о том, что боятся самых разных ошибок, часто не знают, как начать и закончить свою работу: «самое сложное – начать сочинение»; «вопросы, которые я задаю себе: нет ли ошибок? Правильно ли сформулировал? Не пропустил ли запятую? Что бы ещё написать?» Многих школьников волнует заданный объём сочинения и малое количество отведённого на него времени: «хочется написать много, а получается мало»; «я иногда не укладываюсь по времени и по объёму». Некоторых школьников затрудняет выбор темы сочинения, поиск заглавия своей работы. 

Часть учащихся сама определяет причины своих затруднений: «у меня мало мыслей»; «я мало читаю, и из-за этого у меня не получается формулировать предложения»; «сочинения, которые я пишу, не выделяются среди других, как это бывает у некоторых… у меня не особо много фантазии»; «я употребляю в сочинении много одинаковых слов».

Школьников порой тревожит, сумеют ли они оправдать ожидания учителя: «Мои сочинения редко бывают интересными. Я очень боюсь, что учителю оно не понравится и меня поругают». Всё это позволяет учащимся, выбравшим четвёртую тему, сделать следующие выводы: «писать сочинения полезно, но страшно и опасно».

У старшеклассников чаще звучит такой мотив: «ничего не затрудняет в написании сочинения, кроме отсутствия желания».

 Ответы обучающихся по пятой теме (Что я теряю и что получаю, когда списываю готовые сочинения) позволяют сделать вывод, что большинство пишущих прекрасно понимает все плюсы и минусы списывания сочинений: «Списывая готовые сочинения, я обретаю хорошую (лёгкую) оценку и своё драгоценное свободное время», однако «теряю возможность оценить себя»; «я обманываю себя, и смысл работы над сочинением теряется»; «становится очень трудно выражать свои мысли без помощи учителя, родителей или интернета»; «можно обмануть учителя, но нельзя обмануть себя»; «списывание может затруднить моё развитие как творческого человека».  

Старшие школьники не столь категоричны в отношении списывания готовых сочинений, они чаще пишут о том, что не списывают, а читают сочинения в Интернете: «мне нужны 2-3 примера из Интернета, если затрудняет тема, потом работаю самостоятельно»; «примеры работ других учеников помогают написать собственную работу».

Самым важным результатом творческих работ по предложенным темам является то, что школьники получили возможность задуматься над вопросами, связанными с мотивами, побуждающими к такому традиционному для школы виду работы, как сочинение. Важно, что часть учащихся сделала полезные выводы. Приведём фрагмент работы шестиклассницы: «В итоге этого мини-сочинения я поняла многое… теперь я точно знаю, что, написав сочинение, я развиваюсь в лучшую сторону!»

В результате данной работы мы выяснили, что изучая своих учеников мы понимаем: они постоянно растут, меняются их интересы, склонности. Важно учитывать возраст учащихся, особенности классного коллектива, отношение ребят к русскому языку и литературе как школьным предметам; всё это поможет создавать условия, при которых школьники могут откровенно высказывать своё мнение, формулировать проблемы и делиться трудностями по поводу написания сочинений. Следует пристально изучать мотивы, о которых заявляют школьники, которые любят и, как правило, умеют писать сочинения. Учитель должен знать также и мотивацию тех ребят, которые, по самым разным причинам, не любят (и часто не умеют) писать творческие работы.

Всё это помогает корректировать методику обучения сочинениям школьников конкретного класса и достигать оптимальных результатов в этом непростом деле овладения «алгеброй речи» (Л.С. Выготский), постоянно поддерживая диалог со своими учениками.

В ходе данного исследования мы так же выяснили путем алгебраического подсчёта, что 58,9% учащихся не могут сделать заключение к сочинению, 85,4% затрудняются с аргументацией, 63% не понимают структуры построения сочинения. Все это обусловило проведение специальных методических мероприятий по обучению учащихся написанию сочинения- рассуждения на заданную тему.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи

Рассуждение - функционально-смысловой тип речи, логической основой которого являются «каузальные (причинно-следственные) отношения между явлениями (на основе умозаключения)», с функцией обоснования признака, действия, оценочного состояния, возможности, долженствования, необходимости .

Функция рассуждения определяет грамматическую форму выводного суждения, которое, в свою очередь, устанавливает общий смысл рассуждения и его языковую форму.

Из вышесказанного следует методический вывод: изучение языковых особенностей рассуждения в школе должно строиться иначе, чем изучение языковых особенностей повествования и описания. Оно должно опираться на основные понятия логики и проводиться на понятийно-терминологическом уровне с разбором языковых особенностей смысловых разновидностей рассуждения, которые зависят от грамматической формы выводного суждения. При этом учащиеся должны четко разграничивать понятия, относящиеся к рассуждению как типу речи (логические), и понятия, используемые в работе над сочинением-рассуждением (учебно-языковые).

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи отличается от повествования и описания особым видом связи - причинно-следственной. Языковыми средствами причинно-следственной связи выступают союзы (сочинительные и подчинительные), вводные слова и вводные предложения, порядок следования синтаксических конструкций при бессоюзной связи посылок и вывода и др.

Типологическая структура рассуждения опирается на:

1)        логическую основу - причинно-следственные, каузальные, отношения между суждениями, образующими умозаключение;

2)        функцию рассуждения как типа речи - функцию обоснования мысли;

3)        характер объекта мысли и речи - умозаключение. Основными языковыми средствами типологической структуры рассуждения являются:

4)        утвердительные или отрицательные синтаксические конструкции, требующие доказательства;

5)        союзы или определенный порядок следования синтаксических конструкций, служащие средством причинно-следственной связи (союзной или бессоюзной) между предложениями-суждениями в умозаключении;

6) вводные слова и вводные предложения.

Языковые особенности каждой смысловой разновидности рассуждения определяются целью рассуждения и грамматической формой выводного суждения.

Рассуждение как тип речи находит широкое употребление в научном, художественном и публицистическом стилях.

В научном стиле рассуждения необходимы для обоснования гипотезы (научного предположения), правильности расчетов, эффективности используемых методов и т.д. Чаще других смысловых разновидностей в научном стиле используются рассуждения с целью обоснования признака, действия, желательности, необходимости.

В художественном стиле наиболее распространены рассуждения с целью обоснования обусловленного действия и рассуждения с целью категорического отрицания или утверждения в форме риторического вопроса, хотя, как и в публицистическом стиле, могут использоваться все виды.

В научном, художественном и публицистическом стилях функционируют композиционные формы полного или сокращенного рассуждения. При этом во всех стилях полная форма употребляется редко. Чаще других полная форма используется в научном стиле (поскольку именно в научном рассуждении необходимы полные доказательства и четкие выводы), реже - в художественном.

Стиль речи в рассуждении определяется не только речевой системностью стиля, но и языковой формой выводного суждения в каждой смысловой разновидности рассуждения.

Языковое обеспечение стилистической формы рассуждения обусловлено функциями речи: информативно-воздействующей - в публицистическом стиле, сообщением объективных обобщенных знаний - в научном, созданием художественного образа - в художественном. В связи с этим в научном стиле использование образных средств ограничено, в художественном рассуждении они широко используются для создания художественного образа. В публицистическом рассуждении функционирование всех языковых средств подчинено одной цели - доказать правильность высказанной автором мысли и заставить читателя поверить автору и последовать его призыву

В публицистическом рассуждении используется более книжная, официальная лексика; патетическая окраска предложений, инверсия и т.п. Основные стилистические разновидности публицистического рассуждения - размышления на общественно-политические темы в жанре очерка, памфлета.

В научном рассуждении широко употребительна специальная лексика, терминология, сложные синтаксические конструкции (как по форме, так и по семантике). Основные стилистические разновидности научного рассуждения - размышления на научную тему в жанре статьи, рецензии, научного доклада, монографии и т.д.

В художественном рассуждении используются все пласты русской лексики, эмоционально-оценочная лексика, образные средства языка, разнообразные синтаксические средства, исключающие синтаксический монотон. Основная стилистическая форма художественного рассуждения - размышления на самый широкий спектр тем: общественно-бытовые, культурно-просветительные, научные и политические в жанре рассказа, характеристики литературного героя, отзыва, рецензии, эссе и т.д.

Итак, рассуждение - это тип речи, имеющий ряд признаков:

1.        Логическая основа рассуждения - каузальные, причинно-следственные, отношения между явлениями.

2.        Функция рассуждения - обоснование мысли: установление причинно-следственной связи между явлениями.

3.        Характерная черта рассуждения - наличие положения, нуждающегося в доказательстве.

4        Грамматические признаки рассуждения определяются целью рассуждения и языковой формой выводного суждения.

5        Виды рассуждений - рассуждения с целью обоснования признака, действия, обоснованного действия, оценочного состояния, возможности, долженствования, необходимости и рассуждения с целью категорического отрицания или утверждения в форме риторического вопроса.

6.        Речевые жанры рассуждения - очерк, памфлет, статья, рассказ, доклад, рецензия, отзыв, эссе и т.д.

7.        Стилистические разновидности рассуждения: научное, публицистическое, художественное.

Работа по формированию коммуникативной компетенции при обучении сочинению-рассуждению в школе

Работа над текстами типа рассуждения во многом способствует развитию логического мышления на уроках русского языка. Данные тексты являются эффективным средством развития коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждения лежит умозаключение в форме предложения, построенного в соответствии с законами логики.

Развитие логического мышления учащихся - одна из задач современной школы, которая реализуется в процессе изучения предметов школьного цикла. Русский язык как учебный предмет играет в этом отношении особенную роль. Выдающийся русский ученый-педагог К.Д. Ушинский указывал, что развивать язык отдельно от мысли невозможно, развивать в детях дар слова - значит почти то же самое, что развивать в них логичность мышления. Работа над изучением рассуждения начинается с 5 класса и продолжается вплоть до выпускного экзамена, который подводит итоги изучения этого типа речи при написании сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение в ЕГЭ по русскому языку призвано проверить уровень сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.

Это умения:

1.понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

2.определять тему текста, позицию автора;

3.формулировать основную мысль своего высказывания;

4.развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

5.выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

6.отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

7.соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Третья часть экзаменационной работы не только проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют аргументировать свою точку зрения, но и помогает составить представление об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре. «Ничто так полно не характеризует человека, как его речь «Заговори, чтобы я тебя увидел», - сказал Сократ.

Сочинение в рамках ЕГЭ представляет собой нормативную форму высказывания. Сочинение можно считать удачным, если в нем:

•правильно определена тема, поняты основные мысли исходного текста;

•полно и верно отражены;

•последовательно изложены;

•названы основные художественные средства, указано их значение в раскрытии авторской мысли;

•высказана личностная позиция автора.

Умение правильно определять тему и идею первое условие правильного и полноценного понимания того или иного высказывания. Анализируя текст, выделяя в нем различные структурные элементы (абзацы, предложения, слова, словоформы), объясняя их смысловую и эмоциональную функцию, мы глубже и полнее понимаем идейное содержание текста.

Анализ результатов экзамена по предмету еще раз убеждает в том, что чтение - понимание - умение интерпретировать текст - это ведущие общеучебные умения, необходимые школьнику для успешного усвоения курса русского языка. Следует, наконец, отметить, что работа по обучению написания сочинения - рассуждения оказывает положительное влияние на профессиональное совершенствование самого учителя. Чтобы научить учащихся рецензированию, учитель должен сам владеть этими навыками, что предполагает дальнейшее самообразование, влияет на повышение педагогического мастерства учителя, побуждает его к творческой разработке уроков и позволяет на этой основе достигать более качественных знаний и развития учащихся.

Именно планомерная работа обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как активное и творческое владение всеми видами речевой деятельности, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования, и, кроме того, позволит учащимся ориентироваться в выполнении заданий повышенной трудности в рамках ЕГЭ.

Знакомство с рассуждением в 5 классе начинаем после того, как дети познакомятся с особенностями описания и повествования. Рассматривая строение рассуждения, надо обратить внимание на принципиальное отличие этого типа речи от описания и повествования. Пятиклассники должны понимать, что содержанием описания и повествования является окружающая нас действительность, а рассуждения - связи между предметами и явлениями, устанавливаемые человеком.

Сведения о строении рассуждения могут быть сформулированы следующим образом. В любом рассуждении имеются две части. В первой части содержится тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры. Например:

Василису назвали Премудрой (тезис), потому что она все умела делать (аргумент): испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями (примеры). В рассуждении бывает иногда и третья часть - вывод. Наше рассуждение можно было закончить, например, такими словами: «Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и получила такое прозвище». Эти слова и были бы выводом.

Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким, образом, итак, следовательно.

Для выработки умения видеть основные части рассуждения полезно предложить учащимся упражнение по анализу строения текста, нахождения в нём тезиса, аргументов.

Выполняя некоторые упражнения, уже в 5 классе можно учить детей при написании изложения включать элементы сочинения-рассуждения. В новой редакции учебника «Русский язык . 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской в теме «Строение текста» предлагается учащимся схема для запоминания связи между тезисом и  аргументом:

Данная схема- единственное наглядное представление частей сочинения- рассуждения для учащихся 5-11 класса. В 6 классе внимание учащихся должно быть привлечено к рассуждению научного стиля. При этом одна из задач обучения- совершенствование у школьников умения владеть языком изучаемого предмета, в том числе и предмета «Русский язык». Для работы можно предложить тексты научного стиля на лингвистические темы, предлагая аргументировано доказать тип речи, пересказать, сохраняя структуру рассуждения. Для развития умения анализ текста целесообразно предлагать готовые сочинения, определяющие стилистические характеристики, предлагая ученикам подтвердить или опровергнуть мысль автора.

В центре внимания в 7 классе - рассуждения публицистического стиля. Обучая школьников построению публицистических рассуждений, следует показать такие особенности этих высказываний, как использование цитат из выступлений общественных деятелей, доказательства от противного, вопросы-размышления типа «или - или» и др.

В 8 классе продолжая работу над рассуждением, знакомим обучающихся с основами риторики, законами логики при построении устного и письменного рассуждения на публицистическую тему. Начиная с 8 класса, учим школьников давать общие характеристики книгам, оценивать их содержание и форму, размышлять по поводу проблем, затронутых в прочитанном произведении, т.е. проводим уроки развития речи, знакомя с жанрами: отзывом, рецензией и др. На уроках целесообразно обобщить материал, изученный по различным жанрам рассуждения, познакомить с образцами эссе, отзывов, рецензий, акцентируя внимание на различиях и общих чертах текстов данных жанров.

Предлагаем для анализа тексты различных жанров, обращая внимание на стилевые особенности, лексические средства, которые помогают созданию текста. Опора данной работы - литературные произведения, включённые в программу. Интерес учащихся вызывает такой вид работы как редактирование текста. Можно организовать работу учащихся по группам. Продолжите текст: Русский язык чрезвычайно богат. Задумывались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка?

Сдвоенный урок (русский язык и литература) в 8 классе позволяет провести анализ текста на литературоведческом и лингвистическом уровнях: исследуется восприятие рассказа детьми, выявляются наиболее существенные признаки произведения, способные обострить внимание учащихся к художественному слову, к творчеству писателя.

По итогам изучения рассуждения в 5-8 классах ученики владеют следующими основными умениями и навыками:

-Отличать рассуждение от других типов речи

-Знать особенности употребления рассуждения в научном, художественном и публицистическом стиле

-Определять тему, основную мысль, авторскую позицию в тексте

-Находить в тексте структурные элементы рассуждения

-Уметь строить устный ответ на лингвистическую тему, используя тип речи рассуждение.

Но по- прежнему ученики не владеют опорной схемой для написания сочинения- рассуждения. Раскрывающей в краткой форме основные его этапы.

Работа по развитию речи детей в 5-8 классах подготавливает детей к итоговой аттестации в 9 классе. Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений введена в рамках Федерального эксперимента по введению профильного обучения. Экзаменационная работа состоит из трёх частей :

1)сжатое изложение текста

2)выполнение  заданий тестового характера с выбором ответа и  заданий с кратким ответом

3)написание сочинения - рассуждения на лингвистическую тему или сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста.

Таким образом, работа по подготовке к выполнению третьей части должна помочь учащимся систематизировать все знания по рассуждению, повторить стилевые типы рассуждения. В процессе преподавания русского языка в старшей школе необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса в старших классах: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость работы с текстами различных стилей и типов речи, потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией, представленной в различной форме, а также умениями, связанными с созданием собственного речевого высказывания. Поэтому необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей.

В условиях классно-урочной системы текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств

Сочинение в рамках ЕГЭ представляет собой нормативную форму высказывания. Отсюда следует методическое решение: надо научить ученика тем этапам работы с текстом, которые позволят ему создать письменное высказывание, соответствующее всем предъявляемым требованиям.

Сочинение можно считать удачным, если в нем:

•правильно определена тема, поняты основные мысли исходного текста

определена и прокомментирована проблема;

•отражена позиция автора;

•высказана и аргументирована личностная позиция автора выпускника;

•работа композиционно логична.

Особое внимание уделяется и грамотности письма.Модель написания сочинения-рассуждения согласно примерных методических рекомендаций к систематическому курсу русского языка выглядит так:

Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

В формулировке проблемы можно использовать клише

… - вот тема, к которой обращается автор текста.

Эта статья о…

Автор обращается к актуальной теме - теме…

Этот текст о …

. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

Проблема в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.Проблема (чего); точка зрения на проблему…; поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить проблему; коснуться проблемы; уделить внимание проблеме; над проблемой думать, работать; проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно заметить и прокомментировать одну из них. И комментировать в дальнейшем не весь текст, а ту проблему, которую вы заявили вначале. Какой вопрос выбрать для рассмотрения? Тот, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

И вновь для облегчения работы учащимся предлагаются клише

…? Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста. Автора интересует вопрос (:…) о … …? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.

Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это - самое сложное. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: кому адресован текст? какова степень актуальности текста? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)? Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию). Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)? Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию? Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать. С каким настроением пишет автор? Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя? Комментируя, можно отметить: новизну, причины, побудившие автора задуматься над ней, злободневность, «вечность», как раньше решалась эта проблема (например, в литературе, истории), отметить приверженность традиции или оригинальность автора. Комментируя проблему, необходимо выявить авторское отношение к ней. Авторское отношение может быть явно выражено. На это укажут глаголы в 1 лице ед.числа, эпитеты, метафоры. Может быть выражено опосредовано, что часто выражается в подборе соответствующих языковых средств.

Определяем авторскую позицию (идею текста). При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания этого текста. Выражение собственного отношения к проблеме-важная часть выскахывания.

Доказывая, приводим 2-3 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или (и) жизненного опыта. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли - еще не собственный аргумент. Необходимо вспомнить, что читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе необходимо сформулировать, что именно доказывается приведенным примером.

Дается указание, что типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог), заключение. Данная схема представляет собой полное раскрытие структуры сочинения- рассуждения, но для учащихся она трудна для понимания, имеет неконкретную форму, сложна в применении.

Работа над рассуждением на уроках русского языка остаётся одним из приоритетных направлений, что связано, во-первых, с особенностями рассуждения как типа речи, непосредственно влияющего на развитие логического мышления учащихся, а во-вторых, с необходимостью подготовки к сдаче ЕГЭ, одной из задач которого является проверка коммуникативной компетенции выпускника. Сочинение-рассуждение даёт возможность выпускнику в полном объёме проявить коммуникативную компетенцию как результат и реализацию лингвистической и языковой компетенций. Кроме того, сочинение-рассуждение не только проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют аргументировать свою точку зрения, но и помогает составить представление об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

   Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обосновани...

Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края

. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года,   Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...

Текст выполненного учащимся письменного высказывания с элементами рассуждения С2 - 2 (с сохранением языкового оформления)

Текст выполненного учащимся письменного высказывания сэлементами рассуждения С2 - 2(с сохранением языкового оформления)...

Система упражнений поэтапного обучения учащихся старшей ступени созданию письменного высказывания С2 на ЕГЭ по английскому языку. Технология «Дебаты» - как основа создания условий для формирования аргументации.

В статье представлен опыт и методические рекомендации  поэтапного обучения учащихся старшей ступени созданию письменного высказывания С2 на ЕГЭ по английскому языку с использованием технолог...

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения...

«Практика работы по дистанционному обучению учащихся на уроках математики и физики в период вынужденной самоизоляции школьников»

    В связи со вспышкой пандемии, последнюю четверть 2019-2020 учебного года все учебные заведения были вынуждены  перейти на дистанционное обучение, что потребовало от  учи...

Статья по теме «Развитие умений письменного высказывания на английском языке учащихся среднего звена»

Педагогическая наука изучает образование как процесс приобщения человеческих существ к жизни общества, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, ...