Конспект урока в 9 классе на тему "Двоеточие в БСП"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_urok_na_temu_dvoetochie_v_bsp.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Цели урока:

  1. формировать умение устанавливать отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  2. развивать умение использовать различные синонимичные конструкции для передачи одного и того же смысла;
  3. работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложении.

Тип урока:

Методы:

Оборудование: учебник, презентация к уроку PowerPoint, карточки с заданиями, сборники для подготовки к ГИА.

Ход урока:

  1. Орг.момент.(Слайд 1)
  2. Повторение. Проверка домашнего задания.

- Какие предложения называются сложными?

- Какие две группы сложных предложений вы знаете?

- Какие предложения называются бессоюзными?

- В каких случаях в БСП ставится запятая, а в каких – точка с запятой? Примеры из домашнего упражнения?

III. Лингвистическая разминка.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь вы видите предложения, у которых необходимо определить структуру и объяснить постановку знаков препинания. (Слайд 2)

1)Петр Александрович Плетнев писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта»

2)П. Плетнев был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.

3)Печален я: со мною друга нет.

- Можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?

IV. Определение темы урока.

- Сформулируем тему сегодняшнего урока, вместе поставим цели к уроку.

(Слайд 3)

Двоеточие в БСП.

Цели:

  1. Выяснить условия постановки двоеточия в БСП.
  2. Научиться слышать двоеточие в БСП.

V. Изучение нового материала

- Вернемся к нашему БСП, попытаемся вместе объяснить постановку двоеточия в нем. (Слайд 4).

Печален я: со мною друга нет.

Почему? Причина

- На что указывает 2ая часть предложения?

- Попробуйте задать вопрос от первой части ко 2ой?

-Начертим схему этого предложения.

(2ая часть указывает на причину того, о чем говорится в 1ой части)

- Посмотрим с вами следующее предложение  (Слайд 5)

В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу я вздумал испытать судьбу.

А именно? Пояснение

- Какова роль 2ой части БСП?

-Начертим схему этого предложения.

(2ая часть поясняет, раскрывает содержание всей 1 части или каких-либо членов).

- Обратим внимание на следующее предложение (Слайд 6)

Вот смотрю: из-за леса выезжает кто-то на серой лошади.

- Какова роль 2ой части БСП?

- Начертим схему этого предложения.

(2ая часть дополняет 1ую, поясняет сказуемое 1 части).

- Подведем итоги по этим трем предложениям. В каких случаях между частями сложного предложения ставится двоеточие.

(Ответы детей, если есть ошибки, корректируются одноклассниками)

- Какую новую информацию несут следующие схемы? (Слайд 7)

[   ] :   [        ] => [   ] , (потому что  )

[   ] :   [        ] => [   ] , (что  )

(БСП с двоеточием можно заменить синонимичным СПП)

Смотрим Слайд 8 и комментируем.

1. Печален я, потому что со мною друга нет.

2. Вот смотрю и вижу, что из леса выезжает кто-то на серой лошади.

-Очень хорошо. Открываем сейчас учебники на странице 98, смотрим параграф 16. Прочитаем про себя данный теоретический материал.

- Есть ли в учебнике новая информация по данной теме?

VI. Закрепление пройденного материала. Тренировочные упражнения.

- А сейчас, опираясь на образец-схему, сформулируйте задание к упражнению. (Слайд 9)

[   ] , (  ) => [   ] :   [        ]

(необходимо переделать СПП в БСП, передать содержание СПП синонимичным БСП)

Слайд 10

  1. Проснулся и увидел, что в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
  2. Я не мог заснуть, так как передо мной во мраке все время вертелся мальчик с белыми глазами.
  3. Когда поднялись на холм, то увидели неожиданную картину, а именно: на опушке стояли два лося.

VII. Работа с учебником

- Молодцы. Выполним сейчас упражнение 223 в учебниках. Прочитайте вслух, соблюдая правильную интонацию. Спишите, расставляя знаки препинания, объясните их постановку.

Ребята записывают предложения в тетрадях и на доске, поясняют знаки препинания, составляем схему 4 и 7 предложения.

VIII. Работа по подготовке к ГИА.

- Как мы уже отмечали, умение находить сложное предложение в тексте, определять разновидность сложного предложения необходимо для успешной сдачи ГИА, а именно заданий В6, В7, В8,В9. Сегодня мы с вами рассмотрим задание В9. Откройте, пожалуйста, сейчас сборники на стр. 8. читаем задание, находим ответ в тексте, объясняем.

Выполняем задания на странице 8, 18, 24, 36, 48.

IX. Самостоятельная работа.

- Ребята, перед вами карточки с заданиями. Ваша задача распределить предложения по смыслу.

Смысловые отношения

№ предложений

Пояснение

Дополнение

Причина

Предложения для карточек:

  1. Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника, угнетенный,  вышел на свет и цвел до морозов.

2. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 

3. Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица 

4. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой.

5. Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.

6. Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие.

X. Итоги урока.

- Все ли понятно?

- В каких случаях проставляется двоеточие между частями БСП?

XI. Подача домашнего задания.

- Ребята, запишите домашнее задание на следующий урок. Упр.224


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...