Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Назарова Наталья Владимировна

Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты ) на уроках русского языка 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

В наше время проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов является одной из самых обсуждаемых. Это обусловлено принципиально новым взглядом на образовательный процесс, обеспечивающий разностороннее развитие детей, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности. Стоит отметить, что из образовательного учреждения должен выйти человек, нацеленный на успех в своей деятельности и способный работать в коллективе.

 С  1 сентября 2015 года  началась  реализация ФГОС в основной общеобразовательной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном  подходе.

        Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя  ученику.

        В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

Примером заданий, формирующих  результаты развития познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, могут послужить следующие задания на тему «Текст»:

Познавательные


  1. 1.
    Прочитайте учебно-научный текст. Составьте план и перескажите текст.

  1. 2. В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст.

  1. 3. Заполните таблицу «Стили речи» названиями жанров. Кратко устно охарактеризуйте каждый.
  1. 4. Найдите различные виды тропов в отрывках из художественных текстов.

5.Заполните схемы номерами предложений. Определите способ связи предложений в текстах.

  1. 6.Заполните таблицу «Стили речи» названиями жанров. Кратко устно охарактеризуйте каждый.
  1. 7. Определите тип речи по вопросу, заданному к тексту.

Регулятивные

  1. 1.  Напишите по памяти основные признаки текста. Сверьте написанное с эталоном в учебнике.
  2. 2. Найдите лишнее в каждом ряду.
  3. 3. Восстановите строки из известного стихотворения. Сравните с образцом.
  1. 4. Прочитайте. Какие вопросы и задания вы бы придумали к этому тексту?
  2. 5.Приведённые ниже словосочетания и предложения распределены по группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся. Правильно ли выполнено задание? Исправьте ошибки.

  1. 6.  На основании данных примеров составьте памятку “Как устранить повтор-недочет”
  1. 7.Выборочный слуховой диктант. Прослушайте текст. Запишите по памяти часть текста, в которой рассказывается о спасении собакой человека.

Коммуникативные


 1. Обсудите в парах способы и средства связи предложений в тексте.

2.Используя данный ниже образец, напишите текст протокола собрания класса с повесткой: выборы редколлегии класса.

  1. 3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны правила правописания».

  1. 4. Передайте содержание одного из параграфов учебника по русскому языку, литературе, истории в письме, адресованном вашему другу. Попробуйте обосновать выбор языковых средств.

  1. 5. Составьте с соседом по парте кластер «Что является показателем культуры человека?» («Как стать культурным человеком?»).

6. Обсудите в парах способы и средства связи предложений в тексте:

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов обусловает необходимость разработки новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться. Данные материалы должны наглядно демонстрировать результаты разностороннего развития детей, их творческих способностей, навыков самообразования, способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

  1. Егорова Г. Т. ОГЭ 2015 г.
  2. Асламов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя М; Просвещение, 2008 - 151 с
  3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., под под науч. ред. акад. РАО Леонтьева А. А. учебник Русский язык 5 кл. ч.1 М.: БАЛАСС, 2015. — 256 c.;
  4. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., под под науч. ред. акад. РАО Леонтьева А. А. учебник Русский язык 5 кл. ч.2 М.: БАЛАСС, 2015. — 240 c.;
  5. Баранов М.Т., Баранова Е. С. Дидактический материал "Русский язык: 5,6 класс ФГОС. Издательство Баласс 2014 год"
  6. Виноградова Л. А, Горчак А, Н. Сборник текстов для изложений. 4-8 классы, Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.- 175 с.
  7. Дейлина А. Д, Пахнова Т. М. Раздаточные материалы по русскому языку.6 класс. М. : Дрофа, 2009 .-174.
  8. Пименова С.Н, Купалова А. Ю. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика».- М.: Дрофа, 2001.- 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ формирования универсальных учебных действий УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) Издательство РУССКОЕ СЛОВО

материал содержит анализ формирования универсальных учебных действий ( личностных, межпредметных, предметных и коммуникативных) УМК «Английский язык» для 2-4 классов  общеобразовательных учрежден...

Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456

Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.  Современные дети должны:-...

Педагогический проект "Формирование коммуникативных универсальных действий на уроках русского языка"

Педагогический проект учиттеля русского языка и литературы филиала МБОУ сосновской СОШ №1 в п. Рабочий...

«Формирование УУД школьника на уроках русского языка и литературы с помощью реализации учебных проектов»

Сатья содержит материал по определению основных УУД обучающихся, классификацию учебных проектов, примеры их реализации на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах....

«УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

В последнее время в педагогике большое внимание уделяется диалогу, что объясняется потребностями и запросами современного этапа модернизации российского образования. Проблема общения и диалога между л...

УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Формирование коммуникативной компетенции осуществляется в рамках диалогового общения между учителем и учащимися. В последнее время в педагогике большое внимание уделяется диалогу, что объясняется потр...

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы...