«УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
статья на тему

Калина Виктория Геннадьевна

В последнее время в педагогике большое внимание уделяется диалогу, что объясняется потребностями и запросами современного этапа модернизации российского образования. Проблема общения и диалога между людьми имеет большую теоретическую и практическую значимость в становлении индивидуально – личностного развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_dialog.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

«УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

 Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в российском образовании. Важной целью государственной политики является создание условий для достижения нового качества образования. В условиях быстро меняющейся ситуации смещаются и образовательные приоритеты. В качестве одной из задач выступает формирование у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой в дальнейшем для общения, сотрудничества и взаимодействия в жизни, установления партнерских отношений, умения применить полученные знания на практике.

Коммуникативная компетенция – это готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

Формирование коммуникативной компетенции осуществляется в рамках диалогового общения между учителем и учащимися. В последнее время в педагогике большое внимание уделяется диалогу, что объясняется потребностями и запросами современного этапа модернизации российского образования. Проблема общения и диалога между людьми имеет большую теоретическую и практическую значимость в становлении индивидуально – личностного развития ребенка. Тем более что в современной школе придается большое значение личностно - ориентированному взаимодействию учителя с учеником.

Организация диалога в учебном процессе является весьма актуальной задачей для современной школы, так как новые технологии и подходы ориентируют учителя и ученика на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться. Общение, в свою очередь, можно назвать двигателем человеческой жизни, без которого человек просто не может жить.

Используя диалог, как метод обучения, необходимо определить его тему, спрогнозировать результат, подготовиться к диалогу, наметить продолжение диалога, в котором происходит общение участников общественного процесса. Очевидно, что у школьников появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя. Лишь педагог, знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогическую обстановку.

Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией, и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с разных точек зрения.

Учебный диалог – это сложное целое, диалогическое единство, континуум которого реализуется в логической последовательности взаимозависимости всех частей урока, начиная с осмысления предложенной учителем темы диалога. Это осмысление имеет свои этапы: экспликация (выявление) узкого и широкого содержания темы, выделение аспекта обсуждения предмета в диалоге, с предметом обсуждения в диалоге тесно связана его композиция, которая зависит от типа направленности диалога. Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку решения определенных целей и задач, которые в свою очередь определяют специфику диалога.

Обучение ребенка вежливому, корректному общению – одна из главных задач учебных предметов «Русский язык» и «Литература». К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Анализ результатов ГИА и ЕГЭ по русскому языку выявляет невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, связанный с неготовностью ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности, неумением выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.

Коммуникативная компетентность ученика, формируемая на уроках русского языка в процессе диалогического общения, проявляется через качественные показатели продукта его речевой деятельности (сочинения, изложения - в письменной форме, диалогического высказывания - в устной) и динамику результатов обучения группы в целом. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.  

Для того чтобы учебный диалог состоялся, необходимо предварительно подготовить его участников.

Во-первых, требуется эмоционально-психологическая настройка. Педагог должен объяснить специфику такой формы работы, снять поведенческие барьеры и др.

Во-вторых, надо обсудить организационные вопросы (регламент диалогического урока, время и очередность выступлений и т. п.).

В-третьих, важно провести предметную (содержательную) подготовку, чтобы учащиеся владели учебным знанием, имели материал для дискуссии.

Наибольшие затруднения обычно связаны с вхождением в диалог. Необходимым элементом структуры занятия является предварительное пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.

В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются. Создаются условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях. Кроме того, способность задать вопрос при диалогической форме общения отражает понимание проблемы.

Обучение диалогу имеет незаменимое воспитательное воздействие, ибо сама форма диалогического общения предполагает уважение к говорящему как в форме обращения к нему, так и в реакции на высказывание, в выражении согласия или несогласия с точкой зрения участников диалога.

На уроках русского языка необходимо отрабатывать такие умения, как: умение выделять проблемы, поднимаемые автором в тексте, выделять среди них главную проблему, определять позицию автора, формулировать тезис. Главное в данной работе – показать учащимся на практике методику выделения проблемной информации в художественных и публицистических текстах и способы формулирования проблемы текста.

Следующий прием, который широко используется в учебном диалоге, – прием аргументации. В случае организации учебного диалога на уроках литературы приведение аргументов требуется от всех участников диалога, если они принимают участие в разговоре как равноправные собеседники. В ходе работы можно использовать следующие виды заданий: анализ структуры доказательств в текстах, подбор аргументов к тезису и задания, отрабатывающие умение подбирать к тезису антитезис, правильно его аргументировать и подбирать необходимые примеры. Работу по формированию умения аргументации своего мнения необходимо начинать, прежде всего, с углубленного изучения теоретических сведений о самом понятии. Нужно рассмотреть структуру аргумента, способы аргументации (виды аргументированных процессов: доказательство, опровержение, критика и др.), типы аргументов (основанный на фактах и направленный на воздействие на эмоциональную сферу), порядок расположения сильных и слабых аргументов.

Введение дифференцированных заданий для проверочных работ также входит в систему приемов диалога, так как позволяет развивать навык ведения внутреннего диалога учащегося с самим собой. Получая несколько вариантов проверочной работы, учащийся должен самостоятельно определять область своего знания в плане освоения способов действия: по образцу, самостоятельное действие в рамках известного, поисковое действие в рамках нестандартной ситуации.

Опираясь на общенаучную теорию диалога и учитывая специфику уроков литературы, в целях развития коммуникативной компетенции учащихся используются следующие виды диалогов: учебно-критические, учебно-литературоведческие, комментаторско-текстологические и театрализовано-художественные как диалоги функционально-ролевые.

Взгляды учащихся и учителя могут не совпасть, и здесь важно проявить умение аргументировать своё мнение. Такие диалоги, как правило, основаны на проблемных ситуациях. Это учебно-литературоведческие диалоги – диалоги, требующие от учащихся овладения терминологической культурой, проникновения в поэтику художественного произведения, умения раскрывать позиции писателя по тем или иным поднятым им проблемам, подобных тем, которые служат предметом рассмотрения в исследовательских сообщениях.

Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но ёмкие, охватывали весь спектр идей-мнений.

На сегодняшний день оценивание уровня сформированности коммуникативной компетенции вызывает определенные затруднения, поскольку единого теста, который позволяет отследить разные умения, входящие в состав коммуникативной компетенции, нет. Поэтому для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции при активном использовании практики учебных диалогов можно использовать личностный опросник Кеттелла (подростковый вариант), оценка коммуникативных УУД с использованием метода наблюдений, разработанным в рамках государственной экспериментальной площадки Е.И. Сальниковой.

Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования. Образование и воспитание духовно развитой и ответственной личности, возможно только в диалоге, который способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся. При целенаправленном использовании учебного диалога у обучающихся формируются умения, составляющие основу коммуникативной компетенции: умение четко излагать свои мысли, формулировать проблему и выдвигать гипотезу, умение внимательно слушать и наблюдать, задавать вопросы и участвовать в обсуждении, а также владеть разными видами диалога, умение определять точку зрения автора, выделять аргументацию; главную мысль текста; выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; структурировать материал; создавать устные и письменные тексты различных стилей с учетом замысла, адресата и ситуации общения; участвовать в дискуссии.

Овладение коммуникативной компетентностью вооружает школьников языковым инструментарием, который поможет быть успешным и социально адаптированным членом социума. В целом это - одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей и востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизации современного мира.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня....

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом ми...

УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Формирование коммуникативной компетенции осуществляется в рамках диалогового общения между учителем и учащимися. В последнее время в педагогике большое внимание уделяется диалогу, что объясняется потр...