Как сформулировать проблему?
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Непомнящих Оксана Викторовна

 Существует несколько способов формулирования проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sformulirovat_problemu.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Как сформулировать проблему?

 Существует несколько способов формулирования проблемы.

Способы формулирования проблемы.

Проблему можно:

  • Сформулировать самостоятельно (своими словами):
  1. В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, - подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:

Автор поднимает проблему совести.

Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».

В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

  1. Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:

Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?

  • Процитировать :

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:

«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д. С. Лихачёв.

! внимание!

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?


Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Проблема (какая?)

Сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Проблема (чего?)

Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.

Типовые конструкции

  • Автор размышляет над проблемой…
  • Автор текста затрагивает проблему…
  • В центре внимания автора проблема…
  • В тексте (имя и фамилия автора в род.п.) поднимается проблема…
  • Предложен для анализа текст (имя и фамилия автора в род.п.) посвящён проблеме…
  • (Имя и фамилия автора в им.п.)предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
  • Текст (имя и фамилия автора в род.п.)заставил меня задуматься над сложной проблемой…
  • Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
  • Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
  • Запомните!
  • Проблема (чего?) смысла жизни.
  • Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Текстовый комментарий (художественный текст)

  • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений кого с кем).
  • Не случайно писатель изображает (кого, что)
  • Поступок героя свидетельствует о том, что…
  • Слова (мысли) героя показывают, что…
  • Автор сочувствует своему герою (своим героям)…
  • Симпатии автора на стороне (кого).

 Текстовый комментарий (публицистический текст)

  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Автор заставляет читателя задуматься (над чем).
  • Автор текста обращает внимание на…
  • В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
  • Автор доказывает, что…
  • Автор убеждён в том, что…
  • Автор разделяет мнение (кого).
  • Автор искренне восхищён, огорчён (чем).
  • Автор приводит нас к выводу о том, что…

 Концептуальный комментарий (публицистический текст)

  • Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
  • Данная социальная (нравственная и т.д.) проблема имеет многовековую историю.
  • Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
  • Как и большинство из нас, автор считает, что…
  • Вопреки мнению большинства автор считает, что…
  • Автор полемизирует (с кем).
  • Автор подробно рассматривает…
  • Автор обращает наше внимание на…
  • Таким образом, автор убеждает нас в том, что…

Автор (что делает?)

  • Отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на, приводит пример того, как…,отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет,  противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.


Типовые конструкции для выражения авторской позиции

  • Автор считает, что…
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…
  • Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
  • Позиция автора такова…
  • Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
  • Автор призывает нас (к чему)
  • Автор убеждает нас в том, что…
  • Автор осуждает (кого/что, за что)
  • Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
  • Основная цель автора заключается в том, что…
  • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…


Аргументация собственной позиции

В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

! обратите внимание!

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

                Рассуждение

                                Тезис

        (положение, которое надо доказать)

                         Аргументация

        (доказательства, доводы)

                Вывод

                  (общий итог)

Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Тезис (ваша позиция)

Аргумент 1 (иллюстрации), аргумент 2 (иллюстрации)

Вывод

Аргументация – это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.

Аргументы  - это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

Пример :

Тезис : Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Аргумент 1 : Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.

Иллюстрации к аргументу 1: Например, среди моих близких нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?

Аргумент 2: Моя позиция подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики.

Иллюстрации к аргументу 2: Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва – героя романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными  проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.

Вывод: Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

Виды аргументов:

  • Рациональные (логические)
  • реальные факты;
  • статистика;
  • законы природы;
  • положения официальных документов.
  • Иллюстративные
  • конкретные примеры из жизни;
  • примеры из художественных произведений;
  • предположительные примеры.
  • Ссылки на авторитет
  • мнения выдающихся людей;
  • цитаты из авторитетных источников;
  • мнения очевидцев;
  • общественное мнение.

Структура аргумента

При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми «логическими переходами» - высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» - высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.

Например:

Тезис: Я  согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины.

Логический переход: Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России.

Аргумент: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, А. А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина:

                                                      Если крикнет рать святая:

                                                      «Кинь ты Русь, живи в раю!»

                                                       Я скажу: «Не надо рая,

                                                       Дайте родину мою».

Микровывод: Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ.Часть С. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста

На основе юмористического рассказа А.П.Чехова "Моя"она"....

Как составить план, хронологическую таблицу, сформулировать определение

Методические указания для студентов по составлению плана, хронологической таблицы, формулированию определения....

Как сформулировать проблему?

Существует несколько способов формулирования проблемы....

Как определить и сформулировать проблему текста

Как определить и сформулировать проблему текста...

Конспект урока на тему «Как сформулировать позицию автора. Отражение авторской позиции на примере текстов духовно-нравственного содержания»

В работе  представлен материал по развитию речи обучающихся 11 класса при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, в частности формулировке позиции автора...