Дистанционное обучение. Материалы к работе над темой "Наклонения глагола"
консультация по русскому языку (6 класс) по теме

Материалы преназначены для помощи  учащимся в самостоятельной работе по изучению темы в 6 г классе в условиях карантина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

Задачи: дать  понятие о наклонениях глагола,  изменении глаголов в изъявительном

наклонении; помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы; стремиться воспитывать аккуратность в работе, уважение к родному языку.

I. Работа с текстом.

Когда выйдешь зимой в тихий морозный день в поле или в лес, посмотри кругом и послушай. Везде снег лежит, реки замерзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые, ничто не шевелится. Стоял бы и слушал. Но холодает. Пора домой.

(Выписываются глаголы, определяется переходность - непереходность)

—   При каких условиях и что бы сделал герой текста?

—   Какими глаголами выражается его просьба?

—   В каких глаголах выражено время, которое происходит в настоящий момент? А в будущем времени?

Глагол имеет три наклонения.

II.   Знакомство с теоретическими сведениями § 91.

—   Глаголы в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдет?

—   Какое наклонение глагола указывает на действие, которое может совершиться при каком-то условии?

—   Какое наклонение выражает побуждение к действию?

III.   Работа с текстами.

—   Прочитайте текст №1. Озаглавьте его.

Известно, что в сказках птицы и звери разговаривают. Так ли это?

Если бы вечером залаяла во дворе собака, вы бы поняли, что идет чужой. Разве собака не говорит об этом на своем собачьем языке? Нет, она лишь подает тревожный сигнал.

Такими сигналами животные могут многое сообщить друг другу. Вот, скажем, летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.

—   Почему автор назвал его так?

—   Выпишите глаголы и определите, в каком наклонении они стоят.

—   Выделите в выписанных глаголах окончания, определите, на что они указывают.

Образец: разговарива | ют |— I  спр.,  наст,  вр.,  3-е л.,  мн. число.

—   Прочитайте текст №2.

Ночь побледнела, и месяц садится

За реку красным серпом.

Сонный туман на лугах серебрится,

Черный камыш отсырел и дымится,

Ветер шуршит камышом. (И. Бунин.)

—   Какие средства выразительности использует поэт для создания яркой, образной картины природы, передачи своего отношения к изображаемому?

Изменилось бы что-нибудь в картине, если, например, вместо эпитета сонный (туман) употребить какое-нибудь определительное прилагательное, скажем, густой, белый, плотный?  

Укажите время глагола.

Правомерно ли употребление в одном предложении одновременно глаголов в прошедшем и настоящем времени?

—   Составьте схемы предложений; определите переходность глаголов.

Вопросы на закрепление материала:

Как изменяются глаголы, которые употребляются в изъявительном наклонении?

Глаголы какого наклонения имеют родовые окончания? личные?

Можно ли по морфеме определить форму глагола? Докажите. (Л, ТЬ, ЕШЬ)

Домашнее   задание: п. 91, 539, 540



Предварительный просмотр:

Повелительное наклонение.

Задачи: познакомить с   образованием  форм повелительного наклонения; об употреблении форм повелительного наклонения;  развивать  умение сравнивать, обобщать, анализировать (находить глаголы в повелительном наклонении, различать формы изъявительного,  условного и повелительного наклонений); стремиться к воспитанию уважения к старшим, чувства субординации, такта, отзывчивости.

I.  Если бы исследователи оказались на Марсе, то они увидели бы под собой почву красно-бурого цвета.

—   Подчеркните грамматические основы предложения.

—   Составьте схему предложения.

—   Разберите по составу глагол оказались  (бы).

II.   Наблюдения на с.  199 (до второй звездочки).

III.   1.    Слушай [_ ]   внимательно   объяснение   учителя   (требование)

2.    Саша,   выполни,   пожалуйста,   мою   просьбу   (просьба).

3.    Николай   Иванович,   расскажи| те [,   пожалуйста,   нам   о   себе.

4.    Отмерь| те | по   линейке   два   сантиметра.

5.    Спрячь [I   меня,   яблонька.

—   В каких предложениях употребляются глаголы в форме повелительного наклонения? В форме какого числа?

IV.   Чтение учебника на с. 199—200.

V.   Образуйте форму повелительного наклонения:

неопределенная          ед. ч.                                 мн. ч.

форма

красить                           крась                               крась[те|

познакомиться               познакомься                   познакомь| те |сь

сеять                               сей                                   сей[те |

спрятать                         спрячь                             спрячьГтё|

везти                               вези                                вези[те]

VI.   

—   Прочитайте стихотворение В. Шефнера «Миг». Определите его основную мысль. Выпишите глаголы, стоящие в повелительном наклонении.

Не привыкайте к чудесам,—                Приглядывайтесь к облакам,

Дивитесь им, дивитесь!                        Прислушивайтесь к птицам,

Не привыкайте к небесам,                    Прикладывайтесь к родникам,—

Глазами к ним тянитесь.                       Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так — и все не так

Через одно мгновенье.

VII.   Запись текста.

Встаньте пораньше утром, быстро сделайте зарядку, позавтракайте и отправляйтесь на речку. На берегу выберите удобное местечко и раскиньте удочки. Наберитесь терпения. Но вот удочка вздрогнула. Не теряйте времени, а то рыба склюет наживу и оставит вас с носом.

—   Подчеркните глаголы, определите их форму. —   Найдите фразеологический оборот. Как вы его понимаете?

—   Вспомните и запишите фразеологические обороты со словом нос, поставив глаголы в повелительном наклонении. Объясните значение оборотов (заруби себе на носу, не вешай носа, держи нос по ветру, три к носу, не води нас за нос, не задирай носа и т. д.). С 3 — 4 фразеологическими оборотами составьте предложения.

Домашнее   задание: §  93; упр. 491, 492.

Повелительное наклонение (продолжение темы).

Цели: познакомить с  условиями употребления мягкого знака на конце глаголов в повелительном наклонении; развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод; воспитывать внимательное, бережное отношение к нормам родного языка.  

I.   Проверка домашнего задания.

II.   Объяснительный диктант.

Прибавьте шаг, отправьте письмо, обрежьте цветы, не измажься в масляной краске, обнаружьте ошибку в расчете, мелкая дрожь, привлекательный пейзаж, понаблюдаешь за птицей, ландыш пахуч, беречь природу, возле дач, из-за свинцовых туч, много задач, обеспечьте порядок, подпояшься пояском, юноша широкоплеч, спрячьтесь от дождя, умоляешь о помощи, вставьте знаки препинания, проверьте написанное, оставьте багаж, ознакомься с условиями задачи, исправьте ошибки.

III.   «Говори правильно». Ляг лягте, клади кладите, положи положите, беги бегите.

IV.   Упр. 495 (устно).

V.   В форме повелительного наклонения может употребляться частица -ка, которая смягчает форму приказа, а также частицы пусть, пускай, да.

Пусть всегда будет солнце! Расскажи-ка об этом подробнее. Да здравствует свобода!

VI.   Запись под диктовку с объяснением написанного.

Проведите опыт. Возьмите два одинаковых комнатных растения, поливайте их на протяжении всего опыта. Одно растение поставьте на подоконник, а другое — в темное место. Через несколько дней вы увидите, что у второго растения листья пожелтели. Сделайте вывод из опыта.

VII.   Напоминаем учащимся, что часто в побудительных предложениях, где употребляются глаголы в повелительном наклонении,

бывают обращения.

Запись предложений с заданием определить их вид по цели высказывания; первые четыре предложения разобрать по членам.

1) Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины. (Е. Баратынский.)

2)  Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

(А. Пушкин.)

3)  Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (А. Кольцов.) 4) Не пугай меня грозою: весел грохот вешних бурь! (И. Бунин.) 5) Спешите делать добрые дела. (А. Яшин.) 6) Не позволяй душе лениться! (Н. Заболоцкий.)

(Напоминаем: в некоторых предложениях для большей выразительности могут повторяться слова: зимы ждала, ждала природа. (А. Пушкин.) Повторяющиеся слова не являются однородными членами предложения.)

Домашнее   задание: §  93; упр. 494.



Предварительный просмотр:

Условное наклонение.

Задачи: познакомить с   образованием  и изменением формы условного наклонения глагола; развивать  умение сравнивать, обобщать, анализировать (находить глаголы в условном наклонении, различать формы изъявительного и условного наклонений); воспитывать стремление к самоконтролю и  добросовестность.

I.   Долгими зимними вечерами завывают метели, бушуют вьюги. Бледная луна временами выглядывает из-за тучи и снова прячется за облаками. Я бы вернулся домой, но дорога длинна и опасна. Затопи печь, чтобы не так темно было и страшно.

—   Составьте схемы предложений.

—   Выпишите глаголы. Определите их наклонение, время.

—   Для написания личных окончаний каких глаголов обязательно определение спряжения? Почему?

II.   Объясните окончания глаголов, укажите  наклонение глаголов, переходность, вид.

Реяли стяги, услышал старинное предание, увидите причудливые растения, видел извержение, заклеил конверт, затеял ссору, посеял вражду, построили искусственный каток, снег растаял, зависел от времени пребывания на отдыхе, затеет игру, лелеял мечту о кругосветном путешествии, повеял ветер, почуял запах горелого хлеба.

Дополнительно:

—   Вспомните глаголы на -ять. Какого они спряжения?

—   Назовите глаголы-исключения II спряжения.

—   Глагол какой формы не обозначает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода?

—   Какие он может иметь окончания?

—   Как определить безударные личные окончания глаголов?

—   На что указывают окончания глагола в настоящем времени? в будущем? в прошедшем?

III.   Наблюдение §. 92.

IV.   Закрепление материала.

1.   Работа с текстом упр. 543.

2.  

1) Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре угасла бы. 2) Если бы растения не получали солнечных лучей, то они не смогли бы поглощать углерод и насыщать воздух кислородом. 3) Что бы вы увидели на Марсе, если б побывали там?

—   Составьте схемы предложений. Какими союзами связываются части сложных предложений?

—   Определите форму глаголов.

4.   Составьте из двух простых предложений сложное. Употребите в нем глагол в форме условного наклонения.

1) Пройдет теплый дождь. Появятся грибы в лесу. 2) В случае затруднения в написании слов ты обращаешься к словарю. Твоя грамотность повышается.

Домашнее   задание: § 92, 545, на выбор 546 или 547


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА

Слайд 2

ЗАДАЧИ: ознакомить учащихся с наклонениями глагола; формировать умение различать наклонения; правильно употреблять в речи глаголы разных наклонений.

Слайд 3

НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ: Изъявительное Условное Повелительное

Слайд 4

Наблюдал я вчера картину. Около большой дождевой лужи сидели несколько воробьёв, грелись на солнышке. Временами залезали в лужу, купались, плескались , потом сушили пёрышки на солнце. Но вот проходивший мимо мальчик бросил на асфальт кусочек булки. Воробьи тут же забыли про купание и стали драться из-за этого кусочка. Такой шум подняли! Какие действия обозначают подчеркнутые глаголы?

Слайд 5

Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле, - это глаголы в изъявительном наклонении .

Слайд 6

«Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- То на весь крещёный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица,- Говорит её сестрица,- То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица,- Третья молвила девица,- Я б для батюшки царя Родила богатыря». Какие действия обозначают подчеркнутые глаголы?

Слайд 7

Условное наклонение обозначает действия, которые желательны или возможны при определённых условиях. Глаголы в условном наклонении отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ(А) БЫ? ЧТО СДЕЛАЛ(А) БЫ? Образуется оно так: Глагол в прош. вр.+частица БЫ(Б) Сказал бы, помог бы

Слайд 8

Берегите друг друга, Добротой согревайте , Берегите друг друга, Обижать не давайте ! Берегите друг друга, Суету позабудьте, И в минуту досуга С другом рядом побудьте! О. Высотская. Какие действия обозначают подчеркнутые глаголы?

Слайд 9

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то приказывает или просит выполнить. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЙ(ТЕ)? ЧТО СДЕЛАЙ(ТЕ)? Берегите, приходи, выучи, садитесь.

Слайд 10

СМЫСЛОВЫЕ ОТТЕНКИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ГЛАГОЛАМИ В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ: Принеси, пожалуйста, тетрадь Быстро принеси тетрадь! Принеси-ка тетрадь. Не мог бы ты принести тетрадь? - Просьба - Приказ, требование - Просьба с оттенком дружеского пожелания - Вежливая просьба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя дистанционного обучения "Из опыта работы с ребёнком с ОВЗ"

В статье я попыталась рассказать, поделиться пусть не большим, но всё-таки опытом. Стаж моей педагогической деятельности всего лишь 2 с небольшим года, но и это время, проведённое с данной категорией ...

Дистанционное обучение. Из опыта работы.

Дистанционное обучение на уроке химии....

"Плюсы и минусы дистанционного обучения". (Из опыта работы)

В п   В последние годы популярность дистанционного обучения постоянно растет. Разумеется, назвать ее полноценной формой обучения в школах еще очень рано, но определенные шаги в этом направлении у...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя истории и обществознания с городским порталом дистанционного обучения  города  Санкт-Петербург. Исследование направлено на выявление преим...

Особенности организации дистанционного обучения (из опыта работы)

Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства об...

Организация учебного процесса в период дистанционного обучения. Из опыта работы. Учитель истории, обществознания Андуганова А.Э.

В данной статье хочу поделиться опытом организации учебного процесса при дистационном обучении. Ознакомить с интересным ресурсом,который может стать помощником для учителя....

Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения (из опыта работы)

Сообщение на педсовете по теме:«Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения(из опыта работы)»...